Horsik



Каталог статей
Главная | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Литература.

Дрессировка лошади в цирке. Часть-18

Глава 10. РАЗНОВИДНОСТИ ЦИРКОВЫХ НОМЕРОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

 

ВЕРХОВАЯ ЕЗДА В ДАМСКОМ СЕДЛЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

В конный жанр органически вписываются школьные наездницы — амазонки. Возникновение этого жанра, как свидетельст­вует Е. М. Кузнецов, «связывается с именем Каролины Лойо, кото­рая в цирковых летописях считается первой профессиональной наезд­ницей высшей школы. Каролина Лойо, дебютировавшая в Олимпий­ском театре-цирке зимой 1833 года, пришла сюда из частного спортив­ного манежа. Это был первый случай, когда через замкнутый цирковой барьер перешагнул спортсмен-любитель. Эффект от выступлений Каролины Лойо оказался несколько неожиданным: она очень быстро завоевала самую разнообразную публику и заняла положение при­мадонны парижского стационара, причем ее личный успех перерас­тал в принципиальный успех самого жанра... И приблизительно с начала 40-х годов цирк без школьной наездницы был уже немыс­лим». В дальнейшем наряду с сольными выступлениями был создан ряд комбинированных композиций: школьные дуэты, парные школь­ные тандемы и школьные кадрили. Неоспоримы некоторые преимущества прекрасного пола, способст­вующие успеху амазонок, — это их относительно малый вес, гиб­кость тела, легкость и чувствительность (мягкость) рук, миловид­ность и изящество в сочетании с мощностью и темпераментом коня, послушного воле своей хозяйки.

 

СЕДЛОВКА И ПОСАДКА

 

Основной особенностью дамской езды является посадка, зависящая от конструкции седла. Дамское седло имеет два рожка, расположенных на левой стороне передней части седла (луки). Верхний рожок служит упором для правой ноги наездницы, ниж­ний — для упора левой ноги выше колена. Чем ближе один к друго­му расположены рожки, тем это удобнее для наездницы с коротки­ми ногами, и наоборот.

Рожки крепятся к седлу с помощью винта, а не наглухо. Подвижные рожки имеют несомненное преимущество, так как седлом при этом могут пользоваться наездницы различных комплекций. Сиденье дам­ского седла должно быть невысоким, горизонтальным и достаточно широким, в зависимости от телосложения всадницы. Седло накладывается так, чтобы оно не слишком обременяло плечи лошади, подпруга же подтягивается сильнее, чем у мужского сед­ла. Даже очень опытные наездницы не могут избежать некоторого колебания в правую сторону, поэтому прочное положение дамского седла на спине у лошади очень важно. Если седло в связи с особенностями сложения лошади может сме­щаться назад, следует одеть подперстье, которое безусловно необхо­димо при поднимании лошади на «гох». Сидеть амазонка должна прямо на середине седла, с корпусом (лицом), обращенным вперед, а не сидеть на левом боку лошади. Обе ноги перекинуты влево. Толь­ко в этом случае посадка будет удобной, красивой, уверенной и эле­гантной.

Колени держать возможно ближе одно к другому, правым плотно облегать спереди назад верхний рожок, левая нога, упираясь в стре­мя, прилегает к нижнему рожку. Бедро левой ноги прижато к седлу, а голень отвесно свешивается вниз, пятка опущена, стремя держать на широкой части ступни. Корпус слегка откинут назад (рис. 43). Особенно надо остерегаться заваливания левого плеча, это искажает посадку амазонки. Кроме того, в посадке всадницы могут быть ошибки, бросающиеся в глаза зрителю: амазонка наклоняется вперед или чересчур выставляет правое плечо, перегибается на правую сторону, наклоняет влево верхнюю часть корпуса. На рыси часто можно за­метить резкие высокие приподнимания амазонки от седла, разведе­ние локтей в сторону, смещение корпуса вперед. Что касается управ­ления лошадью, то все ранее сказанное по этому поводу относится и к управлению с дамского седла. Разница заключается лишь в том, что хлыст в дамском седле заменяет правый шенкель, причем дейст­вие левого шенкеля должно быть связано с работой хлыста. Когда действует хлыст, заменяя правый шенкель, то левая нога должна быть готова оказать противодействие, то же самое требуется от хлыста, когда действует левый шенкель. Хлыст держат при движении в правой руке, сантиметров на десять ниже ручки, наподобие карандаша — тонким концом вниз. Хлыст при этом лежит, прилегая к лошади, за задним краем правого крыла седла. Большое значение имеет правильная пригонка стремени, при котором амазонка в состоянии свободно приподниматься в седле, упираясь на стремя слегка согнутой ногой. Короткое стремя вынуж­дает нагибаться вправо, а при длинном стремени корпус перегибает­ся влево (сползает), и нога утомляется в постоянной погоне за ускользающим стременем.

