Серпантин (или змейка) на пассаже исполняется лошадью в два следа вправо и влево со строго определенным количеством шагов в каждую сторону (рис. 34). Для правильного красивого перехода от движения с одной стороны на другую лошадь при исполнении серпантина должна делать только нечетное количество шагов в каждую сторону (три или пять). Начав серпантин влево, лошадь ставит влево ноги левой диагонали, затем правой, снова левой и, подняв диагонально расположенные ноги, выдерживает их несколько дольше и ставит в соответствующую диагональную сторону (например, вправо). Эта выдержка в воздухе диагональных ног перед переходом в новую сторону придает аллюру особую четкость и красоту.
На серпантине лошадь должна сохранять четкий темп пассажа. Обучить лошадь этому движению можно после усовершенствования пассажа на движении в два следа. Исполняется серпантин как при движении по прямой, так и при движении по кругу. В последнем случае для избежания однобокости его следует обязательно производить на обе стороны. Серпантин является хорошей подготовкой лошади для пиаффе и балансе.
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ
Всадник, заставив лошадь идти пассажем, дает ей очень легкое «постановление» налево и усилением правого шенкеля за подпругой при достаточно сильной поддержке левого шенкеля заставляет лошадь пойти в два следа влево, сразу же ведя счет ее шагам. Это в значительной мере помогает всаднику чувствовать все движения ног лошади, без чего исполнение серпантина невозможно. Как только лошадь сделала три шага влево, всадник сильным нажимом шенкелей и легкой полуодержкой поводьев удерживает ее на некоторый момент в этом положении и тут же изменяет действия поводьев и шенкелей, то есть дает лошади легкое «постановление» вправо и, не ослабляя правого шенкеля, усиливает левый шенкель за подпругами. Если от такой перемены в действии поводьями и шенкелями лошадь, не сбиваясь с темпа пассажа, пошла им в два следа вправо, всадник оглаживает ее, переходит в шаг и все сказанное повторяет, начав движение в два следа вправо. Когда лошадь будет одинаково чисто исполнять переходы на пассаже в два следа от движения как слева направо, так и справа налево, дрессировщик может исполнять не по одному переходу, а по несколько переходов из стороны в сторону в каждой репризе, следя при этом за:
а) одинаковым количеством шагов как вправо, так и влево;
б) четкой выдержкой в момент перехода с одной стороны на другую:
в) сохранением ровного и правильного движения пассажем;
г) одинаковым «постановлением» головы лошади как влево, так и вправо.
Невыполнение последнего условия больше всего нарушает правильность движений. Слишком сильное постановление головы лошади при движении в два следа как на пассаже, так и на серпантине, не достигает цели, а, наоборот, тормозит движение плеча лошади при выносе его в сторону. Поэтому основным помощником всадника при исполнении серпантина являются шенкеля. Корпус всадника при серпантине играет роль стрелки весов, и его действия должны быть в высшей степени спокойными и осторожными.
Если, исполняя серпантин, лошадь отклоняется от прямой в одну сторону больше, чем в другую, значит, ее шаги не равны, и в одну сторону она забирает больше пространства, чем в другую. На это обстоятельство следует обратить внимание в самом начале обучения, чтобы не дать возможности ему укорениться.
Примечание. Часто дрессировщик сам не замечает, как, выезжая лошадь, он позволяет ей работать в одну сторону лучше, чем в другую, и это постепенно переходит у лошади в привычку и парализует развитие слабой стороны.
БАЛАНСЕ ЗАДНИМИ НОГАМИ
Эти движения представляют собой тип пассажа с перебрасыванием на каждом шагу задних ног из стороны в сторону. Таким образом, балансе отличается от пассажа тем,, что, согнув сильно в суставах заднюю ногу, лошадь ставит ее не под туловище, а в сторону. Балансе можно делать и на месте, в этом случае передние ноги исполняют пиаффе. Чем шире ставит лошадь задние ноги, тем больше эффект. Такое сильное бросание задних ног из стороны в сторону снижает то один, то другой бок лошади и, естественно, смещает корпус всадника то вправо, то влево. В целях большего сгибания поднятой ноги и более широкого отбрасывания всадник часто произвольно еще больше смещает свой корпус из стороны в сторону, помогая движению и как бы раскачивая круп лошади. При показе этого рода балансе правильным будет, когда корпус всадника остается спокойным и держится по отвесу.
