Есть пять способов держания поводьев. В три повода — при этом каждый из трензельных поводьев накладывают на средние суставы указательных пальцев соответствующих рук и принимают большим пальцем. Мундштучные поводья берут в левую руку: левый — под мизинец, а правый — между безымянным пальцем и мизинцем. Концы мундштучных поводьев перекидывают вверх по ладони через средний сустав указательного пальца и прижимают большим.
По-манежному — трензельные поводья держат в правой руке, разделяя их указательным пальцем, а мундштучные — в левой руке, причем правый и левый поводья разделяют мизинцем. При так называемом французском разборе поводьев оба правые повода держат в правой руке, а оба левые — в левой, что хорошо видно на рисунке.
Эти три способа разбора дают возможность при выездке и на репетициях раздельно действовать трензелем или мундштуком на рот лошади.
Во время выступлений наиболее удобным будет обычный разбор поводьев, при котором поводья каждой стороны берутся в соответствующие руки (как при французском разборе) — мундштучные между безымянным пальцем и мизинцем, а трензельные — под мизинцем, снаружи мундштучных. Не реже пользуются дрессировщики и разбором всех четырех поводьев в одной руке (рис. 22).
ПРЯМОЕ СГИБАНИЕ ПОД ВСАДНИКОМ
Иногда это принято называть сбором лошади, хотя, вернее, это лишь подбирание. Лошадь, которая при наборе повода сохраняет приданное ей положение головы и шеи, подобрана, но она еще далеко не уравновешена и не собрана, так как это положение ограничено ее ртом и верхней частью шеи с затылком. В сборе же лошадь считается тогда, когда она будет в равновесии. После описанной выше подготовительной работы в руках добиться прямого сгибания верхом будет легко, тем более что действие шенкелей, посылающих лошадь на повод, может быть более энергичным и действенным (так как они действуют с обеих сторон), чем действие хлыста. Следует лишь заметить, что голове и шее сначала придается более низкое положение, то есть то, которое лошадь по своему сложению может сохранить без излишнего утомления. Вот почему дрессировщик должен всегда начинать работу постепенным действием шенкелей, а не рук.
При работе верхом руки должны смягчаться в момент, когда лошадь уступает, чтобы немедленно затем вновь выдержать повод, и т. д. Своевременно выдерживать и своевременно же сдавать повод — это правило остается неизменным во все время дрессировки и езды.
Чтобы добиться более полного смягчения рта лошади и не дать ей осадить, шенкеля должны быть все время у боков лошади. Работу на сгибание под всадником следует производить преимущественно на ходу. Это объясняется тем, что полного сгибания обычно можно добиться лишь толчками шенкелей и иногда даже шпор. При работе на месте лошадь привыкает к этим толчкам, и в итоге для того, чтобы произвести в последующем сгибание на ходу, потребуются очень большие усилия. Постоянное побуждение лошади посылом шенкелей вперед во время работы наиболее рационально, так как этим поддерживается и равновесие лошади.
РАБОТА ШАГОМ
Свободный и широкий шаг лошади является не только ее природным движением, по также результатом направленной тренировки. Широкий шаг характеризуется большим захватом пространства ногами лошади, следовательно, внимание всадника должно быть обращено на свободный вынос передних конечностей. Широкий шаг, на котором лошадь находится в равновесии, является хорошим упражнением, укрепляющим передний пояс лошади (его связки и мускулатуру).
Широкий шаг применялся во все периоды выездки и особенно полезен для лошади между репризами на собранных аллюрах, при которых большую нагрузку несут задние ноги лошади. Однако это не означает, что задние ноги на широком шаге играют второстепенную роль. Здесь, как и на других аллюрах, задние ноги лошади являются двигателем, и приходится наблюдать, что лошади со слабыми ногами не обладают и шириной движения. Обычно чем ниже расположены запястные суставы, тем настильнее шаг лошади и тем прямее вынос ноги.
Для удлинения шага полезно применение диагональной работы шенкелей.
Развитию широкого шага лошади способствует работа прибавленной рысью, развивающей вынос ноги и мускулатуру переднего пояса.
Действие повода на свободном шаге сводится к тому, чтобы не позволять лошади выходить из прямолинейного положения. Одновременно с выработкой широкого шага у лошади должно развиваться стремление вперед без побуждения шенкелями. Это самостоятельное постоянное стремление лошади вперед должно поощряться всадником сглаживанием без задержки движения. Широкий и свободный шаг является хорошим упражнением, развивающим мускулатуру и успокаивающим нервную систему лошади. Особое внимание уделяют четкости и равномерности шагов лошади, определяемых по ударам копыт о землю. Нарушение частоты и ритма заметно на широком шаге даже при незначительной хромоте. Это особенно чувствуется, когда одна диагональ на рыси у лошади развита больше другой. Неравномерность наступания конечностей на землю на шаге бывает у лошади со здоровыми конечностями, но когда-то хромавшей и по привычке еще оберегающей эту ногу.
