ЛОШАДЬ ДВИГАЕТСЯ ЗИГЗАГОМ.
Выше уже говорилось, что лошади легче менять ноги при переходе с галопа с одной ноги на галоп с другой ноги, меняя направление, тем более что обучение перемене ноги строилось вначале на этом упражнении с энергичной переменой постановления. Таким образом, при каждом полуобороте в другую сторону лошадь меняет ноги. Как начальное упражнение это оправдывает себя, тем более что при таком зигзагообразном движении лошадь гнется в боках и склонна больше подставлять левую заднюю ногу под центр. В дальнейшем всякая перемена ног должна происходить при прямолинейном положении корпуса лошади. Если же такая перемена у лошади уже укоренилась, то причиной этого является слишком сильный уклон корпуса всадника и значительная подача рук в сторону. Чтобы это исправить, всадник должен следить за своей посадкой, которая с каждым уроком должна стать более прямой, а корпус — более пассивным, со спокойным положением рук.
ЛОШАДЬ МЕНЯЕТ ОЧЕРЕДНОСТЬ ВЫНОСА НОГ ТОЛЬКО НА ШИРОКОМ АЛЛЮРЕ.
Лошадь при перемене ноги увеличивает аллюр, горячась от усиления шенкелей или от того, что каждый первый мах галопа с новой ноги она сама делает удлиненным. Таким образом, с каждой переменой ноги нарушается ровность аллюра. Задние ноги при таких удлиненных махах обычно отстают от уходящих вперед передних ног. Если при этом лошадь и меняет задние ноги, то не сгибает их. Это и служит причиной тому, что на коротком галопе, где требуется гибкое подступание под корпус задней ноги, перемена ног вызывает у нее затруднение. Если при этом удерживать лошадь поводом, то наверняка можно сказать, что она перестанет менять задние ноги. Поэтому надо, оставив на некоторый период перемену ног, заняться сокращением галопа, обращая внимание на гибкость подступания левой задней ноги, что лучше всего достигается работой на вольтах.
Если замечено, что при перемене ног по кругу лошадь охотнее держится на правой ноге, то это происходит от недостаточной гибкости в боку (чаще всего в левом), и на движении контргалопом лошадь имеет возможность ставить заднюю ногу в сторону менее гибкого бока. Лучшим и единственным средством исправления этой ошибки является сгибание лошади на вольтах, перемена ноги на восьмерке с галопа на галоп, избегая вначале контргалопа. Если запаздывание задней ноги при редкой перемене ног может остаться незамеченным, то при перемене ног в один темп это будет большой помехой и лошадь не будет в состоянии менять ноги совсем или будет менять только одни передние ноги.
ЛОШАДЬ ПРИ ПЕРЕМЕНЕ ОЧЕРЕДНОСТИ ВЫНОСА НОГ ДЕЛАЕТ РЕЗКИЙ ВЗМАХ ГОЛОВОЙ.
Этот большой, трудно искоренимый недостаток может быть привит лошади самим всадником, если он усиленно поднимает поводом переднюю часть лошади при каждой перемене ноги. Известно, что взмах лошади головой вверх облегчает ей выбрасывание передней ноги, так как при этом включаются в работу шейные мышцы, помогающие мышцам плеча, и лошадь охотно пользуется этим.
Главная работа по исправлению этого недостатка будет зависеть от правильного положения шеи и головы, от выработки ровного упора на повод, а также от исполнения подъемов в галоп при пассивной руке всадника, когда лошадь ведется в ровных шенкелях. При перемене ног в таком случае не следует добиваться их высокого выноса. Очень важно выработать у лошади рефлекс как подъема в галоп, так и перемены ног от шенкелей и легких уклонов корпуса (поясницы) при почти пассивном положении повода.
Часть IV ВЫСШАЯ ШКОЛА ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ
Одним из наиболее элегантных и эффектных номеров конного цирка надо считать показ высшей школы верховой езды. Однако за ее кажущейся легкостью кроется большая кропотливая и длительная работа — огромный труд дрессировщика.
Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
В России высшая школа верховой езды получила распространение в конце XVIII и в XIX веках. Свойственная тому времени парадность верховой езды служила явной помехой развитию полевых качеств кавалерии, но зато никогда не было такой тонкой отшлифовки манежной езды с элементами высшей трудности. В первом десятилетии XX века в России приняли систему выездки и езды, предложенную знаменитым наездником Джеймсом Филлисом. Последователи этой системы культивировали ее вплоть до 1952 года, когда она наконец была значительно изменена и приведена в соответствие с международными правилами. Обучение лошади элементам высшей школы верховой езды в цирке включает в свою программу пиаффе, пассаж, испанский шаг, рысь, различные движения на галопе, пируэты, перемену ног и другие. Что же касается остальных движений, таких, как пезада, левада и т. д., то, будучи присущи испанской школе, культивируемой лишь в Вене и в Сомюре, они не имеют широкого распространения. В условиях цирка отличное исполнение лошадью элементов высшей школы обязательно должно сочетаться с парадностью посадки всадника, что превращает показ на арене в исключительно помпезное и прекрасное по своей красоте и гармоничности зрелище.
Глава 2. ИСПАНСКИЙ (ШКОЛЬНЫЙ) ШАГ
Джеймс Филлис признавал этот шаг в том случае, если лошадь поднимала и вытягивала
передние ноги до уровня плеч, о движении задних ног он ничего не говорил. Поскольку это все же шаг, то движения (переступания) ног на нем следуют как на обыкновенном шаге, то есть в четыре такта. На классическом же испанском шаге лошадь поднимает диагональные ноги и в таком положении делает выдержку с вытянутой передней ногой, причем чем продолжительнее выдержка, тем красивее получается шаг. Попадаются такие лошади, которые способны и на остановке стоять на диагонали с вытянутой передней ногой. Обучение таких лошадей испанскому шагу доставляет наезднику одно удовольствие. Но научить ему можно не каждую лошадь, тогда так первому виду можно обучить любую.
Наиболее выгодным для движения испанским шагом будет равновесие при горизонтальном положении спины со слегка приподнятой головой. Только при таком положении передние ноги могут свободно подыматься и выноситься вперед, а задние сохранять свою двигательную силу.
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ
Опыт показывает, что лошадь, обученная прежде пассажу или пиаффе, значительно легче усваивает испанский шаг, так как сразу же начинает работать задними ногами и не будет ими отставать, потому что вся трудность испанского шага заключается в том, чтобы подъем передних ног был синхронен с движениями задних ног. Но поскольку главным видимым элементом испанского шага является вынос передней ноги, остановимся на этом подробнее. Все обучение лошади испанскому шагу следует разделить на обучение «в руках» и под всадником в следующей последовательности. Лошадь сначала учат поднимать, а затем вытягивать и держать вытянутой, допустим, левую переднюю ногу с помощью подъема головы и прикосновения к ноге хлыста. Когда лошадь усвоит этот прием, то есть когда от туширования по ноге она достаточно стойко держит ногу, приступают ко второму упражнению. Для этого меняют направление и требуют от лошади выноса той же левой ноги, которая теперь находится ближе к барьеру, тушируя правый бок. Таким образом, место туширования, вызывающее рефлекс подъема и вытягивания ноги, мы перенесли с непосредственного действия на ногу на противоположный ей бок лошади. Этот перенос точки воздействия, казалось бы, усложнит условность рефлекса, на самом же деле это способствует выносу ноги и облегчает его. До тех пор, пока лошадь от прикосновения хлыста к боку не будет высоко поднимать, вытягивать и держать левую ногу, не следует требовать от нее подъема правой ноги. Это только собьет лошадь и не ускорит дела. Если на обучение подъему одной ноги (допустим, левой) затрачено примерно десять дней, то на такую же степень совершенства другой ноги пойдет всего три-четыре дня. Когда лошадь будет совершенно одинаково держать и вытягивать как правую, так и левую ноги, тогда можно делать шаги вперед справа и слева. Это будет третье упражнение, которое надо начинать как справа, так и слева, меняя направление.
