Horsik



Каталог статей
Главная | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Литература.

Дрессировка лошади в цирке. Часть-24

«ПИРАМИДА»

 

В дрессировке «на свободе» «Пирамида» представляет собой трюковую фигуру из нескольких поставленных на задние но­ги вплотную одна за другой лошадей, опирающихся передними нога­ми на круп стоящей впереди лошади (рис. 66). Начинают обучать сперва двух лошадей. На первую лошадь надева­ют толстый мягкий чепрак, закрывающий спину и круп, необходи­мый при обучении для защиты от возможных ударов передними но­гами второй лошади почек и позвоночника первой. Второй лошади пристегивают за кольца удил две средние лонжи и надевают штрабаты на передние ноги.

Первую лошадь ставят передними ногами на барьер, вторую подводят сзади вплотную к первой. По команде «Пирамида!» дрессировщик поднимает на задние ноги вторую лошадь и подводит к крупу первой лошади, направляя ее лонжами, одной из которых действует сам дрессировщик, другой — помощник, находящийся за барьером около ног первой лошади, устанавливает лонжами от штрабат ноги второй лошади на круп первой, следя все время за тем, чтобы она не двигала ногами и не била ими по крупу. Лошадей, поставленных в пирамиду - тут же оглаживают и дают им подкормку. По команде «Вниз!» дрессировщик разрешает опуститься и снова поощряет лошадей.

Таким методом обучают каждую лошадь отдельно, затем добавляя по одной, доводят группу в пирамиде до четырех лошадей, первая из которых стоит, опираясь передними ногами на барьер, а три — по­следовательно на крупы.

На представлениях лошадям не надевают страховочных чепраков, по­этому необходимо добиться того, чтобы все лошади ставили ноги аккуратно и спокойно опирались на круп, не били передними ногами. Если лошадь нервная, не поддается приучению к трюку, бьет нога­ми, то такую лошадь следует исключать из пирамиды для предотвра­щения травм почек и позвоночника и ушибов крупа другой лошади.

 

ПЕРЕМЕНА НОГ НА ГАЛОПЕ В ВОЗДУХЕ (ШАНЖИРОВАНИЕ)

 

Нами ранее описана методика обучения лошади смене чередования ног на галопе под всадником. Этот же прием, хотя и ред­ко, встречается при работе лошади «на свободе». Так, например, шанжированием создается впечатление, что лошадь танцует польку. Как правило, шанжированию «на свободе» можно научить лишь ло­шадь, легко выполняющую это упражнение под всадником. Сущность его состоит в том, чтобы при помощи указания шамбарьера заставить лошадь, находящуюся в фазе свободного полета (подвисания), переменить последовательность выноса диагонально рас­положенных ног. Например, лошадь идет галопом с левой ноги, в этом случае все время выносится вперед левая нога. После шанжирования лошадь будет двигаться, вынося вперед правые ноги. В самый мо­мент перемены лошадь делает небольшой подскок, как бы балет­ное па.

Обучение начинают таким образом. Лошадь под всадником пускают в контргалоп (вдоль барьера против часовой стрелки), в течении не­которого времени всадник заставляет ее менять ноги в одном и том же месте манежа. Через несколько таких уроков дрессировщик, дей­ствуя одновременно с всадником, точным туше (во время подвисания и в третьем темпе галопа) по левой задней ноге лошади участвует в этом упражнении. Так работают в разные стороны на контргалопе и на галопе. После того как лошадь будет спокойно переносить вмеша­тельство шамбарьера, всадник принимает пассивное положение, пре­доставив возможность дрессировщику распоряжаться лошадью, за­ставляя ее шанжировать в одном и том же месте, то есть вырабаты­вать у лошади «вспомогательный» для этого упражнения времен­ный условный рефлекс на место.

В дальнейшем дрессировку ведут «на свободе». По мере совершенст­вования шанжирование ведут не тушированием, а легкими взмахами шамбарьера, и не на одном месте, а в любой части писты. Шанжирование лошадь может выполнять через любое количество галопад, для польки, например, через три темпа. Подчеркиваем, что правильное шанжирование может быть только на совершенно спокойном манежном галопе.

 

ВАЛЬСИРУЮЩАЯ ПАРА ЛОШАДЕЙ

 

Обучать вальсированию следует лошадей, хорошо усво­ивших пируэты.

Двух лошадей пускают одну за другой по первой писте, по команде «Вальс!» действуют, как при вызове на пируэт, а помощник при этом поворачивает первую лошадь внутрь на 180°. Ее голова порав­няется с крупом второй лошади. В таком положении их соединяют короткой лонжей, прикрепленной к удилам. Продолжая выполнять повороты, сцепленные пары лошадей начнут кружиться одна с дру­гой. Задача дрессировщика при этом — заставить (шамбарьером) «вальсирующих» лошадей, захватывая пространство, продвигаться вперед.