ШАГ СОБРАННЫЙ
Самым ценным в собранном шаге следует считать сочетание сбора с общим стремлением лошади вперед (импульсивностью). Собранный шаг не есть просто замедленное движение. Идти коротким шагом без сбора не трудно, но трудно идти в сборе в большом посыле, не ускоряя темпа. Иногда лошади бывает легче перейти на рысь или пассаж, чем держаться шагом в сильном сборе.
Сбор лошади на шаге во многом зависит от работы шенкелей всадника. Собранный шаг не должен быть тягучим и похожим на плохо исполняемый испанский шаг. Движение ног лошади на собранном шаге приближается к диагонали, и наступание должно быть более четким и отрывистым. Всадник поводьями удерживает излишнее стремление лошади вперед, неустанно следя за прямолинейностью ее движения, чтобы лошадь не «бочила».
На собранном шаге всадник не подает свой корпус вперед, а шенкелями производит посыл, сохраняя отвесную посадку. В процессе урока собранный шаг применяется и как самостоятельный аллюр и как исходное положение для перехода к исполнению других аллюров.
РАБОТА ЛОШАДИ РЫСЬЮ
Чтобы заставить лошадь пойти рысью, нужно плавно усилить действие шенкелей, слегка облегчить повод. Сначала следует ездить средней рысью, настаивая, однако, чтобы она была по возможности правильной, энергичной и равномерной. В начале урока лошадь лучше держать на более свободном поводу (почти брошенном), чтобы проверить естественную правильность ее хода. Если лошадь несет голову очень низко, то этому следует противодействовать трензельными поводьями, делая короткие выдержки снизу вверх. Пройдя круг или два по манежу, лошадь останавливают, делают прямые сгибания и затем вновь переходят на рысь. Когда лошадь начинает хорошо держаться рысью, то есть с правильно поставленной головой (конечно, соответственно своему экстерьеру), согнутой в затылке под углом около 45°, и с хорошо подведенными под корпус задними ногами, можно постепенно увеличивать репризы. Постепенность и частые остановки тут необходимы потому, что, уставая, лошадь будет опускать голову и, если ее послать вперед, она упрется в повод.
Приучив лошадь к устойчивой средней рыси, можно начать добиваться полного использования движущих сил задних ног лошади (локомоторная функция). Для этого необходимо включать в урок репризы прибавленной рыси. Не следует сразу переходить из средней в широкую настильную рысь, это нарушит равновесие лошади. Увеличивать рысь можно в конце одной из реприз того же аллюра, сильнее нажимая шенкеля и давая лошади легкую опору на трензель. Лошадь при этом сама должна искать упора в повод, но не ложиться на него. Набирания повода в этот момент по возможности следует избегать. Не рекомендуется принуждать лошадь к бесконечному прибавлению рыси. Дрессировщик должен чувствовать, до какого предела он может ее довести. Несоблюдение этого правила обычно ведет к неровному ходу лошади.
РАБОТА НА СОКРАЩЕННОЙ РЫСИ
Хорошим упражнением для уравновешивания лошади является сокращенная рысь (в сочетании со средней и прибавленной рысью) и работа на клавишах (кавалетти). Переходить к сокращенной рыси следует, когда лошадь идет шагом и со средней рысью с легким упором на повод, охотно двигаясь вперед. На сокращенной рыси лошадь идет более укороченными шагами, выше поднимая ноги, более оживленным темпом, мало подаваясь вперед. Для этого следует, двигаясь сначала шагом, усиливать шенкель. Действие рук (кистей) в это время ограничивается смягчением появляющейся у лошади напряженности, то есть выдерживанием повода, когда лошадь бросается вперед, и немедленным смягчением кисти, как только лошадь сдаст.
Работая таким образом, быстро достигают гибкости и энергичности движений задних ног лошади. В дальнейшем, укорачивая шаг и увеличивая активность шенкелей, побуждают лошадь к более оживленному темпу и переходят на сокращенную рысь. Сидеть на сокращенной рыси следует совершенно спокойно, чередуя легкое выдерживание вверх поводьев с нажатием шенкелей. При этом всадник шенкелем (по необходимости шпорой), попеременно левым и правым, нажимает в тот момент, когда соответствующая задняя нога собирается оттолкнуться от земли. Работа шенкелей меняется в те же промежутки времени, как меняется положение задних ног лошади, причем противоположный шенкель должен в те же промежутки времени ослаблять нажим. Практический прием для этого следующий: всадник должен считать про себя «раз и два» в такт хода лошади. «Раз» — когда поднимается левая передняя нога (плечо уходит вперед) и «два»—когда то же самое происходит с правой ногой. Затем всаднику остается только приучить себя на «раз» нажимать правым шенкелем и на «два» — левым. С левой стороны шенкель нажимают сильнее, чтобы заставить лошадь больше подступать и гнуть левую заднюю ногу. Так как при этом задние ноги побуждаются к большему подведению и сильному отталкиванию, то лошадь постепенно переходит в балансированную (конденсированную) рысь, необходимую цирковой лошади. Это движение требует от всадника большей согласованности повода с шенкелем и мягкой руки.
