ПИРУЭТ НА ЗАДНИХ НОГАХ
Этому трюку обучают, когда лошадь хорошо усвоила и выполняет без лонжи по командам и жестам подъем и движение на задних ногах. Для этого пристегивают длинную лонжу удил с той стороны, в которую заставляют лошадь крутить пируэт. Дрессировщик, держа в одной руке лонжу и в другой фарпайч, поднимает лошадь на «Гох!», отступая сам, начинает слегка тянуть ее за лонжу в соответствующую сторону, тушируя по подбородку, следит за тем, чтобы она не опускалась.
На первых уроках, когда лошадь начнет делать хотя бы полпируэта, ее следует каждый раз опустить, огладить, дать подкормку, а затем только возобновить тренировку.
ВЫТАЛКИВАНИЕ ДРЕССИРОВЩИКА ИЗ МАНЕЖА
Трюк — выталкивание лошадью дрессировщика — можно с успехом использовать в различных режиссерских решениях программы. Приучить лошадь толкать головой в спину дрессировщика можно двумя способами.
1. Ставят лошадь в проходе головой к конюшне, а дрессировщик находится впереди лошади спиной к ней. Помощник слегка туширует лошадь сзади и заставляет ее сделать один-два шага вперед, толкая дрессировщика. От первого же толчка дрессировщик подается вперед, лошадь поощряется и ее отводят на конюшню, причем дрессировщик идет впереди, почти вплотную к голове лошади, временами приостанавливается, вызывая толчок со стороны лошади. В данном случае используется естественное желание лошади скорее попасть в свое стойло, усиливаемое своевременной подкормкой.
2. Арнированную лошадь выводят в манеж на первую писту. Дрессировщик или помощник, находясь спиной к лошади, берет в обе руки небольшие лонжи, пристегнутые к кольцам удил, и становится у барьера. В дальнейшем действует, как и в первом случае, двигаясь по кругу. Через несколько уроков лошадь без принуждения будет толкать дрессировщика в любом направлении. Аппортировка — один из основных элементов дрессировки лошади, на котором строятся многие цирковые номера. Аппортировка заключается в том, что лошадь по команде (условный знак) дрессировщика приносит, подает, поднимает (в зубах) или ищет разнообразные предметы: платочки, флаги, таблицы с цифрами и т. д.
При обучении лошади аппорту используют хватательный и пищевой рефлексы.
На амплуа аппортировщика выбирают лошадь, имеющую инстинктивную склонность захватывать зубами какие-либо предметы, и развивают у нее эту способность.
Сначала с рук дают ей подержать в зубах кусок материала, палку или другие предметы и подкармливают. В дальнейшем заставляют аппортировать те же предметы с барьера, пола и т. д. Когда лошадь научится держать эти предметы в зубах и отдавать в руки, ее принуждают приносить их к стоящему в отдалении дрессировщику. Развивать у лошади способность к аппортировке можно и несколько иным способом. Каким-либо заостренным предметом, например деревянным колышком, слегка укалывают лошадь, обычно в бок или ногу, держа при этом у места укола платок. Лошадь ищет причину своей мимолетной боли в платке и хватает его зубами. Сейчас же следует подкормить ее и повторить «укол». Через несколько уроков лошадь будет держать платок и тянуть его на себя до команды дрессировщика «Отдай!». Таким путем достигается способность лошади развязывать завязанный узлом платок на своей пясти или плюсне. Можно научить лошадь аппорту еще и так: сначала лошади дают овес на расстеленной салфетке, потом салфеткой овес закрывают. Чтобы добраться до овса, лошадь тянет зубами салфетку, дрессировщик забирает салфетку, а лошадь подкармливает. Чтобы заставить лошадь открывать мордой коробку и доставать платок, берут деревянную коробку, имеющую вместо крышки откидывающуюся решетку (на завесах) с выступающими краями, и кладут в нее носовой платок, на который насыпают овес. Лошадь подводят к коробке, укрепленной на высоте 1,4—1,6 м от пола и показывают овес, затем берут рукой подбородок лошади, показывают, как носом можно поднять решетку (откинуть), и разрешают съесть овес. Через несколько уроков лошадь сама откроет коробку и найдет платок, которым покрыт овес. Она схватит платок. В этот момент его надо забрать, а лошадь подкормить. Через некоторое время лошадь будет стремиться поднять всякую закрытую крышку. Дрессировщик одновременно подбирает и отрабатывает используемые в дальнейшем в работе незаметные для окружающих команды и движения, то есть условные раздражители — слуховые и зрительные, отвечающие требованиям этого вида трюковой дрессировки.
«ЛОШАДЬ-МАТЕМАТИК»
Когда лошадь хорошо освоит аппортировку, будет брать и приносить все, что требует дрессировщик, можно отрабатывать различные варианты аппортировки, отвечающие постановочным задачам.