Глава 5. РАБОТА С ГРУППОЙ ЛОШАДЕЙ

 

Переходя к групповым тренировкам лошадей, имеющим целью постановку определенного конного номера с большим или не­большим количеством лошадей, артист-дрессировщик намечает или имеет уже разработанную постановочную схему, форму, художест­венный образу то есть сценарий номера.

Работа над номером, качественный художественный результат ее — это слагаемое мастерства дрессировки и определенных компонентов постановочных процессов.

Номера с группой дрессированных лошадей «на свободе» представ­ляют разнообразные композиции различных построений и перестрое­ний, движений в разных темпах, перемен направления, выполнения фигур и трюков. Объединенные и построенные пластически и органи­чески последовательно в разработанной художественной композиции, эти номера создают образное решение номера. При разработке сценария принимается во внимание количество лоша­дей, разделение их по мастям, внешнему виду, породе, росту, способ­ность лошадей к выполнению тех или других трюков; наличие выра­ботанных и отлично исполняемых фигур и трюков, или их подготовка. Окончательное композиционное и тематическое, образное и постано­вочное решение номера определяется в сочетании с художественным музыкальным, световым и материальным оформлением. Последнее включает сбрую, костюмы артиста-дрессировщика и помощников, барьерную дорожку, реквизит и другое. Номер как произведение циркового искусства — это итог творческо­го содружества и труда артиста-дрессировщика, его помощников, ре­жиссера, художника, балетмейстера, композитора и работников цехов.

Однако основным творцом номера «дрессированные лошади на сво­боде» с самого начала подготовки и до конца его демонстрации явля­ется артист-дрессировщик, от его мастерства зависит отличная работа лошадей, от его творческих замыслов — художественное совершенст­во и в конечном итоге успех номера. В работе группы лошадей оставляет большое художественное впе­чатление и имеет первостепенное значение четкое выполнение всеми лошадьми перемен направления, перестроений, переходов к исполне­нию фигур и трюков с сохранением красивых линий и композиции. Обеспечивается это отличной дрессировкой, дисциплиной, безупреч­ным поведением лошадей в группе. Красивый, насыщенный фигурами и трюками номер утрачивает пол­ностью художественное качество, если лошади сбиваются с темпа, линии, смешивают фигуры, с трудом выполняют трюки, плохо подчи­няются командам. Поэтому в процессе тренировок дрессировщик дол­жен уделять очень большое внимание и добиваться четкости, легко­сти и красоты выполнения работы каждой лошади и синхронности исполнения всей группой. Достигается это правильными отработан­ными действиями самого дрессировщика и его помощников, незамет­ными для зрителей.

В работе с группой лошадей дрессировщик в еще большей степени оценит правило приучения лошадей к своим кличкам. Окрик по клич­ке помогает дисциплинировать лошадь, нарушившую порядок в груп­пе, и заставляет ее выполнить требующийся трюк.

 

ГРУППОВАЯ РАБОТА ЛОШАДЕЙ: БЕГ, ОСТАНОВКИ, ПЕРЕМЕНЫ НАПРАВЛЕНИЯ, ПЕРЕСТРОЕНИЯ. ГРУППОВОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУР

 

Приучение лошадей к движению в группе (бег, останов­ки) практически начинается в процессе ежедневных прогонок — раз­минок на манеже.

Подготовка конкретной группы лошадей, подобранных для номера, предусматривает уже групповое и точное порядковое движение каж­дой лошади на своем месте, впереди с ведущей группу — головной. На «амплуа» головной дрессировщик подбирает лошадь по масти, росту и, по возможности, учитывая дисциплинированность и сообра­зительность.

На первоначальной стадии тренировок для обучения одной-двух ло­шадей пользуются лонжами. Однако в большой группе направлять каждую лошадь лонжами крайне трудно, слишком сложно и неудоб­но. Поэтому в начале тренировок можно поручать управление ло­шадьми всадникам, действующим строго в соответствии с командами дрессировщика. Если для проведения тренировок большой группы лошадей дрессировщик не сможет располагать необходимым количе­ством квалифицированных помощников-всадников, начинают обуче­ние сперва двух-четырех лошадей, затем, прибавляя по одной-две лошади, постепенно соединяют всю группу. Такой порядок постепен­ного ввода дает также возможность пользоваться лонжами для уп­равления лошадьми. Нельзя сажать на лошадей всадников, не умею­щих четко управлять ими.

На первых тренировках помощники-всадники синхронно с командами дрессировщика управляют движением своих лошадей. Затем, оста­ваясь еще на лошадях, они должны все меньше действовать по­водьями и шенкелями, все пассивнее вести себя, направляя лошадь лишь при ее ошибках или заминках. Очень важно в групповых дрессировках «на свободе» приучать и как можно скорее переходить на управление только командами, дви­жениями и положениями шамбарьера и фарпайча, то есть на воздей­ствие условными раздражителями, и быстрее исключать из трениро­вок воздействие на лошадь безусловных раздражителей, к которым относятся непосредственное управление лонжами и всадником.