Необходимо внимательно следить за ходом лошади и прекращать усиленную работу повода и шенкеля, как только лошадь перейдет в балансирующий ход. Дав лошади пройти самостоятельно несколько темпов на этом ходе, ее оглаживают, переводят в шаг и затем снова поднимают в балансированную рысь. Постепенно можно заставить лошадь без усилий двигаться этим ходом несколько кругов по манежу и даже выдерживать вольты и заезды. Совместные действия повода и шенкелей заставляют лошадь, уравновешиваясь, улучшать ход, а у всадника вырабатывается умение чувствовать лошадь (движения ее ног). Балансированная рысь делает лошадь гибкой, поворотливой, грациозной и прекрасно уравновешивающейся. Незаменима балансированная (конденсированная) рысь как подготовительное упражнение к пиаффе и пассажу. Однако как ни полезно это упражнение, надо практиковать его очень осторожно, особенно с нервными, чрезмерно возбужденными лошадьми.
ПРИБАВЛЕННАЯ РЫСЬ
Рысь может быть очень изменчива и разнообразна не только по скорости и частоте темпа, но и по наступанию конечностей на землю. Для наглядности можно отметить следующее:
1. Низкая рысь с обремененной передней частью корпуса и отстающими движениями задних ног неприемлема ни при какой работе верховой лошади и вредно действует на ее плечи.
2. Противоположной является рысь, при которой лошадь ставит заднюю ногу раньше, чем соответствующую ей диагональную переднюю. Рысь эта, хотя и нарядна, но неестественна: лошадь идет с подведенной задней частью своего корпуса независимо от сбора. При движении такой рысью лошадь может идти с высоко поднятой шеей и даже задранной вверх головой. Эта рысь ошибочно принималась некоторыми наездниками за школьный аллюр, но на деле она не приносит никакой пользы. Прохождение более или менее большой дистанции на такой рыси безусловно пагубно действует на спину и задние ноги лошади. Работа повода и шенкелей при этом не достигает взаимного действия, так как, поднимая вверх шею, всадник естественно прогибает спину лошади, а шенкелями старается сделать обратное, то есть поднять спину вверх. Такая противоречивость шенкелей и поводьев создает напряженность и в спине лошади и в суставах задних ног, что безусловно ей вредит.
3. Нормальной прибавленной рысью следует считать рысь, при которой ни задняя, ни передняя часть корпуса не обременены тяжестью, или, вернее, обременены, но в одинаковой степени. Голова при этом не должна быть поднята слишком высоко. Задние ноги, бросая всю массу лошади вперед, не встречают сопротивления повода. Поэтому движения лошади на такой рыси легки и производительны, и лошадь может проявить на ней максимум своей естественной резвости. Повод при этом только слегка поддерживает лошадь. На такой рыси лошадь поглощает пространство не только благодаря широкому выносу ног, но еще и благодаря удлиненным траекториям подвисания на махах каждой диагонали. Лошадь может иметь достаточно хороший вынос ноги вперед, но идти почти без подвисания. Это означает, что задние ноги лошади способны толкать массу ее только на длину вытянутой передней ноги и не более. Значит, подвисание и длина его траектории зависят от силы броска, то есть силы задних ног.
Такое динамическое подвисание безусловно увеличивает скорость движения без учащения темпа. Следовательно, быстрота на редком темпе прибавленной рыси у верховой лошади обусловливается двумя факторами:
1. Шириной раскрытия угла при выносе ноги, образуемого передними (или задними) ногами.
2. Длиной траектории подвисания на каждой диагонали. Следует заметить, что выработка правильной размашистой рыси начинается с периода работы на манеже (с развязкой). В процессе урока прибавленная рысь почти всегда занимает место в первой его части и служит началом движения перед ездой на укороченных аллюрах.