Первые уроки подъема и вытягивания ноги лошадь должна исполнять под влиянием скорее «морального», чем физического воздействия. Вся работа вначале ведется на рефлексе приманки, прикармливания. К более сильному физическому воздействию можно переходить только тогда, когда лошадь вполне поняла наши требования и рефлекс уступки вполне выработан. Особенно удачным следует считать такой момент урока, когда лошадь от легкого прикосновения хлыста выносит ногу недостаточно, но при усилении действия хлыста увеличивает этот вынос, то есть когда образовалась прямая пропорция между силой воздействия и ответом на нее лошади.
На первых уроках наездник, обучая лошадь испанскому шагу без всадника, становится лицом к лошади и разбирает хлыст и повод так, как для боковых движений. Впоследствии он идет рядом с лошадью, разбирая повод и хлыст, как на работе по прямому направлению. Этот последний способ лучше уравновешивает лошадь и устанавливает ей шею, и поэтому следует прибегать к нему, когда лошадь не идет на повод.
Начинать обучение под всадником надо с правой стороны, так как барьер не позволит лошади откинуть заднюю часть в сторону и приучит ее терпеть шенкель или шпору, стоя с вытянутой ногой, не уклоняясь в сторону. Когда это достигнуто тренировкой в течение нескольких уроков, то следует переменить направление (по часовой стрелке), потребовать от лошади подъема той же ноги, которая стала теперь ближе к центру манежа. Чтобы избежать при этом уклонения задней части, шенкель должен быть наготове. Только тогда, когда у всадника будет полная уверенность в том, что от шенкеля лошадь не откинет заднюю часть, а будет терпеть шенкель или шпору и от их нажима усилит подъем ноги, можно требовать от лошади исполнения двух, а затем трех и четырех связанных между собой шагов. Добившись исполнения четырех шагов, надо начинать это движение то с левой, то с правой ноги, так как случается, что лошадь отлично выносит, допустим, правую ногу на втором шаге, но начинает движение с этой же ноги вяло.
Дальнейшее усовершенствование испанского шага можно вести по двум направлениям: или путем постепенного увеличения количества шагов, или путем усовершенствования их при непрерывном движении. Это будет зависеть от темперамента лошади и ее импульсивности. При обучении лошади испанскому шагу, чтобы добиться от нее большего выноса передних ног,
прибегают к помощи небольшого стула на двух ножках высотой 80—100 см. Верхняя доска стула устроена так, что, когда лошадь на нее ступит, она опускается и затем опять сама приподнимается на пружинах, чтобы принять другую ногу. Первый помощник держит стул перед лошадью, а второй берет ее ногу и ставит на стул. Дрессировщик в это время туширует лошадь по плечу. После того как лошадь достала стул и задержала ногу в поднятом состоянии хотя бы на несколько секунд, помощник, двигаясь спиной назад, с каждым шагом отодвигает стул от лошади, чем понуждает ее двигаться вперед, доставая ногой стул. В дальнейшем стул можно заменить четырехугольным куском фанеры, укрепленным на ручке длиной 1,5 м. Это приспособление помощник, идущий сбоку лошади, держит перед ней (рис. 30).
О ДИАГОНАЛЬНОМ ДЕЙСТВИИ ШЕНКЕЛЕЙ И ПОВОДА
Почти во всех случаях при управлении лошадью применяется сочетание действия повода одной стороны с действием шенкеля другой, то есть воздействие диагональное. Диагональное воздействие особенно полно и характерно проявляется при испанском шаге и рыси, поэтому мы на нем остановимся подробнее. Сидя в седле, мы не располагаем средствами воздействия непосредственно на переднюю ногу, чтобы заставить ее подняться. Поэтому то воздействие, которое мы для этой цели применяем, следует считать воздействием условным.