 

ПЕРЕМЕНЫ НАПРАВЛЕНИЯ ГРУППЫ ЛОШАДЕЙ

 

Перемены направления могут выполняться группой:

1. «Фронтом»—большой группой.

2. «Цугом» — «голова в хвост» — небольшой группой (по писте ус­танавливаются цугом не более тринадцати лошадей).

3. Перемена направления каждой последней лошадью.

 

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕМЕНЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФРОНТОМ

 

Дрессировщик находится на середине манежа, по коман­де «Ко мне!» приостанавливает бегущих по первой писте лошадей, которые, поворачиваясь головами в центр манежа, соблюдая ровный ряд, должны идти к дрессировщику. Последний, держа в раскрытых руках шамбарьер и фарпайч, медленно отступает, следя за равнени­ем лошадей спереди, а помощник выполняет эту же задачу сзади, выравнивая ряд, аккуратно подгоняя отстающих (рис. 68). Дресси­ровщик, отступив от третьей писты, берет в одну руку шамбарьер и фарпайч, обходит быстро перед головой первую лошадь. Находясь уже с другой стороны ее, направляет лошадь в обратную сторону, в нужных случаях поворачивает ее за арнир, после этого тотчас воз­вращается позади лошадей на середину, следя за тем, чтобы все ло­шади повернули, последовали по порядку за головной и пошли сразу рысью по первой писте. Помощник убегает с манежа в момент возвращения дрессировщика в центр, становится за барьером у пово­рота лошадей, направляя хлыстом только ту лошадь, которая наме­ревается бежать в другую сторону. Дав лошадям пробежать несколь­ко кругов, дрессировщик в таком же порядке переводит ход группы в обратную сторону.

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕМЕНЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦУГОМ— ГОЛОВА В ХВОСТ

 

Лошади бегут цугом по первой писте против часовой стрелки. Дрессировщик находится в центре манежа. По команде «Перемена!» дрессировщик быстро переводит шамбарьер налево. Делает с раскрытыми руками один-два шага влево, осво­бождая центр манежа, и преграждает лошадям движение по писте, поворачивая головную, а за нею остальных налево. Затем направляет лошадей через центр манежа к противоположной стороне барьера, где лошади, повернув направо, продолжают бег рысью по первой пи­сте в направлении теперь по часовой стрелке. Дрессировщик, пропу­стив последнюю лошадь, возвращается сразу в центр манежа. Направляя лошадей цугом через центр манежа, дрессировщик должен добиваться линии движения в виде правильной полувосьмерки. Та­кая линия облегчает лошади поворот на быстром ходу и придает пла­стичность, красоту этому движению.

На первых тренировках, пока лошади не освоили повороты в нужную сторону, помощники находятся за барьером: один у места поворо­та лошадей к центру направляет хлыстом поворот их в требующую­ся сторону, второй помощник на противоположной стороне следит и предупреждает неправильные движения ошибающейся лошади. Изменение направления движения, опять против часовой стрелки, выполняется в таком же порядке, но дрессировщик должен перевести шамбарьер и отступить от центра манежа вправо. Соответственно меняется и местонахождение помощников.

 

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕМЕНЕ НАПРАВЛЕНИЯ С РАЗВОРОТОМ КАЖДОЙ ПОСЛЕДНЕЙ ЛОШАДИ ГРУППЫ

Лошади бегут рысью по первой писте. Дрессировщик на­ходится в центре манежа.

Когда последняя лошадь группы подбегает к определенному месту круга, обычно к форгангу, дрессировщик делает шаг и указание шам­берьером в ее сторону, заставляя развернуться и бежать рысью в об­ратную сторону навстречу группе. Таким же приемом дрессировщик продолжает поворачивать по одной каждую последнюю лошадь, пока не будут переведены в обратную сторону все лошади. Повернувшие лошади должны бежать, встречаясь с группой с внутренней сторо­ны — по второй писте. Помощник находится за барьером у места раз­ворота, помогая в первое время направить
Категория: Литература. | Добавил: Lany (24.12.2007)
Просмотров: 1880 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Большой конный мир. [12]
Ветеринария. [6]
Полезное. [11]
Литература. [116]
Подсказки начинающим. [3]
Разное. [0]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
www.filly.msk.ru Сайт посвящённый НХ
www.raiter.flyboard.ru Конно-тематический форум Raiter
www.prokoni.ru Сайт любителей лошадей
Лошади и конный спортRambler's Top100
Эквихелп - общество помощи лошадямGoGo.ru 
 
 
 
  
Gogo.Ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
500
Наш опрос
Чем вы занимаетесь с лошадью?
Всего ответов: 304
Copyright MyCorp © 2024