Сходя с лошади, амазонка вынимает левую ногу из стремени, снима­ет правую с рожка и поворачивается правым плечом к голове лоша­ди, садясь боком, затем положив руки на плечи помощника, спрыги­вает с седла на носки, с приседаньем.

Лошадь для амазонки, отвечая общим требованиям к цирковой ло­шади, должна быть:

1. Хорошо выезжена.

2. Чувствительна в поводу (легко управляема поводом).

3. Обладает мягким, плавным ходом.

Так как дамское седло занимает гораздо больше места, чем мужское, желательно иметь лошадь с удлиненным туловищем.

Ввиду неравномерного распределения тяжести всадницы на дамском седле следует отдавать предпочтение лошадям сильным, с широкой спиной и широкой, правильной постановкой ног.

 

 

 

 

 

ПРИЕМЫ ПОСАДКИ В ДАМСКОЕ СЕДЛО

 

Садясь на лошадь в дамское седло и сходя с нее, ама­зонка встречает некоторые затруднения и требует посторонней по­мощи. Существует несколько приемов этой помощи. Опишем два.

1. Всадница подходит к лошади на уровне левого крыла седла лицом вперед, плечи перпендикулярны лошади. Взяв свободно поводья в правую руку, упирается ею в верхний рожок, ставит левую ногу на скрещенные ладони помощника, лежащие на его правом колене, а свою левую руку кладет на его плечо. Затем амазонка отталкивается от земли правой ногой, выпрямляет левую и поворачивается спиной к лошади, упираясь левой рукой в плечо помощника, который при этом выпрямляется и тем самым помогает всаднице подняться выше седла и сесть в него боком. Помощник подает ей стремя, хлыст и поправляет платье. Всадница поворачивается правым плечом назад, перекидывает правое колено через верхний рожок, берет стремя, разбирает поводья, берет их в левую руку, а в правую берет хлыст. Чтобы действия амазонки и помощника совпадали, он считает и по счету «три» сажает амазонку в седло.

2. Посадка всадницы в седло с подставки осуществляется следую­щим образом.
Стоя на подставке, она вставляет левую ногу в стремя и, взяв в ле­вую руку поводья, упирается ею в переднюю луку, а правой — в си­денье седла. Затем, отталкиваясь правой ногой, выпрямляет левую, поворачивается спиной к лошади, садится в седло боком и вынимает ногу из стремени. В дальнейшем поступает, как и при посадке с помощником.
ТАНДЕМ
 

Тандем (школьный тандем) — номер высшей школы верховой езды, введенный в цирковой репертуар Парижским Олим­пийским театром-цирком Лоренцо Франкони в конце 20-х годов XIX века. Демонстрируя тандем, артист руководит при помощи длинных лонж (вожжей) и фарпайча одной или двумя лошадьми, запряженными цугом, то есть одна за другой, сидя верхом на задней лошади. Подседельной лошадью управляют как обычной верховой (рис.46).

Тандем может быть двойным или тройным. Лошадей дрессируют как обычно для высшей школы верховой езды, но в дальнейшем из средств управления передними лошадьми исключается шенкель и уклоны корпуса. Для достижения этой цели дрессировщик в процессе обучения лошадей элементам высшей школы постепенно ослабляет давление шенкелей и уклонов корпуса и, доведя их до полной пас­сивности, действует только поводьями.

