Horsik



Каталог статей
Главная | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Литература.

Дрессировка лошади в цирке. Часть-15

БАЛАНСИРОВАНИЕ

 

Кроме балансирования передними и задними ногами на месте от лошади можно добиться балансирования (раскачивания) корпусом.

Вот как описывает это упражнение известный мастер высшей школы верховой езды В. Н. Тихонов. «Раскачивание корпусом на месте — это движение, при котором ло­шадь передними и задними ногами делает по одному шагу в сторо­ну, как бы раскачиваясь. При этом движении лошадь делает сразу же один за другим передней левой ногой шаг влево, а задней правой ногой шаг вправо, потом передней правой ногой шаг вправо, левой задней ногой шаг влево и т. д.» .

Это грациозное движение требует от лошади легкости и исключитель­ной гибкости в боках, так как при исполнении его лошадь делает движение в стороны передними ногами от одного до полутора метров, а задними ногами — до метра и больше.

Ноги лошади работают по диагонали как на пиаффе, с той, однако, разницей, что каждую диагональ ног она выносит не только вверх, но также и в правую и левую стороны, одновременно с этим делая дви­жение шеи и головы в ту же сторону, в какую идет движение ее пе­редних ног.

Иногда при раскачивании корпуса, лошадь переносит вправо и вле­во только передние ноги, а ее задние ноги неподвижно стоят на ме­сте. Это неправильно и некрасиво. Ноги, корпус, шея и голова долж­ны двигаться гармонично.

К обучению лошади балансе дрессировщик приступает после усовер­шенствования у нее пиаффе.

Всадник выезжает на середину манежа и начинает пиаффе, работая шенкелями но диагонали. Когда он прижимает правый шенкель к боку лошади, она поднимает левую диагональ ног в воздух; всадник перемещает верхнюю часть своего корпуса и кисти рук влево, тем самым заставляя лошадь переместить некоторую часть своего кор­пуса на свою переднюю левую ногу, которая находится еще в воз­духе. Когда лошадь, чтобы восстановить равновесие, относит левую переднюю ногу несколько левее и становится на нее, в то же время задней правой ногой делает шаг вправо. Если лошадь это движение исполнила правильно, дрессировщик по­ощряет ее и дает ей отдохнуть, идет на ней по манежу на свободном поводу минуты две, после чего повторяет упражнение два раза и на этом кончает урок.

На последующих занятиях он совершенствует это же движение, пое­ло чего приступает к обучению лошади такому же движению, но только в правую сторону, то есть действием левого шенкеля и подачей вправо своего корпуса и кистей рук заставляет сделать передней ногой шаг вправо, а задней ногой — шаг влево. Таким образом, лошадь научится делать по одному шагу в левую и в правую стороны. Теперь надо, чтобы она исполнила оба эти шага один за другим слитно — шаг влево и сразу шаг вправо. Всадник добивается этого следующим образом. Начиная прием, за­ставляет лошадь сделать шаг влево, а как только она коснется земли левой передней ногой, быстро и энергично дает ей левый шенкель и подает кисти рук с поводьями в правую сторону. Под таким воз­действием средств управления лошадь непременно исполнит один за другим шаг влево и сразу же шаг вправо. Всадник поощряет лошадь и продолжает отрабатывать упражнение, а на последующих уроках постепенно добивается от нее увеличения числа шагов вправо и влево. Действие средств управления следующее. Шенкеля действуют по диагонали один за другим, а поводья действуют с каждым шенке­лем в полном контакте. Для того чтобы лошадь сделала шаг влево, всадник нажимает правый шенкель и подает кисти рук влево, а ле­вый трензельный повод принимает на себя. Когда лошадь делает пе­редней ногой шаг влево, оп делает ей постав головы и шеи налево. Так как передние ноги лошади ушли влево, ее правая задняя йога не может остаться поднятой в воздухе, а лошадь, утратив равновесие, не сможет оттолкнуться левой передней ногой в правую сторону. Поэ­тому она сразу же за движением передней ногой в левую сторону од­новременно делает задней правой ногой шаг вправо. После этого всадник нажимает левый шенкель, правый трензельный повод при­нимает на себя, а свой корпус и кисти с поводьями подает налево. Тогда лошадь отталкивается левой передней и правой задней ногами и делает широкий шаг в правую сторону, вместе с этим наклоняя вправо шею и голову. После этого всадник совершенствует новое движение лошади, добиваясь того, чтобы ее шаги вправо и влево захватывали все больше пространства и чтобы при этом все ее движения были в высокой степени гармоничными, легкими и грациозными. Научив лошадь раска­чиванию корпуса (балансе) на месте, можно приступить к раскачива­нию в движении.

