Научить лошадь делать на трех ногах одну галопаду нетрудно, но трудно заставить ее выполнить подряд несколько галопад, не поставив на землю вытянутую ногу. Чтобы дать это понять лошади, надо ее остановить, заставить вытянуть правую ногу и в то время, когда она стойко держит ее, усиленным действием левого шенкеля заставить сделать небольшой прыжок на стоящей на земле левой передней ноге.
В тот момент, когда передняя часть, поднявшись, стала опускаться (но еще не опустилась), надо заставить сделать второй прыжок, также не дав ей поставить ногу на землю. Если всадник опоздает с действием шенкеля и повода, то лошадь обязательно коснется ногой земли.
Но и две такие галопады еще не будут галопом на трех ногах, так как задняя часть при этом или будет стоять на месте, или продвигаться вперед не в ритме галопа. Продолжая обучение, всадник поднимает лошадь в галоп справа и ведет ее так несколько галопад, после чего останавливает и заставляет вытянуть правую ногу. Такие остановки надо делать все чаще и короче. На коротких остановках лошадь не выдержит и сама сделает галоп на трех ногах. Всаднику остается только повторить прием, и она сделает вторую и третью галопаду.
Затруднения можно ожидать только в одном, сможет ли лошадь удержаться в равновесии, исполняя подряд несколько галопад такого галопа? Но это дело постепенной тренировки. Прибавлять количество галопад надо очень постепенно и при этом помнить, что не сила физического воздействия может помочь лошади держаться на этом аллюре, а уравновешенность ее фигуры. В дальнейшем, когда лошадь уже научилась связно исполнять подряд несколько темпов галопа на трех ногах, надо приучить ее начинать с обыкновенного галопа галоп на трех ногах сейчас же, как только мы приподнимем ей голову. С этого времени будет полезно обыкновенный галоп вести на шенкелях, прикосновение же наружной шпоры сделать сигналом для выноса передней ноги, то есть для движения на трех ногах.
СПОСОБНОСТЬ ЛОШАДИ К ГАЛОПУ НА ТРЕХ НОГАХ
Галоп на трех ногах следует отнести к трудным движениям лошади. Джеме Филлис, писал, что только немногие лошади способны выполнять этот аллюр. При выездке лошадь обычно сама показывает способность к тому или иному элементу езды, но если на каком-либо из них она окажет упорное сопротивление, то заставлять ее не стоит, так как результаты не окупят затраченных трудов, и исполнение такого «вымученного» элемента езды будет производить тяжелое впечатление напряженности, вызывая у зрителя чувство жалости.
ОШИБКИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ
ЛОШАДЬ, ИСПОЛНЯЯ ГАЛОП НА ТРЕХ НОГАХ, «БОЧИТ».
Этот недостаток встречается чаще всего, что вполне естественно, так как усиленное действие одной шпоры может заставить лошадь отклониться в сторону от прямой. Таким образом, «бочить» лошадь может:
1. От слишком усиленного действия правого шенкеля или шпоры.
2. От недостаточной поддержки левого шенкеля.
3. От слишком поданного назад правого шенкеля.
4. От нежелания лошади подставлять под себя левую ногу.
«Бочить» при этом лошадь может двояко: или откидывая в сторону с каждой галопадой заднюю часть, или же отходя в сторону от прямой всем своим корпусом.
И в том и в другом случае явно недостаточно поддержки внутреннего шенкеля и общего посыла. Если это не исправить, то «бочение» скоро войдет у лошади в привычку, так как, начиная «бочить», она избавляется от большой нагрузки на левую заднюю ногу. Это плохо еще и тем, что такое положение само собой уменьшает посыл и стремительность лошади и затрудняет воздействие всадника на переднюю ногу. Часто всадник, сам того не замечая, желая усилить наружный шенкель для поддержания вытянутой ноги, заносит его слишком далеко назад и этим еще больше сталкивает задние ноги лошади в сторону.
