Высота подъема передних ног лошадей при испанском шаге и рыси должна доходить до уровня ее плечевого сустава и выше. Описанные выше стул и пластину с успехом можно использовать, обучая лошадь испанской рыси.
Композиция движений лошадей (маневрирование) в тандеме, выбор школьных аллюров и их чередование (последовательность) всецело зависят от режиссерской изобретательности дрессировщика, его художественного вкуса, опыта и подготовленности лошадей. Примерная схема выступления хорошо отрепетированного тандема может быть следующая:
Выезд испанской рысью на середину манежа, остановка и салют, переход в рысь или пассаж, вольты и заезды в обе стороны. Шаг — первая лошадь по барьеру передними ногами, вторая лошадь — задними, или наоборот. Дрессировщик по первой или второй писте, галоп — перемена направления, заезды — переход в шаг, головная лошадь — переднее балансе, средняя и подседельная — заднее балансе. Уход с манежа — первая и вторая лошадь на «гох», подседельная — после пассажа. Конец каждой репризы можно отмечать салютом на середине манежа.
Очень зрительно выигрывает так называемый школьный парный тандем, исполняемый синхронно кавалером и амазонкой. Особое значение имеет в тандеме однотипность внешних форм лошадей, положение их голов. Масти лошадей могут быть контрастными: например, первая лошадь вороная, остальные серые или, наоборот, первая серая, остальные вороные; первая и подседельная серые, средняя вороная. Все лошади гнедые, серые или вороные. Следует избегать брать в тандем лошадей блеклых мастей: чалых, бурых, темно-рыжих. При парном тандеме желательно, чтобы у партнеров были лошади разных мастей. Например, у кавалера — вороные, у амазонки — серые, буланые и соловые, чубарые и пегие. Подседельная лошадь никоим образом не должна быть выше ростом остальных. Большое значение при демонстрации имеют костюмы артистов, сбруя и убранство лошади. Учитывая, что цирковая работа тандем восходит к старым временам, не следует лишать ее пышности и помпезности.
Догкарт (легкий двухколесный одноконный экипаж). Здесь цирковой номер высшей школы верховой езды, в котором артист (в большинстве случаев артистка), сидя в экипаже, управляет лошадью лонжами (вожжами) и бичом (фарпайчем). Школьную лошадь запрягают в догкарт при помощи изогнутого дышла, укрепленного шарниром к седелке (рис. 47). Такое крепление дает лошади свободу движения, не мешает производить повороты и боковые движения. Дрессировка лошадей для догкарта и техника управления ими не отличается от подготовки и управления лошадьми в тандеме. Запряженная в догкарт лошадь идет испанским шагом, испанской рысью, пассажем, двигается в два следа (боковые движения), исполняет салют, балансе и поклоны.
Значительные колебания тела галопирующей лошади передаются на экипаж, поэтому галоп в догкарте неприемлем. Эффектность догкарта на манеже во многом зависит от внешней декоративности и режиссерского решения. Как свидетельствует Е. М. Кузнецов, во времена увлечения этим номером «вожжи, сиденье и колеса догкарта разукрашивались цветочными гирляндами, костюм наездницы делался в тон и в стиль упряжки или, вернее, упряжь лакировалась и отделывалась «под костюм»; наконец, в номер вводились дрессированные собаки, которые шли между колес или на ходу лошади юлили у нее между копытами». Подготовка двойного догкарта (с двумя запряженными цугом лошадьми) требует от дрессировщика большого искусства, опыта и времени, что вполне оправдывается эффектностью этого номера.
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НОМЕРОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Для придания большей эффектности и помпезности показу номеров высшей школы каждый из них должен иметь музыкальное сопровождение.
Основа этого сопровождения — полная синхронность ритма музыки с ритмом движений лошади.
Необходимо помнить, что, несмотря на наличие хорошей музыкальной памяти, не лошадь следует за ритмом музыки, а музыка сопровождает движения лошади.
Для этого дирижер оркестра следит за ритмом движения лошади и в соответствии с ними управляет ритмом оркестра. Как правило, для музыкального сопровождения номеров высшей школы подбираются ритмичные танцевальные и маршевые мелодии. Например, для балансе — румба, а для пассажа — марши и т. д. Чем четче и ритмичнее будет звучать оркестр, тем синхроннее и эффектнее движения лошади. Они будут для зрителей создавать полное впечатление, что лошадь «танцует».