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ
Научить лошадь исполнять балансе задними ногами можно различными способами: и в руках, и под седлом, и в пилярах. Принцип обучения остается одним и тем же при всех способах. Исполнение балансе для лошади легче, чем пиаффе или правильный пассаж, и она охотно начнет делать балансирующие движения задними ногами, как только поймет сущность предъявленных к ней требований. От четкости этих требований и будет зависеть успех обучения.
Прежде всего надо довести повороты в обе стороны на передних ногах до такой точности, чтобы наездник чувствовал на них переступание каждой ноги лошади и особенно переступание задних ног. Особое внимание надо сосредоточить на самом моменте перехода от движения задних ног с одной стороны в другую. Постепенно, уравнивая шаги в стороны, надо делать по три шага и, наконец, — по одному шагу в каждую сторону. Затем надо добиваться, чтобы, делая по одному шагу в каждую сторону, лошадь все дальше и дальше ставила ноги одна от другой, широко расставляя их и сгибая в суставах. Сгибания ноги перед ее выносом в сторону должны четко ощущаться всадником, так как этот бок лошади понижается. Здесь может быть применен с пользой длинный хлыст в руках дрессировщика, который он прикладывает к бедрам лошади в момент сгибания, усиливая его еще больше. Коснувшись концом хлыста ноги в момент ее наибольшего сгибания, хлыст должен мгновенно убираться от этого бока, чтобы лошадь могла вынести ногу в сторону. При тушировании по разным местам лошадь реагирует по-разному:
1. Туширование по плюсне вызывает большее сгибание путового сустава.
2. Туширование по нижней части бедер вызывает большее сгибание в скакательном суставе и поджимание ноги под корпус.
3. Туширование по средней части бедер вызывает раскачивание крупа.
В начале этой работы надо опустить шею и голову лошади ниже нормального, чтобы облегчить движение задних ног. Для усиления отбрасывания задних ног применяют прием бокового воздействия, то есть в момент откидывания задних ног влево вместе с действием правого шенкеля набирать повод этой же стороны. Соблюдение советов облегчает исполнение балансе и устанавливает центр вращения на передних ногах. Усилением шенкелей наездник переводит лошадь на рысь. Это сразу же облегчает исполнение лошадью балансе и делает его ритмичным. Балансе задними ногами можно исполнить при движении по барьеру траверсом, при движении по прямой и на месте. Исполнить балансе в положении траверс легче, чем по середине манежа, так как передними ногами лошади дает направление барьер. Все ошибки на балансе легко подметить при движении по прямой.
ОШИБКИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ БАЛАНСЕ
ЛОШАДЬ ДЕЛАЕТ ПРЫЖКИ ДВУМЯ НОГАМИ.
Иногда при балансировании лошадь делает прыжки в стороны одновременно двумя задними ногами. Такие неправильные движения лошади не имеют ничего общего с настоящим балансе. Причиной их надо считать неправильное первоначальное обучение или чрезмерно сильную работу шенкелями и шпорами. Исправлять это бывает очень трудно. Лучше всего такую лошадь поставить предварительно на пассаж или хотя бы на хороший темп рыси прямолинейного движения и начать с осторожного туширования длинным хлыстом левой задней ноги (находящейся ближе к центру манежа) в моменты ее сгибания, обращая внимание при этом больше на правильность исполнения, чем на степень балансирования. Полученные таким способом балансирующие шаги задними ногами' будут вначале не так широки, но безусловно верны. Вполне понятно, что кроме хлыста действуют поочередно и шенкеля всадника, делая постепенно хлыст менее нужным.