 

БАЛАНСЕ НА ПАССАЖЕ

 

Балансе в движении представляет собой красивый и грациозный элемент высшей школы цирковой дрессировки. Исполняя его, всадник демонстрирует высокое мастерство езды, уме­ние чувствовать все движения лошади, технику работы средств уп­равления, а также выездку лошади, ее энергию, легкость движе­ний.

При балансе на пассаже, лошадь делает те же движения, что и при балансе на месте, с той только разницей, что одновременно с каж­дым выносом диагонали ног она захватывает значительное простран­ство вперед.

Поднимая левую диагональ ног в воздух, лошадь выносит ее вперед и в левую сторону, а заднюю правую ногу — в правую сторону, потом отталкивается от земли левой передней ногой и выносит правую диа­гональ вперед вверх и в правую сторону, а заднюю левую ногу — в левую сторону. При этом голова и шея лошади работают так же, как и при балансе на месте.

Обучение лошади балансе на пассаже всадник ведет следующим об­разом. Он заставляет лошадь сделать по два-три шага в каждую сто­рону, потом, нажав правый шенкель, чтобы лошадь сделала шаг вле­во, он одновременно левым шенкелем посылает ее вперед и в то же время мягко отдает ей повод.

Под одновременным воздействием левого и правого шенкелей лошадь обязательно сделает движение левой ногой не только влево, но и впе­ред. Тогда всадник поощряет лошадь и дает ей отдохнуть, после че­го несколько раз повторяет с ней это новое движение. Когда лошадь научиться легко делать шаг влево и вперед с левой ноги, он начинает обучать ее делать шаг вправо и вперед с правой ноги. После того как лошадь выполнит движение как с правой, так и с ле­вой ноги по одному шагу в стороны и вперед, он начинает обучать ее делать упражнение слитно. Для этого всадник, сильно нажимает правым шенкелем и в то же время посылает лошадь вперед левым шенкелем. Когда лошадь сделает шаг влево и вперед, он дает силь­ный посыл левым шенкелем, а правым посылает ее вперед, вследст­вие чего лошадь делает шаги вперед и в стороны. Надо сказать, что сильная работа шенкелей должна поддерживаться шпорами. Вся трудность исполнения раскачивания корпуса лошади в движении заключается в том, что всаднику надо все время вести лошадь в пол­ном сборе и при этом на каждом темпе требовать от нее плавных дви­жений вверх, в стороны и вперед. Как только лошадь под воздейст­вием шенкелей и поводьев сделала два шага в стороны и вперед, всадник поощряет ее, дает ей возможность отдохнуть, а потом повторя­ет с ней это новое движение, довольствуясь пока двумя шагами. На последующих уроках он постепенно добивается от нее увеличения числа шагов при исполнении балансе на пассаже. Если лошадь идет вперед плохо, вяло или просто шагом, делая нечеткие движения в стороны, несмотря на то, что всадник использовал всю силу шен­келей, для достижения успеха необходимо применить бич. Помощ­ник, находясь сзади лошади, должен держать бич высоко над ее кру­пом и по указанию всадника тушировать им по крупу лошади или же просто делать им взмахи в воздухе, в темп движения лошади.

