Часть пятая.
Пассаж. Пиаффе.
Элементами высшей сложности верховой езды являются также пассаж и пиаффе. Точных рекомендаций, чему обучать лошадь раньше - пассажу или пиаффе, нет. Это зависит от индивидуальных способностей лошади.
Пассаж - это парящее движение лошади на рыси или рысь с подвисанием. Поднятые диагональные ее ноги на мгновение задерживаются в воздухе, создавая впечатление особенно четкой размеренности, изящества и легкости движения. Для пассажа характерна каденция, то есть особо четкий ритм в движении.
Выполнение пассажа, его качество, в большой степени зависит от строения лошади, но неизмененными остаются главные его критерии - предельная ритмичность (каденция), точное опирание диагональных ног о землю и полный сбор. Это возможно только тогда, когда у лошади хорошо работают спинные мышцы.
Приступать к пассажу следует после того, когда лошадь научилась идти правильной собранной рысью в один и два следа и когда всадник может в любой момент прервать предлагаемую ему лошадью парящую рысь и перевести ее на обычную. Идущую энергичной собранной рысью лошадь, побуждают чутким и легким набором повода (при одновременном посыле шенкелем) задерживать не весу поднятые ноги. Постепенно фаза подвисания между сменой диагональных пар ног лошади должна удлиняться, вызывая то самое величавое движение, которое и есть пассаж.
Пассаж рекомендуется отрабатывать короткими репризами, обращая внимание на работу спины и ног. Не следует зажимать лошадь шенкелями, так как такая работа шенкелей делает движение лошади не эластичным. На пассаже нужно применять "подхват" шенкелями снизу-вверх в темп движения. Чем сильнее. пружиня, лошадь Отталкивается от земли, тем совершеннее будет пассаж.
Пассаж будет выглядеть правильным, если предплечья передних ног лошади поднимаются почти до горизонтального положения, пясть опущена под прямым углом, причем зацеп копыта и расслабленный путовый сустав одной ноги находятся посередине пясти второй передней ноги. Задние же ноги поднимаются до уровня путовых суставов и не должны быть выше передних ног.
В основе пассажа лежит особое желание лошади двигаться вперед с хорошим импульсом. Задача всадника - не помешать ей в этом и. чутко координируя свои воздействия, помочь ей сохранить импульс. Правильный ритмичный пассаж возможен только у хорошо уравновешенных лошадей. Поспешность в требованиях. форсированная подготовка лошади приводят ко многим ошибкам, таким как:
• "зажатая" спина (правильный пассаж предполагает вибрацию спинных мышц. позволяющих всаднику ощущать эти колебания, очень мягкие и приятные):
• раскачивание задом;
• неровная работа задних ног;
• растягивание рамки;
• мячикообразное отталкивание (не эластичное движение, а резкое, как у мячика, когда мышцы ног напряжены, а путовые суставы не могут расслабиться так, чтобы создалось впечатление непринужденности и элегантности). К сожалению, сейчас подобное движение очень распространено. Для исправления ошибок на пассаже рекомендуется постоянно возвращаться к собранной рыси, с которой начиналось общение лошади пассажу, и следить при этом за прямолинейностью движения. Ошибки на пассаже возникают также из-за неточностей, допускаемых самими всадниками, когда движение их корпуса не совпадает с тактом движения лошади или когда происходит непопадание посыла в НУЖНЫЙ момент.
Пиаффе - это высокое движение лошади, похожее на рысь, но на месте, при котором попеременно поднимаются и опускаются ее диагональные пары ног. Некоторые специалисты считают пиаффе пассажем на месте. Такая точка зрения отражается на подготовке и обучении лошади этому упражнению, о чем будет говориться ниже.
Большая часть веса лошади на пиаффе приходится на ее задние ноги, поэтому мы видим, что круп у нее приспущен, а задние ноги сильно СОГНУТЫ в скакательных суставах, спинные мускулы пружинят. Эта вибрация спины воспринимается всадником как мягкое колебательное движение. Так как на пиаффе сохранение равновесия играет главенствующую роль, то всаднику следует сидеть в седле очень спокойно. Любое его движение корпусом может сбить лошадь, она потеряет равновесие, и в результате нарушится ритмичность этого труднейшего для животного движения.
