Horsik



Каталог статей
Главная | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Литература.

Дрессировка лошади в цирке. Часть-13

ДЕЙСТВИЯ ШЕНКЕЛЕЙ И ПОВОДЬЕВ ПРИ ПАССАЖЕ

 

Неправильно считают, что для пассажа всадник должен обладать очень сильными шенкелями. Доказательством ошибочности этого мнения служат примеры езды на пассаже хрупких девушек. Значит, дело не в силе шенкелей, а в умении придать лошади нуж­ное ей равновесие. Шенкеля же только оживляют взятое лошадью равновесие и поддерживают его. Сильное сжимание шенкелями, кото­рое сдавливает лошади ребра, ведет к неестественному положению лошади и движению с поджатым хвостом, тогда как мягкое прикла­дывание шенкеля с угрожающим положением шпоры и ее тонкие уколы в те моменты, когда лошадь поднимает одностороннюю с ней заднюю ногу, способствуют ее выносу, не нарушая хода и равновесия. Набор же повода в этот момент заставляет заднюю ногу еще более подступить под тяжесть, а переднюю ногу — подняться выше. Дейст­вуя только шпорами, наездник не добьется пассажа. Движения ло­шади будут натянуты, конвульсивны и напряженны. Строгая постановка лошади в повод также не приводит на пассаже к желательным результатам, особенно если она произведена грубо. Она не облегчает движения лошади, а, наоборот, затрудняет их, соз­давая напряжение в суставах задних конечностей. Поэтому более или менее строгая постановка в повод по необходимости применяет­ся постепенно, когда наездник чувствует, что это не нарушит равно­весия лошади и не изменит уже взятого ею темпа, а сделает его более энергичным, высоким и редким и в большей мере подчинит ему лошадь на этом аллюре.

Работа повода на пассаже должна сводиться только к сохранению определенного постава головы и шеи и фиксации в нужном равнове­сии всей фигуры лошади.

Мастера старой школы с такой точностью вырабатывали крупных и грубых жеребцов на пассаже, что всаднику стоило слегка надавить ногой на стремена, как лошадь начинала пассажировать.

 

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПАССАЖА

 

Усовершенствование пассажа должно заключаться в том, чтобы:

1. Сделать пассаж более четким.

2. Придать ходу любую скорость.

3. Сделать лошадь, идущей пассажем, свободно управляемой при движении по извилистым линиям.

4. Исполнить на пассаже движения в два следа.

Чтобы сделать пассаж более высоким и четким, лучшим и единст­венным средством следует считать спокойную и мягкую посадку всадника, мягкую чуткую руку и своевременность воздействия шен­келей (в этом и заключается достоинство искусного всадника). Выше уже говорилось, что дрессировщик должен уметь сократить темп пассажа, доведя его почти до пиаффе, и усиливать до возможно боль­шего движения вперед. Вся трудность будет заключаться в том, что­бы в первом случае движение не угасло, а во втором — чтобы дви­жение не потеряло парящий характер, то есть не превратилось бы в рысь. Конечно, увеличивать скорость движения летучего пассажа можно до известного предела, связанного с энергией данной лошади. Пассаж, связанный с большим поступательным движением вперед, требует от лошади большого напряжения сил, и применять его сле­дует только для оживления рабочего темпа, если в шагах появилась вялость и напряженность.

Переходить к пассажу по извилистым линиям следует с большей по­степенностью, чем это делается на обыкновенных аллюрах. Большин­ство лошадей при выходе на вольт или при переменах направления, когда одной из задних ног приходится подступать под корпус больше, чем другой, теряют равновесие и переходят в «неустойчивый аллюр». Следовательно, сокращать радиус поворотов можно только тогда, когда дрессировщик вполне уверен в прочности пассажа и всегда предпочитает чистоту темпа сложности фигур.

 

БОКОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ НА ПАССАЖЕ

 

То же касается боковых движений, но их крутизна вна­чале должна быть самой незначительной, потому что они теряют воз­душность, как только одна из ног становится в сторону. Поэтому сле­дует немедленно уменьшить крутизну поворота лошади или даже совсем прекратить боковое движение, чтобы сначала восстановить правильный пассаж, а затем с большой осторожностью начинать уп­ражнение снова.

Чем круче движение в два следа, тем больше опасности уклонения задней ноги и, следовательно, потери воздушности. Чем увереннее лошадь начинает идти пассажем в два следа, тем легче станет его сокращение на прямой.