 

Глава 7. ДВИЖЕНИЯ НА ГАЛОПЕ

 

ГАЛОП НА МЕСТЕ

 

Постепенно укорачивая галоп, можно добиться его ис­полнения на месте. На первый взгляд кажется, что укорачивание га­лопа надо производить поводьями. На деле укорачивать галоп до га­лопа на месте можно в основном только усиленным действием шенке­лей. Галоп на месте исполняется лошадью в четыре такта, то есть на втором такте лошадь ставит диагональные ноги не одновремен­но — сначала заднюю, а затем переднюю ногу. Так как исполнять га­лоп на месте лошадь может, только находясь в полном сборе, то действие шенкелей усиливается до предела. Шенкеля усиливают сбор лошади и в то же время поддерживают взя­тый лошадью ритм галопа. При исполнении галопа на месте всадник должен в высшей степени осторожно действовать поводом и очень легко принимать лошадь на повод в момент ее подвисания, но от­нюдь не в момент упора на заднюю ногу, так как этим он затруднит работу задних ног (посадит на зад). Заставляя лошадь исполнять галоп на месте, сначала поднимают ее в галоп, затем усиливают шенкеля и, не изменяя вертикального положения своего корпуса, мягко принимают лошадь на повод по мере ее сбора, вызванного шенкелями. Будучи легко удержана по­водьями, в момент подвисания лошадь вынуждена отбивать галоп, не двигаясь вперед.

После исполнения одной-двух галопад на месте следует прекратить работу и, огладив лошадь, закончить урок. Прибавлять количество галопад на месте следует очень постепенно. Позже, когда лошадь утвердится в галопе на месте, необходимо рабо­тать в следующей последовательности: подняв лошадь в галоп, пройти им несколько шагов, затем, сократив движение, сделать несколько галопад на месте, после чего снова послать вперед. Самым опасным и часто встречающимся затруднением при обучении лошади галопу на месте является прекращение лошадью работы зад­ними ногами. Происходит это или вследствие чрезмерного подъема передней части, или резкой выдержки повода, или общей слабостью задней части лошади. Как только замечено, что при галопе на месте задние ноги лошади перестают работать и становятся мертвой точкой опоры, следует немедленно послать лошадь вперед и, снизив постав передней части, оживить работу задних ног лошади. Некоторые же лошади при сокращении галопа нарушают правильность чередования движения, поднимая вверх то обе передние, то обе задние ноги. Этот аллюр ничего общего не имеет с нормальным галопом и представляет собой качание лошади с передних ног на задние и наоборот. Если это качание производится достаточно четко и ритмично, то оно может быть продемонстрировано как отдельный трюк. Галоп на месте является подготовкой к галопу назад и к пируэтам на галопе.

 

ГАЛОП НАЗАД

 

Галоп назад по своей сложности еще более труден для лошади, чем галоп на месте, и обучить этому движению можно только по окончании всей выездки на высшую школу, к тому же лишь силь­ных и одаренных лошадей. Заставить сделать галопом назад (хотя и трудно) пять-шесть галопад можно каждую правильно сложенную лошадь, но такая небольшая реприза не окажет на зрителя впечатле­ния и практически не будет иметь смысла. Как сокращения галопа, так и галопа назад всадник добивается в ос­новном не набором повода, а усилением действия шенкелей и сталки­ванием массы лошади назад своим корпусом в моменты неустойчиво­го равновесия. При галопе назад лошадь также ставит ноги, как и на обыкновенном галопе на месте, в четыре такта.

Для более ясного представления подробно опишем картину движения и порядка переступания ног лошади на галопе назад справа. Итак, всадник должен, подняв лошадь в галоп, сократить его до галопа на месте и, сделав несколько галопад, перейти в движение назад. Для этого всадник максимально усиливает нажим шенкелями и подает на­зад свой корпус. Эта подача корпуса назад должна совпадать с мо­ментом подвисания лошади, когда ее равновесие настолько неустойчиво, что малейший перенос тяжести способен изменить ее движе­ние. Только обладая большим чутьем, всадник может улавливать эти моменты, а следовательно, и обучить движению. Особо сильные лошади способны обходить галопом назад целый круг по манежу. С лошадьми, недостаточно сильными, имеющими дефек­ты в пояснице или скакательных суставах, не следует совсем практи­ковать этого движения, иначе произойдет полное разрушение их здо­ровья.