Для подъема, допустим, левой передней ноги, мы нажимаем правым шенкелем или даже шпорой. Если этот нажим будет слишком сильным, то лошадь откинет в сторону задние ноги, легкое же прикладывание шенкеля вызовет сокращение наружной косой мышцы живота и широкой фасции, что заставит этот бок лошади несколько укоротиться. Укорачивание происходит от сокращения фасции, при этом правая задняя нога выдвигается вперед, а передняя правая остается на месте. Мы же специально ее (ногу) отяжеляем, перенося в эту же сторону руки с поводом, и этим придаем ей еще больше устойчивости. Поскольку лошадь в этот момент находится в посыле (независимо от движения вперед), то левая передняя нога будет облегчена для выноса вперед. Для выноса передней ноги может быть применен и выработан иной условный рефлекс. Можно научить лошадь выносить передние ноги от туширования по груди, плечу, крупу (как, па-пример, при дрессировке лошади в кабриолете) и вообще по любому месту, но диагональное воздействие является наиболее логичным и целесообразным, так как при нем часто рефлекторные факторы совпадают с физическими свойствами организма и с равновесием массы лошади. Это можно наглядно наблюдать на примере с человеком: если его внезапно тронуть по правому боку, то рука этой стороны опустится, тогда как рука противоположной стороны, то есть левая, поднимется вверх.
ОШИБКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИСПАНСКОГО ШАГА
ЛОШАДЬ НЕ ВЫПРЯМЛЯЕТ ПЕРЕДНИХ НОГ, А СГИБАЕТ ИХ.
Лошадь может высоко поднять ногу, но она остается согнутой в запястном суставе. Шаг такой лошади неверен, при каждом подъеме она сгибает ноги неодинаково. Этот шаг свойствен лошадям с высоким крутым ходом и коротким предплечьем, то есть у которых мышцы плеча развиты хорошо, а мышцы — разгибатели пясти — недостаточно.
Иногда бывает полезным помощник, который поддержал бы поднятую ногу и выпрямил ее. Но главное, что поможет нам заставить лошадь выпрямлять ноги — это умение держать лошадь в посыле, иначе говоря, в стремлении вперед. Делать правильные остановки вообще трудно, а стремительные, когда сохраняется готовность лошади податься вперед,— есть настоящее искусство. В данном случае не обойтись без работы шпор. Конечно, чем выше поднято предплечье, тем труднее лошади разогнуть ногу в запястном суставе, так как его мышцы-разгибатели при этом поставлены в более трудные условия. Поэтому бывает, что, снизив подъем ноги, мы добьемся легче ее выпрямления в запястном суставе. Исправляя этот недостаток, лучше сесть на лошадь и работать на подъем одной ноги, держа ее под воздействием правой шпоры (но ближе к ноге) до полного выпрямления. В начале, конечно, как и всегда, требования должны быть скромнее, но с каждым шагом необходимо требовать все большего и большего выпрямления ноги, более длинного шага и большего раскрытия угла передних конечностей. Заканчивать репризу и оглаживать следует на самом полном выпрямлении ноги. Такую же работу проделать и с другой ногой. Главное при этом — не позволить лошади ступить на землю, пока нога полностью не выпрямлена. Это упражнение очень полезно вообще при тренировке шага, а не только в качестве исправления указанного дефекта. От лошади же, которая при подъеме ноги сгибает ее в суставах, этим способом можно добиться очень оригинального и особенно ценного в старой школе шага, при котором движение передней конечности имеет три фазы:
1. Подъем ноги со сгибанием в суставах.
2. Выпрямление.
3. Ступание на землю.
ЛОШАДЬ «КРЕСТИТ» ПЕРЕДНИМИ НОГАМИ
Этот дефект шага особенно заметен, если на лошадь смотреть спереди. Лошадь, подняв переднюю ногу, ставит ее в сторону через стоящую на земле вторую ногу, как бы плетет передом. Долго практикуемый такой шаг расстраивает мускулатуру плеч лошади и окончательно лишает ее правильного хода. Причинами этого дефекта бывают:
1. Слишком сильный перенос всадником рук с поводом в сторону, обратную выносу ноги.