Часть V ДРЕССИРОВКА ЛОШАДЕЙ «НА СВОБОДЕ»
Под дрессировкой лошадей «на свободе» имеется ввиду приучение лошади к выполнению различных сложных движений, поз и трюков без всадника, а по командам и незаметным для зрителей сигналам и знакам, подаваемым дрессировщиком. Чем незаметнее для зрителей будет влияние дрессировщика на лошадь, чем естественнее и непринужденнее лошадь будет выполнять свой трюк, тем эффектнее будет номер, создавая великолепное цирковое зрелище.
Глава 1. МЕТОД ДРЕССИРОВКИ И ПОДБОР ЛОШАДЕЙ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
«Свобода», «дрессированные лошади на свободе» — так в цирковой программе (репертуаре цирка) называют конные номера, в которых дрессированные лошади без всадника выполняют на манеже по командам и знакам дрессировщика различные построения, фигуры и трюки.
Дрессировщик заставляет выученную лошадь (лошадей) выполнять всю работу по командам, по условным знакам, движениям шамбарьера и фарпайча, по своим почти незаметным передвижениям на манеже. Чем незаметнее в свободе (конечно, как и в любых других номерах дрессуры) воздействие дрессировщика на лошадь, тем сильнее у зрителей эстетическое восприятие искусства дрессировки. Цирковой дрессировщик — это и артист и режиссер-постановщик своих номеров. Артистизм его слагается из умения эффектно показать лошадей на свободе, умения красиво держать себя на манеже и творчески развивать художественно-постановочные принципы уже найденных решений в программах данного жанра. Слагаемые красоты — это мягкая пластическая манера дрессировщика легкость и безупречность исполнения лошадью трюкового репертуара и всей работы, ее дисциплинированность и, безусловно, экстерьер.
МЕТОД ДРЕССИРОВКИ
Гуманные методы обращения с животными значительно лучше влияют на красоту, на высокое художественно-эстетическое восприятие зрелища и выполняют задачу морально-воспитательного воздействия как на зрителя, так и на самих артистов советского цирка.
Для советского циркового дрессировщика даже не может быть предметом дискуссии вопрос, какой метод применять в дрессировке: суровый — грубый или гуманный — мягкий. Дисциплинированные, исполнительные и добронравные лошади никогда не могут быть воспитаны грубостью, побоями, при отсутствии доверия лошади к человеку. В условиях производственной работы в цирке неизмеримо велико значение гуманной дрессуры, охватывающей методы комплексного воздействия на лошадь. Выработка условных рефлексов должна строиться в первую очередь на поощрении (вкусовом, ободрении голосом, лаской), на применении строгости и требовательности в интонациях голоса и настойчивости. И только в последнюю очередь, и как можно реже, разрешается допускать в принуждении или в наказании болевой раздражитель.
Частое применение болевых приемов в дрессировке приводит к тому, что лошадь начинает бояться дрессировщика, дрожит, подходя к нему, нервничает, предчувствуя удары и побои, поджимает хвост, вызывая у зрителя своим видом жалость и отрицательное отношение к дрессировщику.
При гуманном методе дрессировки лошадь быстрее усваивает все требования и трюки, которым ее обучают, весело и безошибочно выполняет их, и у дрессировщика вырабатывается контакт с лошадью, а у нее — любовь к нему, желание подчиняться. И наоборот, лошадь, выдрессированная грубыми, болевыми приемами, начинает ненавидеть дрессировщика, у нее вырабатывается нежелание подчиняться ему, а в цирке этот метод приводит еще и к непоправимым результатам. Лошадь, обладая относительно ограниченными умственными способностями, все же достаточно умна и сообразительна. Поэтому, понимая, что на репетициях за неподчинение командам и неисполнение трюков ее тотчас ждут побои (болевые раздражители), она выполняет все требования дрессировщика четко и безошибочно. В условиях же представления (зрители, музыка, свет, костюмы, другая сбруя), когда лошадь нельзя бить за неподчинение и ошибки, она познает возможность не подчиняться командам, не выполнять сразу и четко трюки, фигуры и перестроения, и в итоге дрессировщик демонстрирует свою плохую работу. Надо здесь напомнить о том, что наказание лошади за непослушание и ошибки после представления, спустя некоторое время, не может быть лошадью понято и послужит только развитию нервозности и озлобления.
Нельзя обойти молчанием и не обратить внимания также и на этическую сторону грубого метода дрессировки, его отрицательного влияния на людей циркового коллектива, в котором познают жизнь и постоянно вращаются не только взрослые, но и дети большинства работников.
Выработка и обучение дрессировке по единой методике и следование ей в работе имеет огромное теоретическое и практическое значение для развития искусства циркового конного жанра, возрождения его художественных ценностей и для экономической эффективности в производственно-эксплуатационном процессе. Положения эти относятся не только к дрессуре на свободе, но и к выездке лошадей для цирковых номеров высшей школы, к возрождению и совершенствованию мастерства разнообразных цирковых наездников, для дальнейшего художественного развития в целом искусства циркового конного жанра.
