«ПИРАМИДА»
В дрессировке «на свободе» «Пирамида» представляет собой трюковую фигуру из нескольких поставленных на задние ноги вплотную одна за другой лошадей, опирающихся передними ногами на круп стоящей впереди лошади (рис. 66). Начинают обучать сперва двух лошадей. На первую лошадь надевают толстый мягкий чепрак, закрывающий спину и круп, необходимый при обучении для защиты от возможных ударов передними ногами второй лошади почек и позвоночника первой. Второй лошади пристегивают за кольца удил две средние лонжи и надевают штрабаты на передние ноги.
Первую лошадь ставят передними ногами на барьер, вторую подводят сзади вплотную к первой. По команде «Пирамида!» дрессировщик поднимает на задние ноги вторую лошадь и подводит к крупу первой лошади, направляя ее лонжами, одной из которых действует сам дрессировщик, другой — помощник, находящийся за барьером около ног первой лошади, устанавливает лонжами от штрабат ноги второй лошади на круп первой, следя все время за тем, чтобы она не двигала ногами и не била ими по крупу. Лошадей, поставленных в пирамиду - тут же оглаживают и дают им подкормку. По команде «Вниз!» дрессировщик разрешает опуститься и снова поощряет лошадей.
Таким методом обучают каждую лошадь отдельно, затем добавляя по одной, доводят группу в пирамиде до четырех лошадей, первая из которых стоит, опираясь передними ногами на барьер, а три — последовательно на крупы.
На представлениях лошадям не надевают страховочных чепраков, поэтому необходимо добиться того, чтобы все лошади ставили ноги аккуратно и спокойно опирались на круп, не били передними ногами. Если лошадь нервная, не поддается приучению к трюку, бьет ногами, то такую лошадь следует исключать из пирамиды для предотвращения травм почек и позвоночника и ушибов крупа другой лошади.
ПЕРЕМЕНА НОГ НА ГАЛОПЕ В ВОЗДУХЕ (ШАНЖИРОВАНИЕ)
Нами ранее описана методика обучения лошади смене чередования ног на галопе под всадником. Этот же прием, хотя и редко, встречается при работе лошади «на свободе». Так, например, шанжированием создается впечатление, что лошадь танцует польку. Как правило, шанжированию «на свободе» можно научить лишь лошадь, легко выполняющую это упражнение под всадником. Сущность его состоит в том, чтобы при помощи указания шамбарьера заставить лошадь, находящуюся в фазе свободного полета (подвисания), переменить последовательность выноса диагонально расположенных ног. Например, лошадь идет галопом с левой ноги, в этом случае все время выносится вперед левая нога. После шанжирования лошадь будет двигаться, вынося вперед правые ноги. В самый момент перемены лошадь делает небольшой подскок, как бы балетное па.
Обучение начинают таким образом. Лошадь под всадником пускают в контргалоп (вдоль барьера против часовой стрелки), в течении некоторого времени всадник заставляет ее менять ноги в одном и том же месте манежа. Через несколько таких уроков дрессировщик, действуя одновременно с всадником, точным туше (во время подвисания и в третьем темпе галопа) по левой задней ноге лошади участвует в этом упражнении. Так работают в разные стороны на контргалопе и на галопе. После того как лошадь будет спокойно переносить вмешательство шамбарьера, всадник принимает пассивное положение, предоставив возможность дрессировщику распоряжаться лошадью, заставляя ее шанжировать в одном и том же месте, то есть вырабатывать у лошади «вспомогательный» для этого упражнения временный условный рефлекс на место.
В дальнейшем дрессировку ведут «на свободе». По мере совершенствования шанжирование ведут не тушированием, а легкими взмахами шамбарьера, и не на одном месте, а в любой части писты. Шанжирование лошадь может выполнять через любое количество галопад, для польки, например, через три темпа. Подчеркиваем, что правильное шанжирование может быть только на совершенно спокойном манежном галопе.
ВАЛЬСИРУЮЩАЯ ПАРА ЛОШАДЕЙ
Обучать вальсированию следует лошадей, хорошо усвоивших пируэты.
Двух лошадей пускают одну за другой по первой писте, по команде «Вальс!» действуют, как при вызове на пируэт, а помощник при этом поворачивает первую лошадь внутрь на 180°. Ее голова поравняется с крупом второй лошади. В таком положении их соединяют короткой лонжей, прикрепленной к удилам. Продолжая выполнять повороты, сцепленные пары лошадей начнут кружиться одна с другой. Задача дрессировщика при этом — заставить (шамбарьером) «вальсирующих» лошадей, захватывая пространство, продвигаться вперед.