Исправление этого недостатка занимает много времени. Главная задача — добиться правильного движения левой задней ноги лошади. Для этой цели полезно работать с лошадью на вольте. При выходе из вольта на прямую следует вести лошадь при поддержке одним левым шенкелем, с наружной стороны действовать легким уколом шпорой, как сигналом для подъема левой передней ноги.
ЛОШАДЬ СЛИШКОМ ВЫСОКО ПОДНИМАЕТ ПЕРЕДНЮЮ ЧАСТЬ (ИДЕТ ЛАНСАДАМИ).
Иногда лошадь, идя галопом на трех ногах, так высоко поднимает переднюю часть на каждой галопаде, что задние ноги при этом прекращают галоп и ставятся с большим упором на землю. Последующий мах из этого положения для лошади затруднителен, и она вынуждена поставить на землю обе передние ноги. Поднимаясь лансадами, лошадь вынуждена так же резко опускаться передней частью. Естественно, что при этом ей очень трудно удержаться, чтобы не коснуться земли передней ногой. Здесь так же, как и на испанской рыси, играет роль не высота подъема передней части, а угол, образуемый передними ногами. Поэтому гораздо важнее, когда лошадь делает с вытянутой ногой невысокие прыжки и, проявляя стремление вперед, как бы хочет опередить прыжок вытягиванием передней ноги.
Значит, для исправления такого галопа надо заняться вытягиванием ноги на остановках. Остановки же делать в таком посыле, чтобы стоящая на земле нога благодаря стремлению вперед корпуса была подана назад. Кроме того, для этой же цели надо снизить постав передней части и больше работать обыкновенным галопом.
ЛОШАДЬ ОПУСКАЕТ НОГУ, КАСАЕТСЯ ЗЕМЛИ.
Лошадь, идя галопом на трех ногах и хорошо вытягивая переднюю ногу, иногда на каждой галопаде, хотя и легко, но прикасается ею к земле. Предупреждая это, надо поддерживать лошадь трензельным поводом той стороны, с какой вытянута нога, в тот самый момент, когда нога опускается вниз. Однако если все время поддерживать лошадь, то она скоро привыкнет к этому и действие шенкеля и повода перестанет оказывать должное влияние. Ясно, что недоработанным в данном случае является четвертое упражнение, то есть сохранение вытянутого положения ноги после прыжка на трех ногах. Исправить этот недостаток можно двумя способами:
1. Пройти обыкновенным галопом в большом посыле вперед и, убедившись в стремительности, вызвать вынос ноги действием правой шпоры и легким выдерживанием поводьев.
2. Подняв лошадь в галоп, сократить его шенкелями до предела и также действием правой шпоры, не прекращая галопа, вызвать подъем передней ноги и прыжки на трех ногах. Сделав несколько галопад, следует остановить и огладить лошадь. Лошадь скоро поймет, что, делая прыжки на трех ногах, она избавляется от трудного для нее положения на собранном галопе и будет держать ногу с большей охотой.
Очень существенно как при первом, так и при втором способах огладить лошадь в тот момент, когда нога находится в воздухе, а не когда она уже опустилась на землю.
ЛОШАДЬ «КРЕСТИТ» ПЕРЕДНИМИ НОГАМИ.
Идя галопом на трех ногах (допустим, справа), лошадь уклоняет левую переднюю ногу под корпус вправо, а правой ногой выдерживает мах, занося ее влево через левую ногу. Делает это лошадь обычно с обратным «постановлением», и эта неправильность сильно искажает всю картину галопа на трех ногах. Чаще всего это происходит оттого, что всадник при требовании подъема правой ноги сильно и круто подает свои руки влево и всю тяжесть передней части переносит на левую ногу. Для исправления следует работать с прямым или с очень незначительным «постановлением», энергично действуя шенкелями; при спокойной посадке — посылать лошадь вперед на повод. Это лучше всего выпрямляет положение лошади на любом аллюре. Начинать снова галоп на трех ногах можно, только выправив лошадь на обыкновенном галопе, добившись от нее правильного повода и стремления вперед.