Говоря о методах дрессировки, нельзя также забывать, что кроме твердого знания законов выработки у лошадей нужных условных рефлексов и торможения вредных дрессировщик в своей работе должен всегда иметь в виду следующее:
1. Выбирать амплуа для каждой лошади надо в зависимости от ее способностей (к аппортировке, подниманию на дыбы, пиаффированию и т. д.), ведя наблюдение, когда лошади находятся еще в конюшне.
2. Процесс закрепления определенных навыков (трюков, движений) считать законченным, когда твердо установится связь между командами и выполняемыми действиями лошади.
3. В зависимости от типа высшей нервной деятельности у лошадей по-разному проявляется характер преобладающих реакций, и на один и тот же раздражитель у двух лошадей реакция может быть совершенно различной. У одних преобладает оборонительная реакция в активной форме, у других — в пассивной. У некоторых лошадей более резко выражена пищевая, или ориентировочная реакция. Умение определять по поведению лошадей характер преобладающей реакции имеет очень важное практическое значение в дрессировке. Наличие той или другой преобладающей реакции (характера) требует от дрессировщика определенного подхода. Например, с робкими, трусливыми лошадьми следует соблюдать осторожность, развивая у них смелость. Дрессировку лошадей с преобладанием пищевых реакций (жадных) целесообразно строить на пищевых безусловных раздражителях (подкормка).
У молодых лошадей высшая нервная деятельность очень пластична и легче поддается переделке, а у старых она консервативнее. Можно тем или иным способом форсировать развитие определенных качеств у лошади, но нельзя ставить для беззащитной лошади непосильные сегодня для нее задачи и требовать их исполнения. Практика такого рода никогда не имела успеха, калечила животных, а затраченный труд оставался без вознаграждения. По учению И. П. Павлова при образовании условного рефлекса в качестве начального раздражения является раздражение клеток коры больших полушарий головного мозга. Немалое значение имеет при этом физическая сила раздражителя. Чем сильнее условный раздражитель, чем больше энергии поступает с ним в большие полушария головного мозга, тем больше условно-рефлекторный эффект (при прочих равных условиях), тем энергичнее двигательная реакция. Но есть предел, за которым еще более сильный раздражитель не увеличивает, а уменьшает этот эффект.
Чтобы выработать у лошади прочный условный рефлекс, необходимо время от времени подкреплять его безусловным раздражителем, на основе которого он был выработан (например, подкормка, туширование и т. д.). Если такое подкрепление отсутствует, то проявление условного рефлекса постепенно ослабевает и в конце концов может совсем исчезнуть. Иначе говоря, происходит угасание рефлекса. Не всякий раздражитель одинаково действует на разных лошадей. Сильный окрик дрессировщика или резкое туширование у одной лошади вызывает усиленное возбуждение, и она активно начинает работать, а у другой лошади этот же раздражитель вызывает отказ выполнять команды дрессировщика. Объясняется это тем, что сильный раздражитель вызвал у второй лошади сильное возбуждение нервных клеток, превысив их работоспособность. В виде защиты от сильного раздражителя в нервных клетках развивается запредельное торможение, которое И. П. Павловым было названо охранительным торможением (охраняющим нервные клетки от разрушения). Охранительным торможением организм отвечает также при многократном беспрерывном повторении одного и того же приема, и вместо возбуждения у лошади появляется вялость и: она отказывается от дальнейшего повторения приема. Во избежание этого следует постоянно разнообразить порядок прорабатываемых приемов, не отвлекаясь от поставленной перед собой основной задачи.
Первостепенное значение для работы «на свободе» имеет подбор лошадей. Целесообразно приобретать не производителей и не обязательно чистопородных или лошадей редких пород. Требованиям цирка могут отвечать и полукровные лошади, красивые по масти, предпочтительно добронравные по характеру. Однако исключительно красивых лошадей не так часто удается найти. При покупке лошадей нельзя рассчитывать на подбор только добронравных животных. Попадаются иногда нужные по экстерьеру и масти лошади, но злые, пугливые, норовистые, с уже испорченным характером. Умелые дрессировщики и обслуживающий персонал могут исправить характер у лошади своим вниманием, настойчивостью, требовательностью и в первую очередь доброжелательным и ласковым обращением.
ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ С ШАМБАРЬЕРОМ И ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ
Прежде чем работать с лошадьми, дрессировщик должен научиться в совершенстве владеть шамбарьером, который служит дрессировщику инструментом для регулирования движения лошади и исполнения ею трюков, но не средством наказания животного. Владеть в совершенстве шамбарьером — это значит попадать, касаться лошади концом ударника шамбарьера или, как профессионально называют в цирке, тушировать лошадь по определенному месту ее корпуса. Кроме того, шамбарьер в руках дрессировщика в различных положениях, как и передвижение самого дрессировщика на манеже, служат также регулированию и направлению движения лошадей и выполнению ими трюковой работы. Дрессировщик, приучая лошадь к точным и одинаковым для каждого значения действиям шамбарьера, вырабатывает у лошади определенную необходимую для работы реакцию — условный рефлекс. Использование шамбарьера, движения и жесты самого дрессировщика подробно разбираются дальше применительно к конкретным описаниям работы с лошадьми по обучению их нужным аллюрам, трюкам, различным переменам движения, построениям и перестроениям.
Определяя производственное назначение шамбарьера как инструмента (средства, прибора), помогающего в дрессировке, следует одновременно предостеречь от неправильного использования его, обратить внимание на недопустимость непроизводственного, нехудожественного применения шамбарьера только для бесцельных шумовых эффектов. Дрессировщик не имеет права выполнять на манеже сам и шамбарьером ни одного бессмысленного, лишнего движения, не служащего определенным целям управления и постановочно-художественного решения.
Будет уместным провести параллель между артистом-дрессировщиком большой группы лошадей «на свободе» и дирижером оркестра. В руках первого — шамбарьер, у второго — дирижерская палочка служат управлению ансамблем. Цирковому дрессировщику необходимо также достигать высокого профессионализма, мастерства, художественной выразительности, чтобы иметь право называться артистом, творить и доставлять людям радость искусством циркового конного жанра.
Научиться в совершенстве владеть шамбарьером, то есть точно, свободно и красиво применять его в работе, можно только в результате упорных, длительных и правильных тренировок. Основные рекомендации по освоению работы с шамберьером, приводимые с учетом последовательности обучения и тренировок, следующие:
Первое — необходимо научиться правильно держать шамбарьер. Для этого надо взять его за ручку древка, зажать в руке так, чтобы конец ручки выступал из кулака на 1—2 см; вытянуть руку вперед, древко должно быть прямым продолжением руки, пальцы руки обращены вниз; из такого положения шамбарьера ударник забрасывается вверх назад и посылается вперед, как бы передавая посыл от руки к древку и от древка на конец ударника — на наконечник. Аналогия с легким броском камешка пальцами руки вперед. Когда такому посылу начнет подчиняться ударник и при этом он не будет захлестываться, задевать лошадь и находящихся поблизости людей и когда будет отработан точный посыл ударника вперед и щелчок наконечника, можно переходить к попаданию наконечником в определенные заданные точки.
Тренировки для точности попадания могут проводиться сперва в любом подходящем месте, затем на манеже с различными предметами и вещами. Например, раскладываются для этого на полу, на барьере кусочки бумажек, палочки, мячики и т. д. Стоя от предметов на расстоянии длины шамбарьера (древка и ударника) и вытянутой руки, следует сбивать наконечником предметы в различном порядке (подряд, через один, по заказу, варьируя самым разнообразным образом). Добившись абсолютно точного попадания в разные предметы и в разных условиях, следует пользоваться шамбарьером в работе с лошадьми (рис. 48).
Использование шамберьера в редких случаях допустимо для вызова сильного болевого раздражителя в целях наказания лошади, при воздействии на нее только (подчеркиваем — только) в момент ее злобного, систематического неповиновения, неисполнения усвоенных трюков и движения, нарушения порядка, укуса других лошадей и т. д. Суровый окрик по кличке и сильный щелчок (удар) по корпусу, но не по голове, должны являться достаточным воздействием на лошадь. Приучая ее к повиновению, дрессировщик должен разумно регулировать силу щелчка шамбарьером, не забывая того, что наконечником ударника можно при сильном ударе рассечь кожу, как ножом. Таким образом, для дрессировщика является обязательным овладение и точностью и различной силы ударом наконечника, чтобы этот инструмент верно служил в его руках дрессировке и в нужных редких случаях — разумному своевременному наказанию, но не причинению травмы лошади.
ФАРПАЙЧ — МАЛЫЙ ШАМБАРЬЕР
Для дрессировки и регулирования движения и исполнения трюков дополнительно к шамбарьеру используется также другой вид хлыста, состоящего из гибкого древка длиною 1,8 м, но с наконечником длиною всего 30—40 см.
Профессионалы называют этот хлыст фарпайчем. Конкретное его назначение и применение будут подробно рассматриваться дальше.