Образцом постановочного решения традиционного циркового номера с трюками аппортировки можно назвать номер «Лошадь-математик». Он построен на том, что лошадь как будто «решает» по заданиям зрителя несложные задачи на четыре действия арифметики в пределах однозначных цифр от 0 до 9.
Реквизит номера представляет собой таблички с нарисованной на каждой из них однозначной цифрой. Эти таблички могут быть изготовлены разной формы: в виде дощечек, пирамидок, кубиков, бочонков (лото) и прочих; но они обязательно должны иметь удобный выступ для захвата их лошадью зубами, так называемый «зубник». Применяют разный порядок расположения в манеже табличек с цифрами:
1. Раскладывают их поперек манежа на ровном расстоянии от левого бокового прохода к правому.
2. Кладут по окружности манежа примерно в двух метрах от барьера.
3. Третий вариант — раскладывают на барьере, начиная с правой стороны от выхода на манеж из форганга.
При первом варианте дрессировщик находится за линией цифр, лицом к главному входу; по получении задачи лошадь пускают от форганга. Пройдя кругом до левого прохода, она поворачивает налево, идет вдоль линии разложенных табличек «решая задачу» (между табличками и дрессировщиком).
Во втором случае дрессировщик находится в центре, а лошадь пускают направо от выхода, около барьера. При раскладке цифр на барьере лошадь пускают после получения по первой писте направо от выхода; дрессировщик находится в центре.
Самым важным для дрессировщика является выработка и подача незаметных для посторонних определенных условных знаков-команд для лошади взять ту или другую табличку с нужной цифрой, при этом одновременно умело, свободно, как бы отвлеченно от лошади, вести себя на манеже — «играть на зрителя». Необходимо также дрессировщику отработать разные варианты контакта с лошадью, то есть своих команд, поведения и положения на манеже, чтобы подтвердить «ученость» лошади в случаях замечаний и выражаемого зрителем недоверия, особенно детской аудитории, которая всегда с большим интересом принимает номера такого плана и следит за каждым движением дрессировщика. Условными знаками (раздражителями) могут служить: щелчок пальцами, звук губами, неслышимые и невидимые для других; движения шамбарьером или хлыстом в первом варианте раскидки; шагом в сторону и многие другие, которые могут быть найдены дрессировщиком в процессе контакта с лошадью. Используя повышенные у лошади слуховые и зрительные анализаторы, диапазон ее бокового зрения, дрессировщик, находясь на расстоянии от лошади и отставая от нее, сможет совершенно незаметно для зрителя подавать разные команды в нужный момент. В этот номер можно ввести еще трюк с классной доской. Лошадь, держа в зубах большой тампон, стирает с классной доски написанные мелом цифры. Обучают трюку таким же приемом, как открывать крышку ящика. Сценка с этим трюком разыгрывается обычно с клоуном-коверным, который записывает цифры предложенной зрителем задачи и ответа, «данного» лошадью, и ведет диалог с публикой и дрессировщиком. Доска устанавливается в проходе форганга.
ПРЫЖКИ НА ЗАДНИХ НОГАХ ЧЕРЕЗ ПРЕПЯТСТВИЯ
Этот трюк может выполнять лошадь с хорошо развитыми ногами, мощным крупом, крепкой нормальной поясницей и не очень длинным корпусом. Учить трюку следует лошадь в возрасте не моложе трех лет, то есть с окрепшим и развитым костяком. Предварительно она должна быть обучена устойчивому хождению на задних ногах. Из нескольких лошадей выбирают для этого трюка наиболее способную к такой работе и более спокойную при ее исполнении.
Процесс обучения строится в следующем порядке: за кольца удил пристегивают с двух сторон длинные лонжи, лошадь подводят к низкому барьерчику — до 15 см высотой, дают лошади хорошо осмотреть его и сперва заставляют перепрыгнуть через него с обычного положения на четырех ногах. После этого вновь подводят лошадь к барьерчику. Дрессировщик поднимает ее на «Гох!» и, дав ей переступить один-два шага, то есть приблизиться к барьерчику, продолжая тушировать по подбородку, чтобы лошадь не опустилась, дает команду «Прыжок!»; помощники одновременно, действуя синхронно, один, страхующий верхней лонжей, слегка подстегивает ее; второй, находящийся сзади, посылает лошадь вперед, подгоняя хлыстом по крупу; два других также принуждают к движению, подтягивая слегка вперед боковые лонжи
После выполнения прыжка огладить, дать подкормку.
На первых тренировках следует ограничиваться выполнением упражнения не более двух раз и только через низкий барьерчик, чтобы не перетруждать лошадь и не довести ее до отказа от исполнения. Когда лошадь станет хорошо прыгать через низкий барьерчик, высоту его постепенно прибавляют, но не более, чем на 7—10 см после каждого освоения лошадью предыдущей высоты. Максимальная высота барьера для прыжков на задних ногах к концу освоения трюка не должна превышать 30—40 см.