Шенкель должен только следить за тем, чтобы движение лошади не прекращалось, поэтому он значительно мягче работает на пиаффе, чем на пассаже. Легкий контакт со ртом лошади не должен прерываться. Повод помогает всаднику удерживать лошадь от раскачивания передом и ограничивает ее движение. Долю выдерживать лошадь на месте не рекомендуется. Лучше ее чаще выдвигать вперед, потом приостанавливать и опять выдвигать вперед.
Пиаффе - это "в высшей степени собранная, ритмичная, высокая и величественная рысь на месте. Спина лошади гибкая и вибрирует. Круп немного опущен, задние ноги с активными скакательными суставами хорошо подведены, что позволяет переду лошади и передним ее ногам двигаться легко и свободно. Каждая диагональная пара ног поднимается и опускается попеременно, сохраняя одинаковый ритм и достаточную продолжительность подвисания" (Правило ФЕИ). Как приступать к работе над пиаффе? В руках, без веса всадника (дополнительной помехи для сохранения равновесия), научить лошадь пиаффировать значительно проще, чем под седлом. Пользуются при этом длинными вожжами - поводьями или лонжами. Делать это лучше и легче вдвоем, то есть работать с помощником: один человек ведет лошадь, а второй ее подгоняет, не давая ей останавливаться, накапливая энергию для отталкивания от земли. Главное, всегда нужно довольствоваться малым. На первых порах достаточно, чтобы лошадь сделала только два темпа пиаффе. Поощрение, оглаживание зафиксирует этот момент. Важно уловить нужное диагональное переступание ног лошади.
После отработки пиаффе в руках можно переходить к работе под всадником. Так как лошадь уже усвоила движение от хлыста, то сначала нужно воздействовать на нее и хлыстом и шенкелем. Потом хлыст постепенно убирают и остается один шенкель, который становится все мягче по мере понимания лошадью требований к ней всадника и когда она станет уравновешенной.
Но лучшее пиаффе все-таки получается, если уже уравновешенную на пассаже лошадь постепенно и медленно укорачивать па движении, доводя ее до работы на месте. При этом не следует забывать, что рамка лошади на пассаже и пиаффе неодинаковая: пиаффе требует большего подседа задом. На пиаффе круп более опущен, а задние ноги лошади подведены больше, чем на пассаже, с тем, чтобы они имели возможность толкнуть тело лошади вперед, сохранив правильный сбор. При этом зад не отстанет, рамка не растянется и правильный сбор сохранится. На пиаффе, как и на пассаже, от лошади требуется эластичность, мягкость движении и расслабление путовых суставов поднятых ног.
Чтобы всадник правильно прочувствовал это движение и научился воздействовать на лошадь, не мешая ей, конника сажают без поводьев на хорошо пиаффирующую лошадь (это идеальный вариант). Тогда он, не отрывая седалища от седла, мягко приложив шенкель (обняв бока лошади ногами) и шлюсс (свои бедра), будет следовать движениям лошади непринужденно и точно. Совершенно недопустимы на пиаффе раскачивание корпусом в такт движения лошади, а также беспокойные руки и шенкеля. Это не только мешает лошади в ее работе, но и снижает оценку у судьи за посадку. Чтобы избежать неравномерности в движении ног, отклонения от прямой линии и прочих ошибок, нужно как можно чаще выдвигать лошадь вперед на повод, на движение.
Наконец, очень сложным для освоения является осаживание. Движение лошади назад должно совершаться по прямой линии. Для осаживания характерно почти одновременное движение назад диагональных пар ее ног. При этом должны сохраниться правильность шагов лошади и тот же захват пространства, что и при движении вперед собранным шагом (так как осаживание делается на собранном аллюре). Идеально, осаживание делается без остановки перед повторным движением вперед и опять назад: лошадь движется как маятник - назад-вперед.
Чтобы выполнить осаживание, всадник применяет действие шенкеля сзади подпруги, а чтобы лошадь не двинулась вперед, он придерживает ее поводом, но не тянет на себя. Лошадь находится в ровном поводу. Огромное значение при осаживании имеет перемещение центра тяжести: седалище всадника немного подается вперед, освобождая поясницу лошади.