Глава 5. РАБОТА С ГРУППОЙ ЛОШАДЕЙ
Переходя к групповым тренировкам лошадей, имеющим целью постановку определенного конного номера с большим или небольшим количеством лошадей, артист-дрессировщик намечает или имеет уже разработанную постановочную схему, форму, художественный образу то есть сценарий номера.
Работа над номером, качественный художественный результат ее — это слагаемое мастерства дрессировки и определенных компонентов постановочных процессов.
Номера с группой дрессированных лошадей «на свободе» представляют разнообразные композиции различных построений и перестроений, движений в разных темпах, перемен направления, выполнения фигур и трюков. Объединенные и построенные пластически и органически последовательно в разработанной художественной композиции, эти номера создают образное решение номера. При разработке сценария принимается во внимание количество лошадей, разделение их по мастям, внешнему виду, породе, росту, способность лошадей к выполнению тех или других трюков; наличие выработанных и отлично исполняемых фигур и трюков, или их подготовка. Окончательное композиционное и тематическое, образное и постановочное решение номера определяется в сочетании с художественным музыкальным, световым и материальным оформлением. Последнее включает сбрую, костюмы артиста-дрессировщика и помощников, барьерную дорожку, реквизит и другое. Номер как произведение циркового искусства — это итог творческого содружества и труда артиста-дрессировщика, его помощников, режиссера, художника, балетмейстера, композитора и работников цехов.
Однако основным творцом номера «дрессированные лошади на свободе» с самого начала подготовки и до конца его демонстрации является артист-дрессировщик, от его мастерства зависит отличная работа лошадей, от его творческих замыслов — художественное совершенство и в конечном итоге успех номера. В работе группы лошадей оставляет большое художественное впечатление и имеет первостепенное значение четкое выполнение всеми лошадьми перемен направления, перестроений, переходов к исполнению фигур и трюков с сохранением красивых линий и композиции. Обеспечивается это отличной дрессировкой, дисциплиной, безупречным поведением лошадей в группе. Красивый, насыщенный фигурами и трюками номер утрачивает полностью художественное качество, если лошади сбиваются с темпа, линии, смешивают фигуры, с трудом выполняют трюки, плохо подчиняются командам. Поэтому в процессе тренировок дрессировщик должен уделять очень большое внимание и добиваться четкости, легкости и красоты выполнения работы каждой лошади и синхронности исполнения всей группой. Достигается это правильными отработанными действиями самого дрессировщика и его помощников, незаметными для зрителей.
В работе с группой лошадей дрессировщик в еще большей степени оценит правило приучения лошадей к своим кличкам. Окрик по кличке помогает дисциплинировать лошадь, нарушившую порядок в группе, и заставляет ее выполнить требующийся трюк.
ГРУППОВАЯ РАБОТА ЛОШАДЕЙ: БЕГ, ОСТАНОВКИ, ПЕРЕМЕНЫ НАПРАВЛЕНИЯ, ПЕРЕСТРОЕНИЯ. ГРУППОВОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУР
Приучение лошадей к движению в группе (бег, остановки) практически начинается в процессе ежедневных прогонок — разминок на манеже.
Подготовка конкретной группы лошадей, подобранных для номера, предусматривает уже групповое и точное порядковое движение каждой лошади на своем месте, впереди с ведущей группу — головной. На «амплуа» головной дрессировщик подбирает лошадь по масти, росту и, по возможности, учитывая дисциплинированность и сообразительность.
На первоначальной стадии тренировок для обучения одной-двух лошадей пользуются лонжами. Однако в большой группе направлять каждую лошадь лонжами крайне трудно, слишком сложно и неудобно. Поэтому в начале тренировок можно поручать управление лошадьми всадникам, действующим строго в соответствии с командами дрессировщика. Если для проведения тренировок большой группы лошадей дрессировщик не сможет располагать необходимым количеством квалифицированных помощников-всадников, начинают обучение сперва двух-четырех лошадей, затем, прибавляя по одной-две лошади, постепенно соединяют всю группу. Такой порядок постепенного ввода дает также возможность пользоваться лонжами для управления лошадьми. Нельзя сажать на лошадей всадников, не умеющих четко управлять ими.