Для лошади особенно неестественны и трудны прыжки на задних ногах через препятствие, поэтому, во избежание травматизма ног и позвоночника, безоговорочно нужно принимать все меры предосторожности, соблюдать постепенность в тренировках, не превышать указанной высоты препятствия, не перетруждать ноги лошади многочисленным исполнением и повторением трюка на репетициях, чтобы не потерять, не покалечить выдрессированную уже лошадь.
«ИГРА В ФУТБОЛ»
Для этой трюковой работы наиболее подходит лошадь по характеру энергичная, горячая, легко возбудимая. Дрессировщик выводит лошадь на середину манежа, становится — перед ней, держа ее левой рукой за короткую лонжу, в правой руке держа шамбарьер. Помощник находится в двух метрах позади лошади немного сбоку, держа в руках легкий резиновый мяч диаметром 50—60 см в матерчатой покрышке.
По команде «Удар!» дрессировщик туширует шамбарьером по задним ногам лошади, а помощник одновременно бросает на них мяч. От туширования по ногам и удара мячом у лошади возникает непроизвольное движение ударить (брыкнуть) задними ногами, за что ее следует тотчас поощрить. Если лошадь вначале будет только пугаться, но не бить ногами, надо повторять упражнение, добиваясь удара. При малейшем удачном отбивании мяча лошадь надо каждый раз похвалить, огладить, дать подкормку. В процессах дальнейших тренировок помощник отрабатывает момент и точность броска мяча на копыта соответственно моменту команды дрессировщика, туширования им задних ног и выброса их лошадью. Дрессировщик должен постепенно добиваться выполнения трюка лошадью только по команде, не тушируя во ногам и не держа ее за лонжу.
Не следует на репетициях злоупотреблять многочисленным повторением трюка, чтобы лошадь не устала и не перестала реагировать на мяч. Достаточно ограничиваться 4—6 отбяваниями мяча.
ОТРИЦАНИЕ. УТВЕРЖДЕНИЕ. УЛЫБКА. ГОЛОС
Лошадь легко приучается к трюкам: покачивание головой, принимаемое как отрицание; помахивание головой, выражающее как бы согласие или приветствие; поднимание верхней губы, ассоциируемое с улыбкой.
Тренируя отрицательный жест, дрессировщик, находясь сбоку от лошади, слегка дотрагивается хлыстом ее уха. Лошадь, уклоняясь от хлыста, начинает покачивать головой и постепенно приучается только по движению хлыста вверх к уху покачивать головой. Отрабатывая положительный и приветственный жест, дрессировщик ударяет слегка рукояткой хлыста по нижней губе. От удара лошадь взмахивает головой. Хваля и подкармливая ее, приучают выполнять это движение головой по команде дрессировщика и незначительному движению хлыста к нижней губе.
Для обучения «улыбке» используют какие-либо раздражители, издающие резкий запах, отчего лошадь поднимает и морщит верхнюю губу. Некоторые лошади сами любят поднимать губу, чем можно воспользоваться, отработав условный рефлекс на команду «Смейся!». Эти трюки отрабатывают с подкормкой, сначала в стойловых условиях, затем на манеже.
«СКУЛЬПТУРА»
Задача этой работы состоит в том, чтобы заставить лошадь или несколько лошадей оставаться неподвижными, сохраняя в течение необходимого времени различные позы, приданные им дрессировщиком.
Для создания «Скульптуры» наиболее подходят лошади светлосерой масти или альбиносы. Подбирают для этой работы спокойную лошадь в возрасте не моложе 8—10 лет.
До начала тренировки лошадь следует предварительно хорошо погонять, а затем поводить, чтобы она остыла. Дрессировщик становится около лошади и, держа ее за короткую лонжу, зацепленную за кольцо удил, говорит спокойно с приказной интонацией «Стоять!», «Тихо!» и следит за тем, чтобы лошадь не шевелилась. При малейшем движении ее любой частью тела тут же нужно одернуть за лонжу и прикрикнуть на нее. Если лошадь простоит определенное время спокойно, не двигаясь, нужно каждый раз погладить, похвалить, дать подкормку.
Тренируя лошадь на спокойное стояние, постепенно начинают обучать разным позам и усложнять их, добиваясь полного спокойствия и необходимой продолжительности в выполнении их, сообразуясь и не превышая по времени физических возможностей лошади сохранять неподвижность в определенных позах. Номера в этом плане строятся на сочетании скульптурных поз лошади и человека, с одним артистом-дрессировщиком или с несколькими артистами, а также с несколькими лошадьми и другими животными. Художественно-постановочное решение, композиция могут быть подсказаны литературным сюжетом, придуманы и заимствованы из произведений искусства скульптуры и живописи, из естественных жизненных красивых поз и движений. Высокое мастерство и в таком виде дрессировки в сочетании с постановочным решением, световым, музыкальным и материальным оформлением дают возможность создавать новые оригинальные номера.
|