Прибавленную рысь надо начинать с небольших реприз. Переход на прибавленную рысь производят всегда со средней рыси. Прибавлять рысь следует очень постепенно, почти незаметно для лошади, не учащая темпа движения и добиваясь при этом не быстроты, а удлинения маха. Такая рысь сама побуждает всадника к облегчению, а это в свою очередь вызывает больший мах и удлиняет подвисание, что и придает выразительность этому аллюру. Доводить рысь до полного маха следует только в конце репризы при движении по длинной стенке манежа, каждый раз поощряя голосом и сглаживанием лошадь за хорошие махи, но не задерживая при этом движения. Этим всадник прививает у лошади самостоятельное стремление двигаться прибавленной рысью, что очень важно, так как управлять лошадью легче, чем и управлять и беспрестанно посылать ее вперед. Так как на прибавленной рыси лошадь должна иметь легкий упор на повод, то рука всадника остается спокойной. Шенкеля на рыси действуют, оставаясь в отвесном положении. Шпора усиливает действие шенкеля, прикасаясь к лошади также непосредственно у подпруг. Прикосновение шпор вдали от подпруг может вызвать сбой. Ровность хода лошади на прибавленной рыси удерживается ровным прижатием верхней части шенкелей, но не шпорами. При езде прибавленной рысью по кругу полезно облегчаться под правую ногу. Этот прием позволяет больше вымахивать правую ногу лошади, путь которой при движении по кругу длиннее. Итак, на прибавленной рыси управление всадника сводится к следующему:
1. Перед началом движения прибавленной рысью уравнивают ход лошади на обыкновенной рыси.
2. Посылая на прибавленную рысь, сохраняется отвесное положение шенкеля.
3. Одновременно с посылом слегка отдается повод, подав кисти рук вперед.
4. С началом движения слегка подают вперед корпус.
5. Как шенкелями, так и поводьями не позволяют лошади учащать свои движения и сохраняют ровный темп.
РАБОТА ГАЛОПОМ
Галоп — сложный аллюр, поэтому не следует переходить тому раньше, чем всадник достаточно не овладеет управлением лошадью. Лошадь должна хорошо взять повод и легко уступать действию шенкелей. Тогда всадник не только не встретит затруднений, поднимая лошадь в галоп, но и сможет ее заставить сделать правильный подъем и с нужной ноги. Лошадь может идти галопом с правой и с левой ноги. Говорят, что лошадь идет с правой ноги, если обе правые ноги лошади будут впереди, в тот момент, когда лошадь ставит их на землю. При галопе с левой ноги — наоборот.
Чтобы поднять лошадь в галоп с правой ноги, следует усилить действие шенкелей и набрать правый повод несколько сильнее. Этим всадник отягощает левое плечо лошади, слегка поворачивая ей голову направо. Теперь у нас лошадь правильно поставлена, остается ее заставить начать двигаться галопом. В таком положении задняя часть корпуса выполняет роль пружины, подающей вперед переднюю часть, поэтому сначала нажимают оба шенкеля, что заставляет лошадь подвести свои согнутые задние ноги; затем легким толчком усилить действие левого шенкеля, уклонив его несколько назад, не ослабляя при этом внутренний шенкель. Как только лошадь поднимается в галоп с правой ноги, всадник смягчает поводья и поддерживает ее движения обоими шенкелями, наблюдая, чтобы она держала легкий упор на повод и не уклоняла заднюю часть корпуса в сторону (не «бочила»). Если лошадь перейдет при этом не в галоп, а в рысь или поднимется в галоп не с той ноги, необходимо ее немедленно перевести в шаг и снова начать подъем в галоп. Раз лошадь сделала несколько темпов галопа с желаемой ноги, ее переводят в шаг, сглаживают и дают свободно пройти по манежу. Затем повторяют подъем еще три или четыре раза. Раньше чем лошадь не будет свободно и охотно подниматься в галоп с одной ноги, не следует переходить к обучению подъема в галоп с другой ноги. Нет лошади, которая бы одинаково охотно поднималась в галоп как с правой, так и с левой ноги. Тренировать лошадь следует больше с той ноги, с которой она поднимается в галоп труднее (в большинстве случаев это правая нога). Одним словом, при подъеме в галоп шенкеля должны действовать энергично, в то время как руки мягко удерживают переднюю часть корпуса. Лошадь таким образом подвергается двум совершенно противоположным воздействиям: побуждение вперед увеличивается, а передняя часть корпуса, удерживаемая руками, заставляет лошадь подняться и перейти в галоп. Цель наша будет достигнута, если лошадь на галопе будет идти плавно без усилии, не избегая повода, но и не ложась на него. С какой ноги лошадь идет галопом, всадник может определить или наглядно, то есть прямо посмотрев на плечи лошади, или ощущая это своим телом. Если лошадь идет, положим, с правой ноги то правая нога всадника будет получать большее качание и ему труднее удерживать ее на месте. Это происходит от пружинистого толчка правой задней ногой лошади, которая максимально выносится вперед Движение левой задней ноги, которая находится больше сзади не так чувствительно для левой ноги всадника. Для всадника важно умение чувствовать движение ног лошади, это особенно необходимо при обучении лошади элементам высшей школы. Опытный всадник должен безошибочно определять одним лишь мышечным чувством, правильно ли идет лошадь галопом и с какой ноги.