Начинать работу над осаживанием нужно в руках, а чтобы не вызвать скованности у лошади и ее сопротивления, нельзя требовать от лошади сразу многого, а довольствоваться нужно ее двумя-тремя шагами назад. После этого надо отдать повод, огладить и продвинуть ее вперед. Встав перед лошадью, берут в руки трензельные поводья и надавливают ими на рот сверху-вниз, слегка опустив ей голову, то есть освобождают ее зад и затяжеляют перед. Такое положение тела лошади позволяет ей легче поднять задние ноги и двинуться назад.
Осаживание - трудное и. утомительное упражнение для животного, поэтому нужно быть терпеливым и не отбивать у лошади охоту подчиняться человеку. После этого можно (лучше с помощью тренера) попытаться сделать осаживание под седлом - два-три шага. От внимания не должно уйти то, что шенкеля действуют одновременно, а сама лошадь должна быть в сборе, и всадник следит за тем. чтобы она не ушла за повод или через повод. При правильном подходе к обучению этому упражнению, как правило, лошадь будет двигаться назад, поднимая, а не волоча ноги, что серьезно отразится на оценке этого элемента судьями.
О разминке перед стартом и общих оценках. Завершая свои заметки по выездке, хотелось бы обратить внимание всех спортсменов на один важный в их работе момент - разминку перед стартом. Если понаблюдать, как разминают лошадей перед стартом, то убеждаешься, что делается она стереотипно - все спортсмены на всех лошадях (независимо от породы, темперамента и пр.) делают одно и то же: разминку-разогрев; повторяют отдельные элементы предстоящей езды, "оттачивают" целиком упражнение или его части, и, наконец, некоторые даже умудряются повторить всю езду. Причем работа над элементами перед стартом ничем не отличается от работы над ними в процессе ежедневных тренировок. Более того, нередко перед стартом лошадь "держат", например, на пиаффе, дольше, чем в обычные дни, добиваясь от нее полного послушания и четкого исполнения. Правильно ли это?
Начнем с разминки-разогрева, совершаемой без предъявления лошади каких-либо требований. Важно подготовить ее мускулатуру к работе на сгибания, к выполнению нагрузок без причинения травм. Но даже такая элементарная по замыслу работа должна быть разной, то есть для одной лошади достаточно сделать 10-15 минут шага, 10 - рыси, 3-5 - шага, 3-4 минуты галопа и далее еще шаг; то для другой лошади требуется больше времени для разогрева. Тренер и спортсмен должны это четко уловить и составить специальный для их лошади график. Упомянутый выше порядок разминки является минимальным для любой лошади.
Однако я не согласна с тем, что делают спортсмены далее. После чисто физической разминки должна быть проведена психологическая настройка лошади, и человека на то, что предстоит им делать во время выступления. Нужно прежде всего помнить, что каждый элемент высшей школы, выполняемый лошадью. является рефлекторным движением. Оно было освоено лошадью в результате многократного повторения в процессе работы.
Известно, что психическая деятельность тесно связана с двигательной, поэтому можно утверждать, что наработанное не забывается, и во время разминки следует только подсказать лошади, напомнить ей от каких воздействий выполняется то или иное движение. Не следует "работать" лошадь перед стартом так, как это делается на тренировке. К тому же у лошади очень чуткая нервная система и она чувствует заранее, что ей предстоит ответственная работа.
Нужно учитывать также и то, что сам человек нервничает перед стартом и может допустить какие-либо ошибки в работе. Неправильное требование всадника вызовет нервозность у лошади, собьет ее с толку. Нервное же состояние не способствует качественной работе, правильному восприятию ею указаний всадника. Может наступить полный разлад в отношениях между всадником и его партнером. В связи с этим не нужно и даже опасно во время разминки выполнять все элементы, входящие в схему предстоящей езды. Так, например, менку ног в счет можно вообще не делать. Проделайте только перемену ног в центре поля у буквы "X" и при подходах к стенке манежа. Главное - сохраняйте уверенность в себе и в своей лошади.