ЛОШАДЬ НЕ ДЕРЖИТ ПРЯМУЮ НОГУ, А ГНЕТ ЕЕ ИЛИ БОЛТАЕТ ЕЮ НА ДВИЖЕНИИ.
Красиво, когда, идя галопом, лошадь держит вытянутую ногу горизонтально, но встречается это редко, и вначале лошадь или опускает ее ниже, или болтает ею. Это доказывает недостаточность подготовки первого и второго упражнений. Следует снова вернуться к ним и тренировать на них лошадь до полного совершенства. Кроме того, для выпрямления ноги на галопе следует вести лошадь в сильном и непрерывном посыле.
ОБРАТНЫЙ ПИРУЭТ НА ТРЕХ НОГАХ
Исполняя этот пируэт, лошадь держит вытянутую переднюю ногу в воздухе и обходит медленным шагом задними ногами вокруг стоящей на земле другой передней ноги, являющейся центром поворота. Лошадь должна иметь легкое «постановление» в сторону вытянутой ноги.
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ
Этому упражнению лошадь можно научить «в руках» или сразу же под всадником. Обучение значительно облегчается, если до этого лошадь была обучена испанскому шагу или по крайней мере уверенно держит ногу на весу в стойке. Поставив лошадь ровно на все четыре ноги, всадник требует от нее подъема, допустим, левой передней ноги. Для этого, дав легкое «постановление» налево, он усиливает правый шенкель, не изменяя посадки. Когда лошадь вытянула левую ногу, всадник, усиливая правый шенкель, заставляет ее переступить задними ногами влево, как при повороте на передней части. Когда лошадь сделала задними ногами два-три шага влево, всадник прекращает движения задними ногами левым шенкелем. Затем снова заставляет лошадь поднять и вытянуть от правого шенкеля левую ногу. Постепенно лошадь приучается, переступая в сторону задними ногами, держать переднюю ногу горизонтально вытянутой. Лошадь следует держать в обоих шенкелях и регулировать ими частоту переступания задних ног лошади. Если лошадь упорно не хочет понять, что наружный шенкель требует подъема ноги с одновременным переступанием задних в сторону, делу может помочь пеший помощник, который, подняв переднюю ногу лошади, выдерживает ее во время исполнения пируэта. Предварительная подготовка «в руках» значительно облегчает обучение, для чего дрессировщик становится лицом к лошади и разбирает поводья с хлыстом как для боковых движений или испанского шага. Потребовав подъема и выноса ноги, он продолжает прикладывать хлыст к боку, вызывая этим переступание задних ног. Вначале надо делать в сторону два-три шага, а затем их количество увеличивать до полного пируэта. Описав полный пируэт, необходимо заставить лошадь продержать ногу вытянутой несколько секунд.
ОШИБКИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ
ЛОШАДЬ НЕДОСТАТОЧНО ВЫТЯГИВАЕТ ПОДНЯТУЮ ПЕРЕДНЮЮ НОГУ.
На пируэте лошади труднее держать вытянутую горизонтально переднюю ногу, чем на остановке, когда она стоит на трех ногах, на пируэте же ей приходится держаться на двух точках опоры. Кроме того, само движение круто в сторону нарушает ее равновесие, это и служит обычно причиной опускания передней ноги. Поэтому, исполняя пируэт, надо следить, чтобы лошадь была в одинаковой мере поставлена в повод и не имела бы тенденции откинуться назад своим корпусом, так как от этого изменится правильность окружности и направление оси поворота. При каждой такой оттяжке назад нога, естественно, опускается. Добиться стойкой выдержки ноги в горизонтальном положении можно на остановках с очень незначительным переступанием задними ногами в сторону.
ЛОШАДЬ ТОРОПИТСЯ НА ПИРУЭТЕ.