При движении пассажем в два следа всаднику важно чувствовать, ноги какой диагонали лошади стоят на земле и какие подняты, так как пассажировать двумя следами лошадь может только при усло­вии, если она будет расширять движения правого плеча в момент, когда левая нога начинает опускаться на землю. Помощь повода может быть полезной только в момент, когда левая передняя нога поднята и готова опуститься на землю, и только в этот момент целесообразно подать лошадь в сторону; правая нога ее при этом выдвинется вперед.

Если же дрессировщик опоздает с подачей рук в сторону движения и подаст их в то время, когда левая нога уже становится на землю, лошадь не успеет вынести правое плечо для переноса ноги через ле­вую ногу.

Все упражнения на пассаже требуют большого напряжения сил и энергии от лошади, и практиковать их надо короткими репризами. Главное — не количество шагов, а их качество.

 

ПИРУЭТ НА ПАССАЖЕ

 

Самым трудным является пируэт на пассаже. Труд­ность его исполнения, как и на галопе, заключается в том, чтобы, облегчая переднюю часть лошади для движения в сторону, не мешать движению задних ног в ритме пассажа.

Исполняя пируэт на пассаже, наездник делает полуодержку, пере­водит лошадь в пиаффе и, держа задние ноги на линии плеч, подает руки в сторону вращения пируэта. Если бедра лошади при этом на­правлены в сторону, то пируэт не получается.

 

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ КОНЕЧНОСТЕЙ ЛОШАДИ ПРИ ПОМОЩИ ТУШИРОВАНИЯ ХЛЫСТОМ

 

Все мастера старых школ применяли хлыст при обуче­нии лошадей и в совершенстве владели им при тушировании. И сей­час в некоторых школах Запада, да и у нас, хлыст является неотъ­емлемым инструментом при обучении пиаффе и пассажа, и отрицать его полезную роль не приходится. Работа шенкелей и шпор в неко­торых случаях не дает того эффекта в работе задних конечностей лошади, какой может вызвать туширование хлыстом. Точно так же хлыст в руках даже опытного пешего помощника не может заменить хлыста, находящегося в руках всадника. Хлыстом можно подогнать задние ноги, хлыстом же можно вызвать кроме подъема и сгибания ног еще их балансирование. Поэтому полутораметровый гибкий хлыст особенно полезен при пассаже тогда, когда темп его уже установлен, но требуется усиление работы задних ног и большее их сгибание. Всадник держит хлыст тонким концом вниз в направлении бедра или плюсны ноги лошади. Тушировать можно по бедру, скакательным суставам или плюсне, но при движении оно должно обязательно сов­падать с началом подъема этой ноги, чтобы дольше выдержать ее в воздухе.

Кроме парадности и чисто эстетического удовольствия практическая ценность пассажа заключается в следующем:

1. Совершенствует на основе пассажа рысь, которая становится бо­лее легкой.

2. Устанавливает общую фигуру лошади и укрепляет мускулатуру шеи, спины, поясницы и бедер.

3. Укрепляет сухожилия ног.

4. Помогает всаднику уловить чувство ритма и общего с лошадью равновесия на этом аллюре.

5. Делает лошадь более послушной и внимательной к действиям шен­келей, повода и уклонов корпуса.

6. Особенно полезен пассаж для лошадей, которые вследствие горяч­ности или недостатков телосложения проявляют склонность к тороп­ливым, сбивчивым и беспорядочным движениям.

Нормальный пассаж в одинаковой мере развивает и укрепляет мус­кулатуру и связочный аппарат как заднего, так и переднего пояса лошади.

 

ОШИБКИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ПАССАЖА

 

ЛОШАДЬ ИДЕТ, НЕДОСТАТОЧНО СГИБАЯ ПЕРЕДНИЕ НОГИ.

 

Плавунец представляет собой нечто среднее между пас­сажем и испанской рысью.

Наиболее предрасположены к плавунцу лошади с низким настиль­ным ходом, длинными подплечьями, низко расположенным запясть­ем и прямой лопаткой, а также обученные еще до начала пассажа испанскому шагу.

Вытянутый пассаж очень трудно сократить (укоротить), так как, укорачивая его, можно подавить пружинистость задней части лошади. На собранном пассаже от действия шенкелей лошадь еще больше со­кращает движение вперед за счет более высокого подъема и сгибания ног. На вытянутом же пассаже усиление шенкелей побуждает лошадь к более быстрому стремлению вперед и выбрасыванию вперед перед­них ног.