2. Чрезмерное действие наружного шенкеля, отбрасывающего заднюю часть лошади в сторону.
3. Недостаточный посыл лошади.
4. Узкогрудость лошади.
Если всадник слишком далеко подает руки с поводом в противоположную выносимой ноге сторону в тот момент, когда нога уже вытянута, то этим он сваливает тяжесть передней части на этот бок, и в результате нога, стоящая на земле, примет косое положение (во внутрь). Естественно, что поднятая другая нога, опускаясь, ступит на землю, делая шаг через нее. Этому переступанию еще в большей мере способствует отбрасывание задней части лошади в противоположную от шенкеля сторону. Стоящая при этом на земле передняя нога, поворачиваясь, делает в земле воронку (как при обратном пируэте).
Исправлять это следует обратным действием повода в тот момент, когда передняя нога лошади поднята, всадник обе руки с поводьями подает в эту же сторону, чтобы лошадь ступила не через стоящую на земле ногу, а покачнулась бы передней частью в другую сторону. Может случиться, что наступание на землю будет не таким мягким, но зато это перекачивание облегчит подъем другой ноги. Выждав, когда поднялась и вытянулась другая нога, всадник переносит обе руки в эту сторону. Таким образом, вместо того чтобы плести передними ногами, лошадь приучается широко их ставить. Дело чутья наездника применить этот способ в должной мере, чтобы добиться правильного хода лошади.
ЛОШАДЬ ЖЕСТКО СТУПАЕТ НА ЗЕМЛЮ (БЬЕТ КОПЫТАМИ)
Это не только снижает качество шага, но и вредно влияет на суставы и плечи лошади. Причина кроется обычно в том, что передняя часть лошади недостаточно установлена и не подчинена руке всадника, хотя часто это приписывается свойству особо грубого хода лошади. Правильная подготовка и работа на испанском шаге даже у лошадей с природной резкостью хода способны смягчить его.
При таком шаге лошадь как бы неохотно поднимает ноги, но зато с большой энергией опускает их, тогда как на правильном шаге акцентируется вынос ноги, а опускание мягко задерживается. Прежде всего надо добиться, чтобы нога, раньше чем ступать на землю, была совершенно вытянута, а действие повода могло удерживать в известном направлении всю мускулатуру, заставляющую держаться поднятой переднюю ногу, и проходило бы через рот, шею и плечо, действуя на ногу. Как при работе «в руках», так и под седлом надо поддерживать голову лошади мундштуком перед моментом опускания ноги на землю. Эта выдержка повода больше всего способствует мягкому наступанию передних ног и несколько удерживает опускающуюся ногу в воздухе. Конечно, при всей этой работе следует избегать резкости действия шпор, так как они вызывают резкость хода.
ЛОШАДЬ ВЫНОСИТ НОГУ ХОТЯ И ПРЯМУЮ, НО СНИЗУ.
Если при подъеме ноги принимают участие разгибатели пясти и путового сустава больше, чем мышцы плеча, и если движение начинается с их сокращения, то шаг получается своеобразным тем, что лошадь подымает от земли сразу прямую ногу, заметно напрягая при этом шею. Шаг этот хотя и производит на зрителя впечатление грациозного движения, но не содержит в себе маха, который дает мускулатура плеча и который придает особо энергичный характер всему движению. Кроме того, по высоте такой шаг будет ниже, так как напряжение одних разгибателей запястья и путового сустава может довести подъем ноги не более как до линии продолжения лопатки. Можно попытаться добиться от таких лошадей высокого выноса ноги длительной работой рысью.
ЛОШАДЬ ИДЕТ С ОБРАТНЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ.