Торопясь, лошадь как бы убегает от правого шенкеля, не сгибая задних ног и делая ими неровные и жесткие шаги. Причина заключается в том, что наездник, желая удержать вытянутой переднюю ногу, слишком сильно действует правым шенкелем и недостаточно поддерживает левым, регулирующим быстроту движения ног на пируэте. Такая торопливость исполнения пируэта может печально закончиться для лошади. Если передняя нога, стоящая на земле, задержится в повороте, а задние ноги будут продолжать движение в сторону, то лошадь в таком положении может получить растяжение или вывих конечности. Помня это, для исполнения пируэта надо обязательно выбирать соответствующий грунт, на котором бы вращающаяся нога образовывала воронку, а ковка должна быть без шипов, мешающих вращательным движениям ноги. Вообще же торопливость может быть отрегулирована левым шенкелем. При пополнении этого упражнения надо дольше держать вытянутую ногу на остановках, а движения по окружности производить очень осторожно усилением правого шенкеля с частыми остановками.
ЛОШАДЬ СВАЛИВАЕТ ЗАТЫЛОК И ОТТЯГИВАЕТСЯ.
Некоторые лошади охотно останавливаются для пируэта, но при начале его исполнения принимают такое положение, при котором воздействие шенкелей и поводьев не оказывает на нее должного действия.
Прежде всего лошадь сильно сваливает затылок в противоположную» выносу ноги сторону, а затем, изгибая шею и корпус, ложится на правый шенкель. Первое, чем следует при этом заняться всаднику, — это поставить лошадь в повод. Постановка в повод, 'как известно, невозможна без посыла шенкелями. В посыле надо приучить лошадь держаться и на остановках, на которых стремительность и готовность к движению вперед должна выражаться в прямолинейности всей ее фигуры.
Иногда искажение фигуры лошади на пируэте вызывает и сам всадник своей неправильной посадкой, когда, требуя от лошади вытянуть, допустим, левую ногу, он всю тяжесть своего корпуса переносит направо, а набирая левый повод, уклоняет в его сторону плечи.
Глава 8. ПЕРЕХОДЫ И3 ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ДРУГОЕ
Правильность и точность переходов лошади из одного аллюра в другой, а также сохранение при этом правильной посадки всадником без видимых усилий с его стороны свидетельствуют как о точности управления всадника, так и о тонкости выездки и повиновении лошади. Создается впечатление, что лошадь сама угадывает мысли человека, выполняя то или иное упражнение. Однако далеко не все переходы надо считать полезными и совершенствующими развитие лошади. Например, нельзя допускать переход с прибавленного галопа на пиаффе или на осаживание. Это принесло бы только вред организму лошади и сократило бы срок ее службы.
ПЕРЕХОД С ШАГА В ПАССАЖ
Чтобы лошадь сразу взяла правильный темп пассажа, в процессе всей подготовки не следует поднимать ее в пассаж небрежно, не собрав, то есть не придав фигуре нужного положения. Двигаясь шагом, всадник глубоко садится в седло, оттягивает вниз каблуки, не прекращая движения собирает лошадь и, выдержав ее в таком положении, сильно посылает шенкеля вперед, мягко удерживая поводьями.
Так как равновесие, нужное для пассажа, придается лошади еще до начала движения, то ей часто бывает легче перейти в пассаж, чем держаться в сильном сборе на шаге, так как с началом пассажа всадник несколько ослабляет повод. При выходе в пассаж с шага лошадь обычно делает два-три пиаффе-шага, на которых ставит ноги диагонально, но без подвисания. Из этого положения она поднимает одну диагональ выше и для ее смены с силой отталкивается другой диагональю, подвисая в этот момент. Одним из основных условий перехода в пассаж надо считать прямолинейность положения лошади, то есть чтобы передние ноги стояли строго против задних.
