Устойчивое положение всадника и правильные движения лошади во многом зависят от максимального совмещения центра тяжести тела всадника с вертикальной линией центра тяжести лошади, то есть от равномерного размещения веса всадника на спине лошади (рис. 21). Корпус всадника условно делится на три части: две подвижные (верхняя—от головы до бедра и нижняя—от голеней до пяток) и одна относительно неподвижная (средняя—от бедра до колена). Правильная посадка обеспечивает всаднику:
1.Гибкость, позволяющую изменять положение корпуса в соответствии с движением лошади, облегчая этим ее работу и содействуя естественному и правильному движению лошади.
2. Устойчивое положение в седле.
3. Непринужденность, позволяющую удобно и незаметно управлять лошадью и возможно меньше утомляться при езде.
Сидеть в седле следует уверенно, без напряжения, верхнюю часть корпуса держать отвесно, поясница должна быть слегка прогнута, плечи развернуты, свободно и ровно опущены. Голову надо держать прямо и свободно, не опуская подбородка и не откидывая назад. Верхняя часть рук от плеча до пояса, свободно опущенная вниз, прилегает, но не прижимается к телу всадника; локти не должны выходить назад за линию боков, нижняя часть рук от локтя до кисти вытянута вперед, кисти руки слегка согнуты внутрь, сложены в кулак и большими полусогнутыми пальцами прижимают проходящие через ладонь поводья.
Ноги всадника, если стремена пригнаны правильно, должны прилегать плотно и плоско к седлу. Нога, опущенная от колена вниз и слегка назад, внутренней стороной (шенкелем) касается боков лошади, при этом каблук держать несколько ниже носка, а носок — естественно развернутым.
Стремя следует держать на самой широкой части ступни совершенно свободно и легко упираясь в него. Стремя пригоняется так, чтобы у всадника, поднявшегося на стременах и выпрямившего колени, между седлом и разрезом ног свободно проходил кулак или при вытянутой свободно вниз ноге нижний обрез стремени приходился на уровне верхней части задника сапога. Всадник должен учитывать вертикальные и горизонтальные перемещения центра тяжести лошади и соответственно перемещать свой центр тяжести путем подачи вперед или назад поясницы и уклона корпуса. Посадка только тогда становится красивой и ненапряженной, когда правильно уравновешенная лошадь сама способствует этому. Не случайно прежние мастера сажали своих учеников на хорошо выезженных школьных лошадей в пилярах, без стремян и поводьев. При этом не давалось другого наставления, кроме совета совершенно свободно и прямо сидеть на лошади, свободно опустив ноги. Мягкое ощущение любого движения лошади и особенно пиаффе с самого начала обучения вырабатывало красивую посадку, доставляя ученику удовольствие от овладения этим искусством, и помогало установить на всю жизнь то, что составляет самое существенное при езде, — точное чувство лошади, то есть умение чувствовать движения лошади, предугадывать их и направлять ее силы. Положение корпуса перпендикулярное спине лошади — основа посадки. Но иногда при управлении лошадью всаднику приходится делать большие физические усилия. В этом случае сохранить правильность посадки дело нелегкое. Однако, как бы ни были велики усилия всадника, они не должны быть заметны зрителям, иначе остается неприятное впечатление, что работает не лошадь, а всадник. Всадник же должен представлять собой одно целое с фигурой лошади, не проявляя своего напряжения, и будет казаться, что лошадь под ним идет легко, как бы играючи. Конечно, чем меньше усилий при управлении требует лошадь, тем больше у всадника возможностей сохранить хорошую, элегантную посадку. Легче всего сохранять посадку, когда у лошади достаточно импульсивности. Чувство посадки вырабатывается путем постоянного улавливания движения ног лошади. Движения передних ног находятся в поле зрения всадника, поэтому чувствовать их движения не представляет большой трудности, ощущать же движения задних ног лошади удается далеко повеем всадникам. Чтобы выработать в себе это чувство, всадник должен изжить всякую напряженность в своей посадке и как бы войти в каданс движения лошади, предугадывая каждое движение ее задних ног и следя за передними. Лучшим средством развить в себе это чувство и научиться отдавать себе ежесекундный отчет в том, что делает в данный момент каждая нога лошади, считаются упражнения в откидывании животным задней части на месте и в движении. Следует считать целесообразным с первых же уроков прививать всаднику наряду с правилами посадки и умение ощущать лошадь. Насколько это важно, можно судить хотя бы по тем высоким результатам, которых добился знаменитый наездник Джеймс Филлис, известный английский дрессировщик и теоретик цирка, благодаря своему умению чувствовать лошадь, хотя посадка его оставляла желать лучшего и была лишена присущей цирку парадности. Некоторые считают это чувство врожденной способностью человека. Джеймс Филлис писал: «Книга этому не научит. Научит упорство в труде, опыт, а главное любовь к делу».