Можно передних лошадей с самого начала обучать «в руках», не садясь на них верхом. Для этого отрабатывают испанский шаг — сначала одной передней ногой, а затем другой — тушированием с одновременным нерезким натягиванием соответствующего повода (ко­роткой лонжи), требуя при этом от лошади постоянного упора на повод. В этом случае очень полезен легкий посыл, производимый иду­щим сзади помощником. После того как лошадь начнет уверенно вы­соко и свободно двигаться испанским шагом (маршировать) «в ру­ках», дрессировщик переходит на управление длинными лонжами, заставляя ее выше поднимать ноги, по необходимости усиливает дей­ствие поводьев тушированием и подкармливает за хорошую работу. Заставлять лошадь идти правильным пассажем на длинных поводьях трудней (в большинстве случаев), чем обучить испанскому шагу (хотя встречаются лошади, которые прекрасно «пассажируют» «в ру­ках», поэтому обучение идет под верхом, с постепенным переходом на управление только поводьями. Добившись от лошади спокойного пассажа под воздействием только поводьев, переходят на управление с земли (на длинных поводьях).

Последующим этапом будет репетиция с двумя лошадьми, управляе­мыми с земли. Дрессировщик при этом держит в каждой руке по два повода. Как и в предыдущем случае, дрессировщику помогают помощники (берейторы). Основная задача дрессировщика при этом кроме поддержания четких, высоких движений испанского шага и пассажа добиться синхронности выноса ног обеими лошадьми, иду­щими испанским шагом. Синхронность при пассаже требует огром­ного труда и очень одаренных лошадей с одинаковым характером аллюра. Перемене ног на галопе всех лошадей тандема следует обу­чать под седлом. Наконец, работа по созданию школьного тандема заканчивается отработкой маневренных движений всех трех лошадей, управляемых дрессировщиком с седла своей лошади; это достигается в несколько этапов — репетируют последовательно со средней лоша­дью и головной рездельно, а затем объединяют всех трех вместе. Демонстрируя тандем, дрессировщик не имеет возможности приме­нять при управлении передними лошадьми такие мощные условные раздражители, как шенкеля, шпоры и уклоны корпуса. В связи с этим особое значение имеет выработка стойких двигательных навы­ков, вызываемых поводьями. В связи с этим необходимо указать, что отличные результаты дает при обучении лошади испанскому шагу в руках (для тандема) применение стула с наклонным сиденьем, оби­тым войлоком. После того как лошадь при тушировании подняла пе­реднюю ногу, помощник, идущий впереди, подхватывает находящую­ся в воздухе ногу, ставит ее на стул и немедленно подкармливает лошадь. После того как лошадь спокойно (по требованию дрессиров­щика) ставит ногу на сиденье стула, помощник в момент подъема лошадью ноги относит его, добиваясь от лошади шага, чтобы до­стать стул поднятой ногой и выработать у нее условный рефлекс «погоню за стулом». В дальнейшем стул заменяют деревянной плас­тиной, шириной 20—25 см и длиной 70—80 см из толстой фанеры на древке. Пластину эту держит перед лошадью идущий сбоку помощ­ник. Стараясь достать эту пластину, лошадь приучается двигаться, вперед испанским шагом, вынося ногу вверх и вперед.

Категория: Литература. | Добавил: Lany (24.12.2007)
Просмотров: 1618 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Большой конный мир. [12]
Ветеринария. [6]
Полезное. [11]
Литература. [116]
Подсказки начинающим. [3]
Разное. [0]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
www.filly.msk.ru Сайт посвящённый НХ
www.raiter.flyboard.ru Конно-тематический форум Raiter
www.prokoni.ru Сайт любителей лошадей
Лошади и конный спортRambler's Top100
Эквихелп - общество помощи лошадямGoGo.ru 
 
 
 
  
Gogo.Ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
500
Наш опрос
Чем вы занимаетесь с лошадью?
Всего ответов: 304
Copyright MyCorp © 2024