Так как подъем и вытягивание ноги лошадью совершается не только мышцами плеча и предплечья, но и плече-головной мышцей, то, естественно, крутое постановление на испанском шаге затрудняет подъем ноги, так как сильная изогнутость шеи в сторону выносимой ноги затрудняет сокращение плече-головных мышц и лишает лошадь их помощи. Лошади с недостаточно сильной мускулатурой плеча часто прибегают к помощи шейных мышц. Для большего их напряжения они поворачивают свою голову и изгибают шею в противоположную выносу ноги сторону. Это явление не столько некрасиво, сколько противоречиво всей нашей системе диагонального воздействия. Если всадник не будет препятствовать этому, то шаг лошади получится типа стиля кроль, где пловец послушно поворачивает голову в сторону, обращенную к заносимой руке. Исправление этого дефекта достигается длительной тренировкой. Следует только слегка подавать обе руки в сторону, обратную выносимой ноге. Этим переносится тяжесть на стоящую на земле ногу и облегчается подъем другой ноги.
ЛОШАДЬ ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ, НЕ ИДЕТ ВПЕРЕД.
Усвоив подъем передней ноги на остановке, лошадь стоит на трех остальных конечностях настолько устойчиво, что сдвинуть ее в таком положении с места становится делом нелегким. Это первая трудность, с которой приходится обычно сталкиваться наезднику при обучении испанскому шагу. Лошадь не идет вперед не потому, что она за поводом, а потому, что держит поднятую ногу, желая этим угодить нам, и в то же время еще не привыкла к новому для нее движению в таком положении.
Если лошадь упорно не двигается вперед, то шпорами тут дело не исправить. Шпора только может вызвать беспорядочный бросок, и этим мы собьем лошадь с того, чему только что ее научили. Чтобы вызвать на испанском шаге движение вперед, требуется тщательная работа шенкелей. Чтобы лошадь не задерживалась, на первый раз можно снизить подъем ноги, а лучше же всего вести обучение с помощником до тех пор, пока не будет полной уверенности, что от шенкеля лошадь тотчас двинется вперед. Для придания испанскому шагу большей стремительности, полезно начинать его сразу после прибавленной рыси. Стремление вперед на испанском шаге у лошади выражается не ее торопливостью, а широко раскрытым углом, образуемым поднятой передней ногой и передней ногой, стоящей на земле, причем нога, стоящая на земле, принимает уклон назад.
ЛОШАДЬ МОТАЕТ ГОЛОВОЙ.
Некоторые лошади, двигаясь испанским шагом, взмахивают головой в такт движения, помогая этим подъему и выносу передней ноги. Это очень некрасивое движение происходит по следующим причинам:
1. Природная слабость или недостаточная тренированность мышц плеча и разгибателей пясти.
2. Переутомленность этих мышц.
3. Укоренившаяся привычка, поощренная всадником.
4. Слишком резкая (рывками) работа повода.
5. Неустановленная голова и шея лошади.
Чаще всего лошадь прибегает к взмаху головой, чтобы облегчить себе подъем ноги. Эта помощь головы вполне естественна, если указанные группы мышц недостаточно тренированы или переутомлены. Положение головы лошади при движении испанским шагом меняется при каждом выносе ноги, и резкость действия повода может привести к мотанию ее головы в такт движения. В этом случае рука всадника не сумеет проконтролировать движения рта лошади, так как ее голова и шея были плохо установлены и лошадь располагала ими по своему усмотрению. Этот очень неприятный недостаток исправляют правильной установкой головы и шеи, а также приданием всей фигуре лошади наивыгоднейшего положения, при котором ей было бы легче исполнять вынос ноги. Практически эта работа будет выражаться в том, что всадник, ровно и мягко выдерживая поводья, старается и на остановке и в движении фиксировать неподвижность и устойчивость правильного положения головы и шеи лошади, что возможно только при спокойной посадке, мягкой руке и сильных шенкелях всадника.
При движении испанским шагом следует, удерживая шею лошади в общем прямом положении, давать ей едва заметное постановление в сторону выносимой передней ноги.
|