Применение же диагонального воздействия шенкелей на собранном пассаже вызывает балансирующие движения задней части, тогда как на вытянутом пассаже от диагонального воздействия шенкелей ло­шадь склонна еще более выбрасывать вперед и вытягивать передние ноги и превращать этот аллюр в подобие испанской рыси. Посредством пиаффе можно заставить такую лошадь несколько больше гнуть ноги в запястных суставах. Хороших результатов мож­но добиться согласованной работой всадника, действующего пово­дом, с опытным помощником, производящим туширование по подня­той передней ноге лошади (в области пясти).

 

ЛОШАДЬ ВЯЗНЕТ ЗАДНИМИ НОГАМИ, ДЕЛАЯ ИМИ ШАГАЮЩИЕ ДВИЖЕНИЯ.

 

Вместо эластичного отталкивания задними ногами, оги­бая их во всех суставах, лошадь производит шагающие движения. Всадник при этом не чувствует пружинистых отталкивающих движе­ний задними ногами лошади. Причиной этого обычно бывает:

1. Желание всадника слишком рано сократить пассаж.

2. Грубая рука всадника, подавляющая движение задних ног.

3. При обучении лошади всадник уделяет много внимания высоте подъема передних ног.

4. Лошадь в связи с раскрытыми углами скакательных суставов вы­соко несет переднюю часть на прямых задних ногах.

Из вышесказанного видно, что основная причина кроется в поводе. Исправление такого пассажа следует начинать с энергичной езды впе­ред, причем шенкель и шпора заставляют лошадь «сдать» на выдер­живаемый повод. Поскольку пассаж сам содержит в себе элемент поступательного движения вперед, исправление этого недостатка будет легче, чем на пиаффе. Но это еще не есть конечная цель исправ­ления. Чтобы из свободного и широкого темпа сократить пассаж, сле­дует быть очень осторожным, чтобы снова не погасить движения зад­них ног. Как бы круто ни была собрана лошадь на пассаже, расстоя­ние между задними и передними ногами не может интенсивно умень­шаться, а задние ноги не должны переступать через воображаемый перпендикуляр, опущенный от ягодиц через скакательный сустав. Задние ноги не столько подступают под корпус, сколько высоко под­нимаются и сгибаются в суставах.

Повод всегда укажет нам границу наших требований. Прежде всего необходимо добиться горизонтального положения фигуры лошади, для чего надо снизить на первое время постав шеи и дать большой сбор в затылке. И действия шенкелей направлять больше не на по­сыл вперед, а на повышение задней части лошади (крупа) Этого по­вышения можно добиться за счет снижения передней части, делая упражнения на откидывание крупа и боковые движения внутрь кру­га. Полезно также производить балансирующие движения крупа из стороны в сторону с тем, чтобы придать ему большую подвижность и уменьшить напряжение суставов. Исправление этого недостатка может быть достигнуто и работой «в руках», при которой задние ноги не обременены тяжестью всадника, а под действием хлыста будут более склонны к энергичному сгибанию и поднятию.

 

ЛОШАДЬ ИДЕТ, ОБРЕМЕНЯЯ ПЕРЕДНЮЮ ЧАСТЬ И ВЫСОКО ПОДБРАСЫВАЯ КРУП.

 

Пассаж, при котором на задние ноги передана слишком малая часть тяжести, исполняется лошадью на прямых задних ногах. Лошадь низко работает передними ногами и, несмотря на то, что она как будто ищет упора в руке всадника, стоит за поводом. Прямые задние ноги, неэластично отталкиваясь, дают жесткие толчки, бро­сая всадника вперед. К такому пассажу будут склонны лошади  с сильным крупом, прямыми раскрытыми скакательными суставами, жесткой поясницей, а также лошади перестроенные, то есть с низкой передней частью и прямой отвесной лопаткой. Однако этот вид пассажа гораздо легче исправить, чем предыдущий, так как при нем лошадь сама ищет упора на повод. Исправление долж­но производиться так, чтобы заставить лошадь энергично двигаться вперед при более высоком поставе передней части. Только тогда, ког­да всадник уверен в прочности этого стремления, он посредством на­бирания поводьев переносит тяжесть передней части назад и этим гнет задние ноги, не переставая побуждать их подступать под кор­пус. Постоянное проведение таких упражнений способствует посте­пенному установлению нового равновесия, при котором лошадь будет двигаться с опущенным крупом охотнее, и рука всадника, отягощен­ная вначале тяжестью повода, постепенно облегчается, и вся фигура лошади примет присущее нормальному пассажу положение.

 

ЛОШАДЬ РАСКАЧИВАЕТ ПЕРЕДНЕЙ ЧАСТЬЮ (БАЛАНСИРУЕТ).