И все же методика способна помочь этому делу соответствующими упражнениями. Опыт последних лет показывает, что чувство это может быть выработано у всадника путем его неослабного внимания и постоянного анализа движений лошади. Приходит оно, конечно, с большой практикой, но может быть значительно ускорено комплексом специальных упражнений.
Вот моменты при езде, которые обязательно должен чувствовать всадник:
1. Как работает у лошади рот (челюсти).
2. В каком темпе идет лошадь.
3. Движения и переступания передних ног лошади.
4. Движения задних ног лошади и подступания каждой из них.
5. Как изгибается лошадь в боку.
6. Под какую диагональ он облегчается.
7. Движения ног на галопе (очередность).
8. Моменты подвисания и опирания.
9. Границы возможности посыла лошади.
10. Степень импульсивности лошади.
Чувство повода — это ощущение рукой, держащей поводья, степень упора лошади на удила и равномерность его. Кроме этого всадник должен уметь создать продолжительность этого упора в нужной степени. Чувство это вырабатывается путем постоянного контакта пассивной и очень спокойной руки всадника со ртом лошади. Точность этого чувства ощущается рукой всадника гораздо легче при стойке лошади на месте, нежели в ее движении, так как в движении этот контакт легко может быть нарушен не только лошадью, но и неустойчивостью посадки самого всадника.
При малейшем нарушении контакта всадник должен отдавать себе отчет в том, кем нарушен этот контакт — им ли самим или лошадью, — и уметь мгновенно его восстанавливать набиранием повода или посылом шенкелей.
Учиться сохранять контакт всадник должен вначале на очень коротких репризах. Если же этот контакт в силу каких-либо причин нарушен, то продолжать движение каким бы то ни было аллюром до восстановления контакта надо считать делом бесполезным. Чувство темпа вырабатывается путем ощущения движений лошади, лучше всего на рыси подсчетом «раз» в темп движения или подсчетом галопад на галопе.
Кроме количественного счета темпов всадник должен ощущать их четкость, то есть отрывистость, высоту, замедление и ускорение. Только чувство темпа позволяет всаднику предугадывать предстоящие толчки и согласовывать свою посадку с движениями лошади. Подсчет движений лошади должен войти в привычку всадника, особенно при езде высшей школы. Чувство движения (переступание) передних конечностей лошади усваивается всадником обычно легко, так как этому помогает возможность видеть вынос соответствующего плеча лошади.
Первичным упражнением, приучающим всадника чувствовать движение передних ног лошади, идущей рысью, является упражнение по облегчению под определенную ногу. Следующий этап — это вымахивание лошади, облегчение под правую ногу (если лошадь движется по манежу против часовой стрелки) и выход с места шагом или рысью с определенной ноги. Последнее упражнение требует умелого управления и переноса тяжести передней части корпуса лошади поводом на противоположное выносу плечо. Все эти упражнения приучают всадника быть всегда внимательным к движениям передних ног.
Чувство движения передних ног лошади в совершенстве вырабатывается после усвоения всадником приемов диагонального воздействия. Поэтому этот прием полезно практиковать и в начале выездки и в начале обучения всадника.
Движения задних ног и подступания каждой из них являются одним из трудноуловимых моментов не только для молодых наездников, по часто и для вполне опытных всадников. Чувствовать это при выездке лошади необходимо, так как в значительной мере облегчает обучение лошади многим движениям.
Приучать себя к ощущению движений задних ног лошади надо начинать на вольтах, где левая нога больше подступает под корпус и это подступание передается всаднику понижением левого бедра. Усиление левого шенкеля в момент подъема задней ноги усиливает подступание. Если всадник не чувствует этого подступания, то ему следует наблюдать за односторонней с ней передней ногой. Момент наступания передней ноги на рыси соответствует подъему односторонней задней ноги.