ЛОШАДЬ НЕДОСТАТОЧНО ДВИГАЕТСЯ ВПЕРЕД.
Некоторые лошади не могут сочетать балансирующие движения задних ног с общим движением вперед. Понятно, что чем шире бросает лошадь задние ноги на балансе, тем медленнее ее движение вперед. Однако и при широком балансировании задними ногами лошадь не должна прекращать работу передних ног и терять упор на повод.
Чтобы исправить недостаток, лучше всего прибегнуть к помощи ассистента, который следует за лошадью, временами осторожно побуждая ее к движению вперед, не нарушая балансирования.
ЛОШАДЬ ДЕЛАЕТ НЕОЖИДАННЫЕ ШАГИ В СТОРОНУ.
Эта неравномерность может быть не так заметна при движении по барьеру или кругу, но по прямой она обнаруживается сразу.
Чаще всего это бывает, когда лошадь работает по кругу всегда движением только в одну сторону. Если причиной не является какой-либо дефект (болезнь) в ноге лошади, то это можно легко исправить.
Первым условием для уравнения шагов движения задними ногами будет чередование реприз налево и направо и усиление работы на ту сторону, куда балансе получается хуже. Проверку равномерности на этом аллюре всегда надо производить по прямой. Здесь нужно применять хлыст, который должен побуждать движение в сторону более короткого шага.
БАЛАНСЕ ПЕРЕДНИМИ НОГАМИ
Это балансе представляет собой сокращенную рысь, на каждом шагу которой лошадь раскачивает передней частью корпуса. Чем шире ставит лошадь одну от другой передние ноги, тем эффектнее аллюр. Можно заставить лошадь ставить ноги на расстоянии до полутора метров. Красиво, когда балансе исполняется с выдержкой, то есть когда после каждого шага в сторону лошадь выдерживает переднюю ногу в воздухе. При хорошо отработанном балансе задние ноги лошади, идя по прямой, делают выдержку, как на пассаже. Выдерживая поднятую переднюю ногу, лошадь держит голову в обратную сторону.
При балансе передними ногами принимают участие те же мышцы плеча, что и при боковых движениях. При резком исполнении балансе можно легко перетрудить мускулатуру плеча лошади. Можно исполнять балансе передними ногами на месте, задние ноги в этом случае должны работать, как на пиаффе (рис. 36).
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ
Заставив лошадь поднять, предположим, правую ногу (переднюю) несколько ниже, чем при испанском шаге, всадник подает руки с поводьями и корпус вправо, добиваясь этим, чтобы лошадь переместила свою переднюю часть, и сделать в эту же сторону шаг с поднятой ноги. Руки всадника, «перекачнув» переднюю часть лошади вправо, еще некоторый момент выдерживаются в этом положении для облегчения подъема левой передней ноги. Хотя голова лошади здесь больше, чем на каком-либо другом аллюре, принимает участие в работе, так как взмах ее способствует большей подаче передней части, все же повод должен действовать больше не на голову и шею, а на всю переднюю часть лошади. Для этого голову и шею не следует ставить слишком высоко. В данном случае поводья играют роль силы, сталкивающей переднюю часть в сторону.
Вполне понятно, что самый ответственный момент при балансе — это момент перехода с одной стороны на другую: лошадь должна быть как бы заключенной между обоими шенкелями. Шенкеля выполняют двойную работу: помогают поводу отбросить переднюю часть лошади в сторону и удерживают задние ноги на линии движения.
Очень важно при этом своевременно уклонять корпус в сторону. Уклон должен быть одновременным с подачей в эту же сторону рук. Широкий шаг в сторону можно сделать только в темпе рыси, но не шага, так как на шаге лошадь может поставить ногу в сторону только за счет отведения в сторону своего плеча, на рыси же — за счет броска всей передней части.
К неправильностям балансе следует отнести следующие его искажения:
1. Слишком усиленное мотание лошади головой.
2. Исполнение балансе в темпе шага.
3. Исполнение без выдержки на широко расставленных передних ногах (похоже на «медвежью качку»).