ШКАЛА ДРЕССУРЫ
Через всю работу в дрессуре вплоть до Большого приза проходит красной нитью так называемая шкала дрессуры: ритм, раскованность, упор в повод, швунг (выполнение движений с подъемом и размахом), прямой постав, сбор. Эти понятия являются критериями правильного выполнения любого элемента дрессуры. Ритмичность и раскованность создают предпосылки для обучения. Только из состояния раскованности может возникнуть правильный упор в повод. Если достигнут мягкий контакт со ртом лошади, можно улучшать широту и энергичность движений.
При энергичном движении вперед удается направлять корпус лошади прямо. И лишь абсолютно прямо поставленная лошадь дает возможность достичь максимальной степени сбора.
Тот, кто хочет заниматься выездкой, должен четко понимать этот теоретический арсенал нашего спорта, чтобы правильно оценивать гимнастическую ценность работы в дрессуре.
Ритмичность
Под ритмичностью мы подразумеваем равномерность движений на всех трех аллюрах. Человек, наблюдающий лошадей в естественном движении на пастбище, лишь в редких случаях сможет обнаружить у здоровой лошади нарушение ритма. Отклонение в ритме возникает большей частью лишь после неправильного воздействия всадника. Отсутствие четкой ритмичности составляет один из самых основных недостатков в выездке. От него следует непременно избавиться, чтобы дальнейшая работа с лошадью вообще имела какой-то смысл.
Шаг – это спокойное движение в четыре такта. Ноги опускаются на землю одна за другой в диагональной последовательности. Например: 1. левая передняя нога, 2. правая задняя нога, 3. правая передняя нога, 4. левая задняя нога. Шаг является ритмичным, если удары копыт о землю следуют через равные промежутки времени, длина шага в рамках определенного темпа остается неизменной.
Если равномерность шага утеряна, то может развиться даже иноходь. Лошадь одновременно ступает ногами, расположенными с одной стороны корпуса.
Нарушения ритма могут возникнуть, если лошадь зажата, закрепощена в спине, если всадник слишком форсирует посыл на шагу, а также если он пытается слишком сильно собрать ее на шагу. Как показывает мой опыт, к иноходи либо почти одностороннему шагу склонны те лошади, которые обладают от природы широким шагом, у которых задние ноги далеко заступают за след передних. С такими лошадьми следует быть особенно осторожными при отработке собранного шага.
Рысь - это размашистый аллюр, при котором диагональные ноги одновременно опускаются и отталкиваются от земли. При этом находящаяся в воздухе пара ног опускается на землю на мгновение после того, как другая пара ног отталкивается от грунта. Таким образом возникает момент подвисания, парения. Рысь считается ритмичной тогда, когда отталкивание и опускание на землю диагональной передней и задней пар ног происходит через равные промежутки времени.
Чистый ритм на рыси узнают по тому, что диагональные передние и задние ноги параллельны друг другу.
Нарушения ритмичности узнают в первую очередь по тому, что задние ноги совершают отталкивание позднее, чем соответствующие передние ноги. В таких случаях говорят, что задние ноги тянутся. Причины этого недостатка заключаются прежде всего в попытках слишком рано собирать лошадь на рыси, когда ее задние ноги еще недостаточно гимнастически развиты, либо в преждевременных попытках поднять ее передний отдел без соответствующей работы спины. Вследствие этого лошадь начинает спешить на средней рыси, приобретая соответствующий порок – нарушение ритма. У лошадей, имеющих от природы негибкие задние ноги и несколько разведенные в стороны скакательные суставы, опасность отставания задних ног на рыси особенно велика.
Случается и так, что лошади одной задней ногой делают более короткий шаг, чем другой. Этих лошадей сковывает повод. Они неправильно упираются в повод с одной стороны трензеля, хотя без всадника бегают рысью вполне равномерно. Часто причиной бывает то, что всадник бессознательно одной рукой действует сильнее, чем другой. Это особенно влияет на чутких, нервных лошадей. Если же причина недостатка не в действиях всадника, то следует больше работать с лошадью над развитием гибкости и распрямлением ее.
Галоп – это движение в три такта с фазой свободного подвисания. Галоп ритмичен, если четко прослушивается три такта и если удары копыт о землю следуют через равные промежутки времени. На галопе одна пара ног опускается дальше другой пары ног. При галопе с правой ноги опережают правые ноги, с левой – левые.
После момента свободного парения опускается наружная задняя нога, затем одновременно опускаются внутренняя задняя нога и наружная передняя, а третий удар копыт о землю – опускается внутренняя передняя нога. Если внутренняя задняя нога опускается раньше наружной передней ноги, то возникает неправильное движение в четыре такта.