 

ПИРУЭТ НА ГАЛОПЕ

 

При исполнении пируэта лошадь, обходя плечами во­круг задней части, отбивает такт галопа всеми ногами, соблюдая на­правление в сторону движения (рис. 37, 38). Трудность пируэта со­стоит в том, чтобы, облегчая переднюю часть для подачи ее в сторону, не погасить движения задних ног. Во время исполнения пируэта ло­шадь должна находиться в правильном поводу, что достигается очень спокойной посадкой, сильными и ровными шенкелями и спокойстви­ем руки всадника.

 

СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ

 

Пируэт можно исполнять:

1. При повороте от барьера (четверть пируэта).

2. При повороте в другую сторону (полупируэт).

3. В центре манежа (полный пируэт).

Чтобы сделать пируэт, сокращают галоп, доводя его на последних махах почти до галопа на месте, для чего максимально усиливают нажим шенкелями. Как только лошадь сделала один-два маха на месте, наездник подает кисти рук в сторону пируэта и еще больше усиливает нажим наружным шенкелем. Обучение значительно об­легчается, если до этого лошадь усвоила галоп на месте.

Предварительными упражнениями следует считать:

1. Повороты на задних ногах на месте.

2. Повороты на задних ногах, не прекращая движения шагом.

3. Повороты, полупируэты и пируэты на пассаже.

4. Вольты.

5. Боковые движения.

Пируэт на галопе следует отнести к трудным движениям для лоша­ди и в силу этого не злоупотреблять им при обучении. Вначале не следует делать в течение одного урока более двух пируэтов. Чтобы быть уверенным в успехе, требуется не столько продолжительность урока, сколько продуманная и тщательная подготовка приемов воз­действия с учетом недостатков предыдущего их исполнения.

 

ОШИБКИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ПИРУЭТОВ НА ГАЛОПЕ

 

ЛОШАДЬ НЕ ОТБИВАЕТ ТАКТЫ ГАЛОПА ЗАДНИМИ НОГАМИ.

 

Причины:

1. Всадник резко подает плечи лошади в сторону пируэта.

2. Лошадь еще не готова к движению максимально сокращенным га­лопом.

3. Всадник слишком высоко поднял переднюю часть лошади и этим погасил движения ее задних ног.

4. Недостаточно энергичная работа шенкелей.

5. Общая слабость поясницы, бедер или скакательных суставов ло­шади.

Выше уже говорилось, что подавать лошадь поводом в сторону пируэ­та необходимо очень осторожно, чтобы не нарушить равновесия и темпа галопа. Несмотря на то, что центром такого пируэта являют­ся задние ноги лошади, передняя часть должна подниматься слишком высоко. Чем лучше держится лошадь на сокращенном галопе, тем легче управлять ее передней частью, поэтому совершенствование галопа является основой для выполнения пируэтов. Сокращенные темпы галопа невозможно вызвать без больших усилий шенкелей, не говоря уже о пируэте с сохранением темпа. Если же лошадь не ис­полняет пируэт в связи с физическими недостатками, то с ней надо немедленно прекратить не только пируэты, но и сокращенный га­лоп.

 

ЛОШАДЬ ОТКИДЫВАЕТ КРУП В СТОРОНУ БАРЬЕРА.

 

Очень часто при исполнении пируэта лошадь смещает задние ноги в сторону барьера. Причиной может быть или слишком резкий набор поводьев в сторону пируэта, или же недостаточное дей­ствие правого шенкеля. На пируэте не следует придавать лошади та­кого изогнутого в боку положения, как на вольте. Если дать лошади слишком сильное направление, то круп ее выйдет наружу из центра пируэта.

 

ЛОШАДЬ ОТБИВАЕТ ЗАДНИМИ НОГАМИ ГАЛОП НЕ НА МЕСТЕ, А ПО МАЛОМУ КРУГУ.