То же самое можно сказать и о пируэтах. Вместо того, чтобы помногу раз "крутить" пируэты, стараясь довести их до совершенства, поработайте лошадь на сгибания на большом вольту, постепенно уменьшая его, но ни в коем случае не доводя до настоящего пируэта. Далее, если пассажем (обращая внимание на подъем в пассаж и выход из него) можно пройти небольшое расстояние, то пиаффе лучше сделать с продвижением и очень немного. Важно направить внимание на сокращение движения и выдвижение лошади вперед. Повторить такое упражнение можно, но не более двух-трех раз.
Главная работа должна быть направлена на так называемую "гармошку", когда совершаются переходы из одного вида аллюра в другой. Работая с лошадью, не забывайте всегда использовать углы манежа. Подходя к углу, усиливайте шенкель, чтобы увеличить сбор лошади и таким образом подготовить ее к переходу. например, из прибавленной рыси в собранную или наоборот. Кстати, не рекомендую делать длинную прибавленную рысь: достаточно выдвинуть из угла лошадь на увеличение нескольких махов. Не стоит учить в последний момент ни себя, ни лошадь. Нужна спокойная психологическая настроенность на выполнение программы езды наилучшим образом для себя и своей лошади. Очень важно повторить сгибания и особенно "плечом внутрь", которое способствует подведению зада лошади.
Подобного рода разминка всегда себя оправдывала, хотя спортсмены, которым я рекомендовала делать так, сначала выражали свою неуверенность и встревоженность. Результат же оправдывал эти советы.
И последнее, "прокатывать" всю езду во время разминки нельзя. Вместо мобилизации психики всадника и лошади на выступление с наилучшим результатом можно вызвать либо вредную успокоенность (при хорошем выполнении программы), либо еще большую нервозность у спортсмена. немедленно передающуюся лошади.
От разминки нередко серьезно зависит самое главное, ради чего Человек работает с лошадью годами - его выступление в соревновании.
Заканчивая обзор работы с лошадью, хочу остановиться на небольшой расшифровке общих оценок, которые выставляют судьи в конце любой езды. так как они как бы подводят итоги не только выступлению всадника на данном соревновании, но и проделанной им работы, определяя степень и качество выездки лошади.
В общие оценки принято включать:
1. аллюры (их свобода, правильность и равномерность);
2. импульс (желание лошади двигаться вперед, эластичность шагов, гибкость позвоночника, подведение зада);
3. повиновение (внимание, доверие, гармония, легкосгь. отчетливость движений);
4. положение и посадка всадника, в также правильность и эффективность применения им средств управления лошадью.
Говоря об аллюрах, следует подчеркнуть, что качество движений лошади прямо зависит от свободы ее движений. На любом аллюре, будь то шаг, рысь или галоп, не должно быть "зажатости" - скованности мускулатуры лошади. Свободная мускулатура позволяет лошади двигаться непринужденно и грациозно. Если зад лошади толкает весь ее корпус уверенно и сильно, всадник не висит на поводу, а только ведет им лошадь вперед, то ее плечо будет выноситься свободно. Таким образом, правильно подведенный и работающий зад лошади делает движение ее переда легким и величавым. Если лошадь не сопротивляется, то она будет идти в естественном равновесии, что облегчает управление ею.
Правильность означает одинаковость движения на различных аллюрах, как на собранных, так и на прибавленных. Шаги или махи в определенных аллюрах должны быть всегда одинаковыми, различаясь только длиной в зависимости от исполняемого движения. Поэтому в работе с лошадью нужно быть внимательными к тому, чтобы она шла, например, на собранной рыси ровными уверенными махами, сохраняя их на всем движении одинаковыми по длине. То же касается и прибавленной рыси. Нельзя позволять лошади, переходя, например, с собранной рыси на прибавленную, делать короткими или учащать первые махи, а потом только удлинять их. Нельзя забывать, что хорошее исполнение любой схемы езды требует, чтобы на всех аллюрах сохранялся один и тот же ритм. Это возможно при условии, если вы добьетесь от лошади быстрого и четкого (без раскачки) перехода из одного вида аллюра в другой.