Впоследствии лошадь должна быть приучена переходить в пассаж не столько от усиления действия шенкелей, сколько от данного ей положения и главным образом сбора. Чтобы лошадь начинала пассаж сразу же по указанию всадника, следует приучать ее к коротким репризам пассажа (четыре шесть темпов) с частыми переходами в шаг и обратно, наблюдая, чтобы шаги пассажа были высоки и отчетливы. С первого же шага пассажа всадник должен смягчить повод настолько, чтобы лошадь держалась при наименьшем воздействии средств управления. На этих начальных шагах всадник приучается ощущать не только их начало, но и замечать все недостатки.
ПЕРЕХОД С РЫСИ В ПАССАЖ
Двигаясь рысью, надо сесть глубже в седло и, усилив действие шенкелей, собрать лошадь так круто, чтобы она была готова встать почти за поводом. В этот момент следует усилить действие шенкелей, вплоть до применения шпор. Всадник почувствует начало пассажа тем, что он будет как бы подброшен в седле. Если при полуодержке всадник будет действовать поводьями, стараясь поднять выше перед, то лошадь пойдет на прямых задних ногах. Иногда лошадь долго не берет темп пассажа, не чувствуя поддержки повода, и идет передними ногами, как на обычной рыси, начав в то же время высоко работать задними ногами. Подготовленная лошадь от усиления шенкелей сразу же подведет задние ноги, а от набирания повода начнет делать высокие движения передними ногами. Следует иметь в виду, что набирание повода должно обязательно совпадать с подъемом одной из передних ног. Иные лошади требуют более длительного собирания и усиления действия шенкелей и переходят в пассаж, сделав еще несколько шагов рысью. Таких лошадей нельзя еще считать достаточно подготовленными, даже если они прекрасно держатся на длительной репризе пассажа.
ПЕРЕХОД С ГАЛОПА В ПАССАЖ
На галопе всадник выравнивает поводья, усиливает шенкеля и делает полуодержку поводьями. С первого же темпа перехода на рысь всадник еще глубже садится в седло, еще круче собирает лошадь и усиливает действия шенкелей, вплоть до уколов шпор. Переход с галопа на рысь или пассаж может вызвать нарушение взаимодействия всадника с лошадью, так как момент перехода не всегда точно предугадывается всадником, и внезапность толчков тактов пассажа после спокойных качающих махов галопа расстраивает посадку всадника. Избежать этого можно путем частых переходов с галопа на рысь, входя в ритм с первого же темпа и с первого же такта ведя им счет. Это единственное средство приучает всадника предугадывать точно момент перехода и приготовиться к предстоящим толчкам.
Если всадник хорошо улавливает момент перехода с галопа в рысь, то будет нетрудно с помощью шпор сделать первый темп рыси более высоким и пассажным. Вполне понятно, что все это возможно только при очень спокойной и ненапряженной посадке. Для лошади легче всего взять темп пассажа на втором такте галопа, то есть тогда, когда она уже стоит на диагонали. В этот момент полуодержкой выровненных поводьев и усилением левого шенкеля всадник заставляет лошадь поднять правую диагональ. Очевидно, что лошадь при этом должна вместо упора на одну левую переднюю ногу встать на левую диагональ, подняв правую. Вообще же перейти в рысь или пассаж лошадь может с любого такта галопа. Так, например, ипподромных рысаков переводят со сбоя (с галопа) в рысь с первого такта галопа, заставляя сильной одержкой повода выбросить правую переднюю ногу в момент удлиненной опоры на правую заднюю ногу.
При переходе возможны следующие ошибки:
1. Задержанная на первом такте галопа лошадь выбросила прямую переднюю ногу.
2. Перешла в пассаж после нескольких вводных шагов рысью.
ПЕРЕХОД С ПИАФФЕ В ПАССАЖ
Выход в пассаж с пиаффе должен быть плавным и спокойным. по в то же время ясно выраженным, с хорошим импульсом. Отбивая такт пиаффе, лошадь в нужный момент должна податься вперед, не нарушая взятого темпа. Так как работа диагоналей на пиаффе ясно ощутима всадником, то переход в пассаж он может начать как с левой, так и с правой ноги. Наиболее благоприятным моментом для посыла лошади вперед с пиаффе надо считать момент подвисания. Именно в этот момент и следует подать лошадь вперед шенкелями с одновременным ослаблением повода. Действие шенкелей и отдача повода должны быть настолько осторожны, чтобы равновесие лошади при этом не нарушилось и выход вперед был бы продолжением темпа.