 

Это является скорей недоработкой пируэта, чем ошиб­кой. Если голова лошади и плечи при этом находятся в правильном положении и сохраняется правильный темп, то можно быть уверен­ным, что лошадь стоит на правильном пути работы и в конце концов будет правильно исполнять пируэт.

 

ПОСПЕШНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПИРУЭТА (ВЕРТУШКА) – МЕНЬШЕ, ЧЕМ В ШЕСТЬ ГАЛОПАД.

 

Если всадник резко действует правым шенкелем, шпо­рой и поводом, то лошадь будет спешить на пируэте и исполнять пе­редними ногами или большие махи в сторону, или же торопливые движения. Чем быстрее забирает лошадь плечами в сторону, тем бо­лее она склонна опираться на одну заднюю ногу и, следовательно, прекратить галоп. Если это вошло у лошади в привычку, следует на время прекратить пируэты и заняться приниманием на вольтах галопом, удерживая лошадь от торопливых движений.

 

ЛОШАДЬ, ЗАКАНЧИВАЯ ПИРУЭТ, МЕНЯЕТ НОГУ (КРЕСТИТ).

 

Если лошадь, заканчивая пируэт, на последних махах не выдерживает и теряет последовательность опоры задних ног о зем­лю, то причиной этого может быть:

1. Неспокойная рука наездника.

2. Неспокойная и нечуткая посадка всадника.

Всадник должен подметить, какой элемент полупируэта у лошади в одну сторону получается лучше, чем в другую, и соответствующими мерами исправить его, а не просто часто тренировать лошадь в труд­ную сторону.

При исполнении полупируэта возможны следующие ошибки:

1. Всадник подал руки с поводьями в сторону полупируэта в момент касания левой передней ногой земли. Лошадь вынуждена пересту­пить правой передней ногой через левую—и сразу же запутыва­ется.

2. Всадник удержал лошадь в начале полупируэта, и лошадь попя­тилась назад.

3. Всадник слишком энергично начал действовать правым шенкелем в самом начале полупируэта, отчего задняя часть лошади уклонилась во внутрь манежа и не приняла на себя тяжесть веса.

4. Во второй половине полупируэта всадник недостаточно действовал правым шенкелем, и задняя часть лошади не выдержала и уклони­лась наружу.

5. Всадник слишком сильно уклонился назад корпусом, отчего ло­шадь очень сильно села на задние ноги и по окончании полупируэ­тов осталась в положении, из которого ей трудно выйти вперед в новом направлении. Получилась и задержка и нарушение аллюра.

 

ЛОШАДЬ ОСАЖИВАЕТ НА ПИРУЭТЕ.

 

Резкое выдерживание поводом, сильный уклон назад корпуса всадника или слабые задние ноги — вот причины, которые искажают исполнение пируэта, вызывая осаживание, и затрудняют работу задних ног лошади. Рука всадника должна быть настолько мягка и чутка, чтобы не лишать лошадь поддержки поводом. Так как на пируэте лошадь должна выдерживать галоп на месте, одновремен­но описывая окружность передней частью, то корпус всадника игра­ет роль стрелки весов. Малейший его уклон нарушает равновесие.

 

ПОЛУПИРУЭТЫ

 

Делать полупируэты в процессе тренировки слишком часто не следует, так как они тяжелы для лошади. Почти всегда слу­чается, что в одну сторону лошадь делает полупируэт лучше, чем в другую.

 

 

Категория: Литература. | Добавил: Lany (24.12.2007)
Просмотров: 1913 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Большой конный мир. [12]
Ветеринария. [6]
Полезное. [11]
Литература. [116]
Подсказки начинающим. [3]
Разное. [0]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
www.filly.msk.ru Сайт посвящённый НХ
www.raiter.flyboard.ru Конно-тематический форум Raiter
www.prokoni.ru Сайт любителей лошадей
Лошади и конный спортRambler's Top100
Эквихелп - общество помощи лошадямGoGo.ru 
 
 
 
  
Gogo.Ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
500
Наш опрос
Чем вы занимаетесь с лошадью?
Всего ответов: 304
Copyright MyCorp © 2024