 

При этом лошадь, обычно поворачивает голову и даже не­сколько изгибает шею в сторону, противоположную подъему перед­ней ноги. Она это делает, во-первых, с целью облегчения подъема пе­редней ноги, а во-вторых, такое раскачивание помогает ей держаться на коротком аллюре, не снижая высоты подъема ног. Это движение хотя и некрасиво, но не так уж вредно. Оно способствует некоторому балансированию движений лошади, так как задние ноги при этом имеют тенденцию к большему поступанию и сгибанию. Обычно такой ход свойствен лошадям с широкой грудью, но его мо­жет вызвать и сам наездник уклоном корпуса и действием по­водьев.

Исправление этого недостатка заключается в движении с большим посылом, с более строгой постановкой в повод, под напором шенке­лей, при спокойной мягкой руке и посадке.

 

ЛОШАДЬ РАСКАЧИВАЕТ ЗАДНЕЙ ЧАСТЬЮ.

 

Как на пиаффе, так и на пассаже лошадь прибегает к раскачиванию задней частью, чтобы избежать полного сгибания зад­них ног, а если этому еще ей помогает всадник путем попеременно­го прикладывания шенкеля или шпоры, то лошадь скоро привыкает к такому раскачиванию и начинает как бы балансировать. Однако между настоящим балансированием и этим искаженным движением пассажа огромная разница. При балансе мы видим усложне­ние пассажа путем понижения крупа в сторону поднятой и согнутой задней ноги, тогда как при данном раскачивании лошадь ставит ногу исключительно в сторону, уклоняясь от ее сгибания. Если на такое движение смотреть сзади, то лошадь можно сравнить с телегой, у ко­торой задний ход шире переднего. Уклоняясь от сгибания задних ног путем раскачивания, лошадь этим облегчает себе сокращение аллю­ра и дает всаднику ложное ощущение энергичности. Воспрепятствовать такому раскачиванию можно (но далеко не всег­да), дрессируя лошадь в непосредственной близости от барьера с по­мощником. Барьер будет препятствовать правой ноге отступать в сторону, а помощник добивается того же от левой ноги с помощью бича.

Но так как идущая таким пассажем лошадь наверняка будет иметь этот же недостаток и на рыси, то его исправление целесообразнее на­чинать на рыси. У нас нет средства гнуть обе ноги сразу, поэтому лучшим средством следует считать сгибание лошади во внутреннем боку и езда с «постановлением» во внутрь, то есть гнуть сначала од­ну, а затем другую ногу так, как это описано в разделе о сгибаниях лошади. Это очень длительная работа и требует от дрессировщика большого терпения. Но только она может привести к положительно­му результату.

 

СОРОЧИЙ СКОК.

 

Сорочий скок или прыгающие движения задними нога­ми приносят дрессировщику при обучении пассажу много хлопот. Сорочий скок иные лошади охотно вставляют вместо правильных тем­пов. Он заключается в том, что лошадь часто переносит на другую но­гу работу, которую должна исполнять одна из задних ног. Таким об­разом, на некоторых темпах она держится не на двух ногах, а на трех. Для этого она делает короткие прыжки одновременно, двумя задни­ми ногами, подобно прыжкам галопа. Нога, которая в данный мо­мент должна бы нести тяжесть, ставится более вперед, а другая не­сколько сзади в виде вспомогательной подпорки, причем всадник ча­сто не ощущает этих движений. Это движение становится заметным, если начать сокращать пассаж. Причиной этого может быть:

1. Излишняя горячность лошади.

2. Лень.

3. Слабость или болезненная чувствительность задней части.

4. Неумелое туширование при обучении лошади.

В первом случае это зло излечивается только особенно спокойной по­садкой и очень мягким и осторожным (еле заметным) действием шен­келей и поводьев. Во втором случае шпора должна добиться более энергичной работы задних ног и не дать лошади уклониться от пра­вильного их подступания. Если же причиной этого является слабость, болезненность задних ног, то сокращать движения пассажем у та­ких лошадей можно только после соответствующего лечения и рабо­ты основными аллюрами.

 

ЛОШАДЬ НЕ ИДЕТ НА ПОВОД.

 

Некоторые лошади охотно выполняют пассаж даже тог­да, когда от них этого не требуется. Исполняя его, лошадь обычно становится за поводом, выходит из повиновения. Она начинает пассажировать при малейшем прикосновении шпор, и выслать ее вперед становится очень трудно.

Причиной этого бывает преждевременно начатый пассаж при особом расположении к нему лошади.