Импульс - это внутреннее желание лошади двигаться вперед. Совершенно очевидно, что предпочтение отдается той лошади, которая двигается вперед с импульсом, а движения ее эластичны, естественны, а значит, и выразительны. Это возможно, если задние ноги лошади активны, зад ее достаточно подведен на протяжении всего выступления, а незатянутый повод позволяет мышцам двигаться мягко и свободно. В этом разделе упоминается такое понятие, как "принятие на спину". Лошадь принимает всадника на спину в том случае, если она не зажата, если ее спина гибка, мышцы не скованы и вибрируют. Только тогда всадник может иметь непринужденную посадку, двигаться вместе с лошадью, а не "прыгать" на ней. Все это достигается ежедневной гимнастикой, последовательностью в работе, при которой лошадь не испытывает неприятных ощущений, которые могут вызвать у нее сопротивление.
Подчинение - повиновение выражается в послушании, в стремлении лошади с готовностью выполнять требования всадника. Все это характеризует хорошо выезженную лошадь. Внимание и доверие означают постоянное желание лошади отвечать на средства управления, то есть она подчиняется с готовностью и охотой требованиям всадника. Тогда создается впечатление, что лошадь выполняет все упражнения самостоятельно, оставаясь при этом спокойной и энергичной. В этом заключается взаимопонимание всадника и лошади.
Говоря о принятии повода, нужно помнить, что при любой работе должен сохраняться постоянный и легкий контакт - связь между рукой всадника и ртом лошади. Правильно выезженная лошадь ищет эту связь сама, причем всадник сидит свободно, не опираясь на повод, и лошадь как бы несет себя. Степень принятия повода, зависит от требований, которые всадник предъявляет к лошади. Он может усилить контакт со ртом лошади только на короткий миг и должен, по возможности, быстрее перейти к легкой связи с ее ртом. Если лошадь идет за поводом или через повод, то это означает, что всадник грубо воздействует поводом. использует главным образом руки. У такого всадника нет гармонии в применении средств управления.
С правильным принятием повода тесно связана легкость в движении переда. Однако, легкость переда должна соответствовать степени сбора, то есть шея лошади должна быть менее вытянута на собранных аллюрах и более - на прибавленных. Ведь само слово "сбор" означает собирать, накапливать.
Накапливать, прежде всего, энергию в заднем отделе лошади, который является как бы мотором. Несущую способность задних конечностей лошадь использует для освобождения переда. Но подъем переда предполагает не укороченность движения, а его величавость.
О положении и посадке всадника, правильности применения им средств управления лошадью рассказывалось на протяжении всей брошюры, поэтому специально на этом останавливаться не будем.
Кроме того, нужно знать и помнить о том, что лошадь должна обладать каденцией. Это значит, что ее движения должны быть правильными, отчетливыми, с ясно выраженным ритмом. Так, каденция лошади на шагу - это отчетливо слышимые четыре удара копыт о землю, а на рыси - это отчетливое диагональное движение ее ног (так называемая "бегущая рысь" лишена каденции). Особенно ярко выражена каденция на пассаже. Также немаловажное значение имеет такое качество выезженной лошади, как совкость - развитая способность быстро отвечать на оказываемое воздействие человека Отсутствие у лошади совкости, податливости, гибкости выражается в скованности ее движений, в негибкой спине, в "мертвом" и открытом рте, в перекидывании языка через удила. Плохо выезженная лошадь старается отделаться прежде всего от полуодержек, "ложится в повод", уходит "за повод" или "через повод", у нее зажат затылок, неспокойна голова. Полуодержка - еле заметное, почти одновременное и хорошо скоординированное воздействие корпуса, шенкелей и рук всадника. Она выполняется для того, чтобы привлечь внимание лошади и подготовить ее к выполнению каких-либо движений или переходов из одного аллюра в другой. Лошадь не показывает правильного сбора, соответствующего определенным элементам, напряженная ее спина не позволяет всаднику сидеть на ней непринужденно, сопровождать ее во всех движениях. Все эти критерии объединяются одним словом - гармония. Только при наличии гармонии между сбором лошади, правильным применением средств управления ею, взаимопониманием человека и лошади можно говорить о том, что данная лошадь прошла определенный курс выездки и ее можно считать выезженной.
|