Основной причиной этого недостатка является слишком энергичное подхватывание рукой при подъеме в галоп без достаточного выбрасывания задних ног. Разумеется, встречаются лошади, галопирующие от природы очень хорошо, а бывают такие, что вообще галопируют плохо. Поэтому при выборе лошади для выездки учтите, что природный круглый галоп, спокойный галоп уже является большим преимуществом.
Раскованность
Если лошадь идет ритмично и всадник начинает ее высылать, то лошадь при низко поставленной шее расслабляет свою шейную и спинную мускулатуру и может подводить задние ноги. Движения становятся более широкими, захват пространства больше. Лошадь идет свободно, раскованно.
Раскованность сразу можно определить по мягко колышущейся спине лошади, позволяющей всаднику иметь глубокую, непринужденную посадку, также по свободным, ритмичным движениям животного. Если всадник отдает повод, то лошадь постепенно вытягивает шею вперед-вниз, не пытаясь вытащить повод из рук всадника рывком. Лишь тогда, когда достигнута такая раскованность мускулатуры спины и шеи, можно во время рабочей фазы тренировки приводить мускулатуру лошади опять в состояние эластичного напряжения.
Состояния раскованности следует заново достигать в начале каждой тренировки с помощью таких упражнений, как легкая рысь, переходы из галопа в рысь и обратно, а также работа на клавишах.
Дело в том, что от долгого стояния в деннике лошадь может чувствовать себя скованной и, кроме того, у нее могут болеть мышцы после напряженной работы, проделанной накануне.
Порой лошадь теряет свободу и раскованность из-за чрезмерной нервозности. В таких случаях опытный всадник будет дозировать свои требования таким образом, чтобы лошадь могла сохранить или восстановить свое душевное равновесие.
Легкое возбуждение возникает тогда, когда вы принимаетесь за работу над новым элементом и лошадь еще не вполне поняла, чего от нее хотят. Очень важно преодолеть беспокойство лошади собственным спокойным поведением и поддерживать раскованность своей лошади в течение всего занятия. Время от времени нужно давать лошади спокойно пошагать, потому что без спокойного, свободного, раскованного состояния лошади всякая тренировка по выездке бессмысленна.
Упор в повод
Если лошадь идет раскованно, то толкательная сила задних ног через свободно колеблющуюся спину при мягко отданном затылке переходит на спокойно сдерживающую руку всадника. Возникает равномерный и постоянный контакт со ртом лошади. Всадник в обеих руках чувствует упор одинаковой силы. Этот контакт может развиваться только из высылающего воздействия поясницы и шенкеля, но ни в коем случае из одного лишь сдерживания поводом. Лошадь должна быть надвинута на повод высылающими средствами воздействия, причем ее передние и задние ноги должны находиться друг с другом в динамическом контакте, подвижной связи.
При этом лошадь не должна искать поддержу в руке всадника, а должна отталкиваться от трензеля и отжевывать его. Если упор в повод слишком силен, всадник должен с помощью полуодержек восстановить более мягкий контакт. Всадник сильнее напрягает поясницу, усиленным воздействием шенкеля заставляет лошадь больше подвести вперед задние ноги и таким образом вынуждает ее самостоятельно саму себя вести и отталкиваться от железа.
Швунг
Это слово многозначно: размах, полет, подъем, воодушевление, порыв, темп. В конноспортивной терминологии оно означает выполнение элементов езды с подъемом, энергией, широкой амплитудой движения, свободно и пластично. Емкость этого термина затрудняет его перевод одним словом. Видимо, поэтому слово швунг взято в конноспортивную терминологию других языков – английского, шведского, французского и других. Употребляемое у нас слово «импульс» не точно и гораздо беднее по смыслу. Может быть, есть смысл взять «швунг» и в нашу терминологию (прим. переводчика).
Если лошадь работает спиной и нашла правильный упор в руке всадника, то в процессе дальнейшего обучения можно усилить толкательную силу задних ног, развить гибкость их суставов и побудить лошадь на рыси и на галопе на высокие и размашистые движения.
Швунг выражается в эластичном отталкивании и опускании задних конечностей. Условием для этого является усиленное растягивание и сгибание бедренных и коленных суставов. Особенно способные лошади обладают швунгом от природы, так что всаднику остается лишь еще больше развить его. У других же лошадей швунг появляется тогда, когда путем целенаправленной работы задний отдел приобретает достаточную гибкость и силу. Чем больше развит швунг лошади и чем в большей степени ее задние ноги принимают на себя вес тела, тем легче становится упор в повод. Лошадь больше не нуждается в поводе как в поддержке при сохранении равновесия. Она сама себя несет. Отличающиеся широтой и подъемом эластичные движения задних ног позволяют всаднику глубоко и мягко сидеть в седле.