Если польщенный этим ранним предложением лошади дрессировщик еще поощрит ее, то попытка пассажировать будет предлагаться ло­шадью при каждом прикосновении шпор. Отучить от этого лошадь можно только работой на размашистых аллюрах, ведя лошадь все время в сильных шенкелях, совсем оставив на некоторое время сокращенные аллюры. Возвратиться к пассажу можно только тогда, когда у дрессировщика будет полная уверенность, что он в любой момент может послать лошадь вперед.

 

ЛОШАДЬ ДЕЛАЕТ ЗАДНИМИ НОГАМИ НЕРАВНОМЕРНЫЕ ШАГИ.

 

Известно, что у большинства лошадей от природы нет полной симметрии в движениях. Это обстоятельство учитывается еще при начале выездки, и вся работа строится так, чтобы гимнасти­ческими упражнениями уравнять ход лошади, то есть гнуть ее боль­ше на тугую сторону и этим добиться равных шагов и равного под­ступания ног. Если после такой предварительной подготовки на пас­саже будет заметно, что лошадь недостаточно гнет одну из задних ног и ставит ее в сторону, то, значит, эта нога не выдерживает тяжелой нагрузки. Сгладить недостаток, конечно, можно путем работы на вольте на эту же сторону, но применять к ноге насильственных мер не следует, так как тут есть опасность окончательно расстроить ее механизм.

 

ЛОШАДЬ БРОСАЕТСЯ ОТ ШПОР.

 

Некоторые лошади совершенно не терпят шпор и при малейшем их прикосновении отбивают задней ногой или мгновен­но останавливаются. Другие же, наоборот, от их прикосновения бро­саются вперед сломя голову. Это случается:

1. С очень горячими и нервными лошадьми.

2. Когда в процессе выездки лошадь не была подготовлена к шпоре и правильной реакции на нее.

3. Когда дрессировщик в начале обучения пассажу слишком усердно применял шпоры и запугал лошадь.

Подобная вещь может быть только с неподготовленными, недовыезженными лошадьми, так как к моменту обучения пассажу лошадь должна быть настолько подготовлена, что будет понимать все от­тенки действия шпоры. Но если мы уже стоим перед свершившимся фактом, то единственным средством, которым в данном случае мо­жет располагать дрессировщик, является отказ от действия шпорами или применение их с большой осторож­ностью. В таких случаях на шенкеля и колесики шпор одевают кусочки резино­вых трубочек для смягчения их действия.

 

 

 

 

 

В ДВИЖЕНИИ ЛОШАДИ ПАССАЖЕМ НЕТ ВОЗДУШНОСТИ.

 

Некоторые лошади, усвоив движение пассажем, стараются идти по линии наименьшего сопротивления и на­ходят такой темп, при котором меньше всего приходится тратить силу и энергию. Первое, что постарается сделать такая лошадь, это пониже поднимать конечно­сти, и затем, сохраняя тот же ритм хода, уменьшить энергичное отталкивание диагонально расположенных ног, в результате чего пропадает воздушность (парящий ха­рактер) пассажа. Движения, несмотря на общий плавный вид, становятся вялыми. Дрессировщик, увлеченный

только ритмом хода, иногда и не заметит сразу этого недо­статка, так как, наоборот, ощущение, кото­рое он будет испытывать от движения, еще мягче и эластичнее. Часто эта уловка ло­шади сходит ей безнаказанно, и даже по­ощряется дрессировщиком. Для исправления недостатка следует, пре­кратив на время работу пассажем, по­слать лошадь на энергичную рысь и боль­ше работать. Только утвердив лошадь на этом энергичном движении, можно про­бовать сокращать его до пассажа. Тряс­кость, ощущаемая всадником, будет вер­ным доказательством воздушности этих шагов. Предрасположены к такому пасса­жу лошади неэнергичные, с тугой пристановкой головы и слабой поясницей.

Категория: Литература. | Добавил: Lany (24.12.2007)
Просмотров: 1604 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Большой конный мир. [12]
Ветеринария. [6]
Полезное. [11]
Литература. [116]
Подсказки начинающим. [3]
Разное. [0]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
www.filly.msk.ru Сайт посвящённый НХ
www.raiter.flyboard.ru Конно-тематический форум Raiter
www.prokoni.ru Сайт любителей лошадей
Лошади и конный спортRambler's Top100
Эквихелп - общество помощи лошадямGoGo.ru 
 
 
 
  
Gogo.Ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
500
Наш опрос
Чем вы занимаетесь с лошадью?
Всего ответов: 304
Copyright MyCorp © 2024