Глава 2. ПРИУЧЕНИЕ ЛОШАДИ К УСЛОВИЯМ РАБОТЫ
Процесс дрессировки лошади можно разделить на два последовательных цикла:
1. Общий (общедисциплинарный).
2. Специальный — дрессировка «на свободе».
Очень важно соблюдать последовательность в работе по обучению лошади как по циклам, так и по объему каждого цикла, переходя постепенно от простых по усвоению элементов к более сложным, чтобы лошадь с наименьшим напряжением и принуждением привыкала к выполнению всех требований дрессировщика. Работающим в конном жанре необходимо неуклонно следовать этим правилам, очень внимательно изучая одновременно характер и способности каждой лошади.
ПРИУЧЕНИЕ К СБРУЕ
Нужно очень спокойно и последовательно приучать лошадь к уздечке, гурте с нахвостником и арнирами. На первой стадии обучения лошадь арнируется слабо, затем постепенно голова подтягивается и лошадь приучается к сбору. Следует тщательно подгонять сбрую и следить внимательно за тем, чтобы сбруя не раздражала лошадь, нигде не защемляла кожу. За кольцо трензеля уздечки с левой стороны прицепляется длинная лонжа для удержания лошади и прогонки по кругу манежа, для предотвращения ее попыток выскочить за барьер, для сдерживания и управления лошадью на первых этапах обучения и дрессировки, приучения к повиновению, к шамберьеру. Дрессировщик в левой руке держит лонжу, в правой шамбарьер, которым он направляет движение лошади на манеже.
КОМАНДЫ
Большое практическое значение в процессе обучения и работы с лошадьми в цирке приобретает доведение и применение дрессировщиками единых, унифицированных четких команд управления лошадьми.
Если раньше (в далеком прошлом) дрессировщики были преимущественно иностранцы и, соответственно, в дрессуре применялись команды на иностранных языках, то теперь для советских дрессировщиков нецелесообразно их применение, кроме небольшого количества общепринятых иностранных слов команды и названий фигур. Обучаться и вести дрессировку следует, придерживаясь одинаковых слов команды на русском языке, которые должны произноситься четко в повелительном тоне.
Основные команды следующие:
В аллюрах — Шаг! Шагом!
Рысь! Рысью!
Галоп! Галопом!
Карьер! Карьером!
В движениях и положениях
— Стой! Лечь!
Пошли! Вперед! Встать!
Тихо! Сесть!
Назад!
Ко мне!
Ап! (прыжок)
На место!
По парам!
В исполнении фигур
— Барьер! На тумбу!
Вольт!
Пируэт! Кругом!
Вверх!
Гох! (подъем на задние ноги)
Удар!
Окрики — Стоять!
ПРИУЧЕНИЕ ЛОШАДИ К МАНЕЖУ
Цирковой манеж (арена) обычно 13 м в диаметре, окаймленный барьером шириной 0,5 м и высотой 40—50 см, имеет определенные названия по площади и окружности, которые приобретают конкретное значение и назначение в процессе обучения, работы и построения номера.
По площади манеж подразделяется и называется:
1. Первая писта — круг (дорожка) от барьера внутри манежа шириной 0,5 м.
2. Вторая писта — круг внутри манежа шириной 0,5 м от первой писты.
3. Третья писта — круг внутри манежа шириной 0,5 м от второй писты.
4. Центр манежа.
По окружности манеж делится:
1. Форганг — выход из-за кулисной части (проход за кулисы).
2. Главный проход (вход) напротив форганга.
3. Боковые проходы разделяются на правый и левый, считая от форганга при положении лицом к манежу.
4. Четырьмя проходами манеж делится на четыре четверти, считая по барьеру направо от форганга.
Приучение лошади к манежу начинается с выводки ее, держа за короткую лонжу, и проводки по манежу. Если лошадь спокойная, не боится, не пытается выскочить и привыкла уже к манежу, нужно давать ей возможность иногда свободно походить, побегать на манеже и поваляться.
Дрессировщик, начиная проводку и прогонку лошади на лонже, приучает ее идти по кругу у самого барьера, что на профессиональном языке в цирке называется «держать писту», направляя движение лошади шамбарьером, а первое время и при помощи лонжи, пристегнутой за кольцо удила с левой стороны. «Держать писту» сперва учат шагом, затем рысью, потом галопом с выбросом вперед только левой ноги. Движение кругом по манежу начинают с направления против часовой стрелки. При перемене направления по часовой стрелке перестегивают лонжу за правое кольцо удила. В тренировках и прогонках периодически меняют направление.
Категория: Литература. | Добавил: Lany (24.12.2007)
|