Прямой постав
Толкательная и несущая сила задних ног работает тем продуктивнее, чем прямее воздействует она на массу тела.
Однако все лошади от рождения кособоки. Их задние ноги не опускаются точно на линии следов передних ног. Как правило, левая задняя нога опускается между следами передних ног, а правая задняя нога опускается рядом со следом передней правой ноги. Таким образом, правая задняя нога подставляется не под корпус лошади, я рядом с ним.
В этом случае лошадь напрягает мышцы шеи с левой стороны. На правой стороне лошадь не принимает повод, а шейные мышцы не работают.
Поэтому работа над выпрямлением лошади – одна из важнейших задач выездки. Прямо поставленную лошадь узнают по тому, что:
-
ее осевая линия представляет собой прямую,
-
на дугообразных линиях позвоночник лошади сгибается таким образом, что следы задних ног идут в линии следов передних,
-
на боковых движениях лошадь ступает задними ногами в направлении движения, а не в сторону.
Всадник чувствует, что лошадь поставлена прямо тогда, когда:
-
он чувствует равномерный упор в обе руки,
-
полувольт и вольт выполняются налево и направо с одинаковой легкостью, и на гладком песке лошадь оставляет только одну линию следов,
-
уши лошади находятся на одинаковой высоте, то есть лошадь не сбрасывает затылок,
-
спина лошади ровно принимает всадника, он не сползает на сторону, и ему не приходится поправлять посадку.
Гимнастическое средство к выпрямлению лошади – распрямляющая работа на сгибание. Работа на сгибание должна, охватывать всю лошадь. Правильная работа на сгибание видна тогда, когда изгиб проходит равномерно через всю лошадь, когда вся она - голова, шея, позвоночник, поясница точно выстроены по изогнутой линии своего следа. Только тогда:
-
устраняется сопротивление в затылке,
-
мускулатура шеи на согнутой стороне расслаблена и податлива,
-
позвоночник становится гибким, что способствует пружинящей работе спины, а задние ноги вынуждены подставляться под корпус лошади, под вес ее тела, а не в сторону от этого веса,
-
бедренные, коленные и скакательные суставы становятся более гибкими.
Если равномерность сгибания не достигнута, если линия позвоночника, проходящая через всю лошадь, имеет излом, то швунг, импульс, исходящий от задних ног, не достигнув рта, прерывается. В таких случаях возникает сваливание затылка, неправильный изгиб шеи, слишком большой угол между шеей и корпусом, недостаточная гибкость корпуса.
Самое большое значение выпрямляющая работа на сгибание имеет для развития гибкости и подвижности суставов задних ног – бедренных и коленных. Это наиболее сильные суставы задних ног. Если они сильны и гибки, они разгружают скакательные суставы и позволяют улучшить толкательную и несущую силу задних ног, которая в полной мере может развиться только у прямо поставленной лошади. Движения лошади получают выразительность и красоту.
Увеличив гибкость заднего отдела лошади, можно заставить лошадь больше подводить под себя задние ноги и одновременно с помощью полуодержек и высылающих средств воздействия сдвинуть ее силуэт и таким образом перенести тяжесть ее тела в большей степени на задние ноги. Тогда лошадь пойдет в сборе.
При этом руки всадника воздействуют на задний пояс лошади. Но только во взаимодействии с высылающим влиянием поясницы и шенкелей, которые должны обеспечивать усиленное подведение задних ног.
Увеличение нагрузки на передние ноги требует от них большого количества несущей силы. Таким образом лошадь усиленно гимнастицирует свой задний пояс. Круп несколько опускается, и соответственно приподнимается передний отдел лошади. Усиленное сгибание и энергичное распрямление суставов задних ног позволяет животному делать высокие и размашистые, величавые шаги или скачки. Благодаря высокому подъему передней части корпуса лошадь чрезвычайно легко упирается в руку всадника.
Самая большая ошибка всадника при работе над сбором заключается в слишком сильном воздействии рук без достаточного в то же время высылания поясницей и шенкелем. В результате движения лошади становятся более короткими, но отнюдь не более высокими и величавыми. Зачастую страдает даже чистота движений. Всадник с помощью высылающих средств воздействия должен постоянно заботиться о том, чтобы и в сборе лошадь сохранила швунг.
Чем в большей степени ему это удается, тем больше в то же время улучшается проводимость лошади. Лошадь без каких бы то ни было заминок пропускает через себя высылающие и сдерживающие импульсы всадника.
|