На первых тренировках помощники-всадники синхронно с командами дрессировщика управляют движением своих лошадей. Затем, оставаясь еще на лошадях, они должны все меньше действовать поводьями и шенкелями, все пассивнее вести себя, направляя лошадь лишь при ее ошибках или заминках. Очень важно в групповых дрессировках «на свободе» приучать и как можно скорее переходить на управление только командами, движениями и положениями шамбарьера и фарпайча, то есть на воздействие условными раздражителями, и быстрее исключать из тренировок воздействие на лошадь безусловных раздражителей, к которым относятся непосредственное управление лонжами и всадником.
ПЕРЕМЕНЫ НАПРАВЛЕНИЯ ГРУППЫ ЛОШАДЕЙ
Перемены направления могут выполняться группой:
1. «Фронтом»—большой группой.
2. «Цугом» — «голова в хвост» — небольшой группой (по писте устанавливаются цугом не более тринадцати лошадей).
3. Перемена направления каждой последней лошадью.
ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕМЕНЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФРОНТОМ
Дрессировщик находится на середине манежа, по команде «Ко мне!» приостанавливает бегущих по первой писте лошадей, которые, поворачиваясь головами в центр манежа, соблюдая ровный ряд, должны идти к дрессировщику. Последний, держа в раскрытых руках шамбарьер и фарпайч, медленно отступает, следя за равнением лошадей спереди, а помощник выполняет эту же задачу сзади, выравнивая ряд, аккуратно подгоняя отстающих (рис. 68). Дрессировщик, отступив от третьей писты, берет в одну руку шамбарьер и фарпайч, обходит быстро перед головой первую лошадь. Находясь уже с другой стороны ее, направляет лошадь в обратную сторону, в нужных случаях поворачивает ее за арнир, после этого тотчас возвращается позади лошадей на середину, следя за тем, чтобы все лошади повернули, последовали по порядку за головной и пошли сразу рысью по первой писте. Помощник убегает с манежа в момент возвращения дрессировщика в центр, становится за барьером у поворота лошадей, направляя хлыстом только ту лошадь, которая намеревается бежать в другую сторону. Дав лошадям пробежать несколько кругов, дрессировщик в таком же порядке переводит ход группы в обратную сторону.
ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕМЕНЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦУГОМ— ГОЛОВА В ХВОСТ
Лошади бегут цугом по первой писте против часовой стрелки. Дрессировщик находится в центре манежа. По команде «Перемена!» дрессировщик быстро переводит шамбарьер налево. Делает с раскрытыми руками один-два шага влево, освобождая центр манежа, и преграждает лошадям движение по писте, поворачивая головную, а за нею остальных налево. Затем направляет лошадей через центр манежа к противоположной стороне барьера, где лошади, повернув направо, продолжают бег рысью по первой писте в направлении теперь по часовой стрелке. Дрессировщик, пропустив последнюю лошадь, возвращается сразу в центр манежа. Направляя лошадей цугом через центр манежа, дрессировщик должен добиваться линии движения в виде правильной полувосьмерки. Такая линия облегчает лошади поворот на быстром ходу и придает пластичность, красоту этому движению.
На первых тренировках, пока лошади не освоили повороты в нужную сторону, помощники находятся за барьером: один у места поворота лошадей к центру направляет хлыстом поворот их в требующуюся сторону, второй помощник на противоположной стороне следит и предупреждает неправильные движения ошибающейся лошади. Изменение направления движения, опять против часовой стрелки, выполняется в таком же порядке, но дрессировщик должен перевести шамбарьер и отступить от центра манежа вправо. Соответственно меняется и местонахождение помощников.
ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕМЕНЕ НАПРАВЛЕНИЯ С РАЗВОРОТОМ КАЖДОЙ ПОСЛЕДНЕЙ ЛОШАДИ ГРУППЫ
Лошади бегут рысью по первой писте. Дрессировщик находится в центре манежа. Когда последняя лошадь группы подбегает к определенному месту круга, обычно к форгангу, дрессировщик делает шаг и указание шамберьером в ее сторону, заставляя развернуться и бежать рысью в обратную сторону навстречу группе. Таким же приемом дрессировщик продолжает поворачивать по одной каждую последнюю лошадь, пока не будут переведены в обратную сторону все лошади. Повернувшие лошади должны бежать, встречаясь с группой с внутренней стороны — по второй писте. Помощник находится за барьером у места разворота, помогая в первое время направить
|