Делать отчетливый выход вперед можно только тогда, когда как на пассаже, так и на пиаффе установлен уверенный и одинаковый темп и когда эти оба аллюра так согласованы между собой, что как бы вытекают один из другого. Для усовершенствования этого перехода надо чаще переходить с пиаффе на пассаж и обратно. При выходе с пиаффе на пассаж всаднику необходимо учесть, что если на пиаффе шенкель прижимался к боку лошади в момент опускания односторонней задней ноги, то с выходом на пассаж он должен прижиматься в момент подъема этой ноги.
При выходе с пиаффе на пассаж могут быть следующие ошибки:
1. Лошадь изменила темп.
2. Сбилась от резкого посыла.
3. Не работает задними ногами.
4. Задерживается на пиаффе более положенного числа темпов.
Самым неприятным следует считать отказ лошади двигаться вперед после пиаффе. Это бывает с лошадьми, которые были обучены пиаффе без выработки правильного повода. Сбиться лошадь может, если пиаффирование было частым, без подъема ног.
ПЕРЕХОД С ПАССАЖА В ПИАФФЕ
Переход с пассажа в пиаффе должен быть без нарушения ритма. При переходе с пассажа в пиаффе всадник усиливает действие шенкелей и садится еще глубже в седло, очень мягко удерживая лошадь поводьями.
Наиболее выгодным для перехода в пиаффе надо считать такой пассаж, на котором лошадь держится при наименьшей помощи со стороны всадника. Только на таком пассаже усиление шенкелей и удерживание поводом могут укоротить пассаж до пиаффе. При переходе могут быть следующие ошибки:
1. Лошадь не работает задними ногами.
2. Частит.
3. Борется с поводом.
Если же на пассаже лошадь требует еще усиленной помощи шенкелей или идет, недостаточно работая задними ногами, то переход в пиаффе будет напряженным, как и само пиаффирование. Поэтому, прежде чем учить лошадь переходу с пассажа на пиаффе, надо добиться такого равновесия на пассаже, при котором она держалась бы при наименьшей помощи со стороны всадника.
ПЕРЕХОД С МЕСТА В ПИАФФЕ
Установив лошадь ровно на четыре ноги, всадник принимает глубокую отвесную посадку и, оттянув шенкеля вниз, мягко, почти незаметно придает голове и шее лошади собранное положение, не касаясь боков шенкелями. Таким образом, всадник готовит лошадь к пиаффированию не силой шенкелей, а положением фигуры самой лошади, что и является для нее предварительным сигналом. Хорошо подготовленная к пиаффе лошадь начнет пиаффировать немедленно по указанию шенкелей всадника. Поэтому на остановке до начала пиаффирования шенкеля должны быть несколько отставлены от боков лошади. Начать же пиаффирование лошадь должна от малейшего соприкосновения с ними, и наталкиваясь своими боками то на один, то на другой шенкель, продолжать аллюр. Только тогда, когда от приближения шенкелей или шпор лошадь начала пиаффирование, всадник может почувствовать, в какие моменты нужна его помощь, усиление действия шенкелей или шпор именно в эти моменты может сделать пиаффе более медленным и высоким.
ПЕРЕХОД С ПИАФФЕ НА ШАГ
Сначала следует разделять этот переход на две части: остановка после определенного количества темпов пиаффе и выход с места шагом.
Движение шагом после исполнения пиаффе должно быть строго управляемым, то есть всадник должен ощущать не только выход на шаг, но начинать его по своему усмотрению с правой или левой ноги.
Вполне понятно, что при выходе с пиаффе даже на собранный шаг сбор лошади уменьшается.