Чем лучше подготовлена лошадь сгибаниями, тем заметнее подступание ноги благодаря понижению в этот момент ее бедра. Наиболее ощутимы балансирующие движения задней части корпуса лошади. Ощущать подступание левой задней ноги особенно необходимо на боковых движениях, галопе, перемене ног и пируэте на галопе. Впоследствии всадник должен различать подступание задней ноги от ее подъема, при котором бедро не понижается, а всадника бросает вперед.
Момент подвисания и упора необходимо чувствовать всаднику на всех аллюрах.
Моменты наступания на разных аллюрах ощутимы по-разному. Па-пример, на рыси сгибания путовых суставов меньше, само наступание жестче, поэтому и всадник ощущает более резкие толчки. Чтобы почувствовать эти моменты, всадник должен целиком сосредоточить на них свое внимание. А так как времени между моментом подвисания и моментом наступания очень мало, то всаднику не следует задаваться целью почувствовать оба эти момента одновременно, а научиться чувствовать их в отдельности. Так, например, за репризу всадник ставит своей целью уловить только моменты подвисания или, наоборот, только моменты наступания. Способность определять степень изгибания корпуса лошади приобретается на упражнениях: плие, вольты, восьмерка.
Умение в меру гнуть лошадь в боку и уклонять свой корпус во внутрь поворота вырабатывается переходами с большого круга на малый и наоборот. Более точная мера этого сгибания нужна на боковых движениях.
ОЩУЩЕНИЕ РЕАКЦИИ ЛОШАДИ НА ПОСЫЛ
Вырабатывается в процессе всей выездки. У всадника создается ощущение, что от нажима шенкелей лошадь как бы выходит из-под него и масса передней части корпуса лошади увеличивается.
Чувство посыла должно быть не только в движении, но и на мосте. Импульсивность лошади должна всегда поощряться всадником. Не менее важным следует считать умение всадника вызывать у лошади рефлекс внимания, без чего невозможно полное повиновение лошади. «Когда я на лошади, ее внимание поглощено только мною», — писал Джеймс Филлис. Есть лошади, которые ежеминутно отвлекаются, смотрят по сторонам и в эти моменты не реагируют на указания всадника. Отвлекаясь, лошадь может повернуть в сторону голову, изогнуться в боку, ускорить или замедлить аллюр, и в этот момент происходит торможение вызываемых всадником рефлексов. Поэтому урок выездки лошади должен целиком поглощать ее внимание, и с первых же занятий она должна различать два положения: «смирно» и «вольно». Рефлекс внимания лошади в начале выездки прививается лаской и приданием ее фигуре нужных положений. Рефлекс внимания становится как бы второй натурой лошади, и мы наблюдаем, как даже ретивые жеребцы становятся послушными благодаря своему вниманию к указаниям всадника.
СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОШАДЬЮ
Всадник управляет лошадью поводом, шенкелями и уклонами корпуса. Для успешного управления лошадью нужно полное взаимодействие всех этих средств. Шенкелями всадник заставляет лошадь идти вперед и управляет ее задними ногами. Действие шенкелей при необходимости может быть усилено шпорами, служащими также средством для наказания лошади за проявленное сопротивление. Управление шенкелями состоит в одновременном и одинаковом нажатии ими на бока лошади или в более сильном действии одного из них. Нажимать шенкелями следует у заднего края, подпруги. Равномерное и одновременное нажатие обоих шенкелей, вызывающее подведение задних ног лошади, способствует ее равновесию. Этот прием применяется для посыла лошади вперед, при остановке и при переходе из большего аллюра в меньший и наоборот. Чтобы согнуть лошадь в боку, применяется раздельное действие шенкелей. При этом левый шенкель является осью сгибания, а правый, действующий по отношению к левому несколько назад, направляет движение задних конечностей по следу переда, а при поворотах на месте их удерживает. Нажатием одного какого-либо шенкеля задняя часть корпуса лошади откидывается в противоположную сторону, противоположный шенкель регулирует и останавливает это движение.
Уклоны корпуса перемещают центр тяжести всадника, содействуя равновесию лошади. Уклоном корпуса всадник предупреждает все движения и восстанавливает утраченное равновесие при спотыкании лошади, на прыжке, при неожиданном резком движении лошади и т. д., регулирует и направляет полученное от шенкеля движение вперед.
Поводья являются средством управления передней частью корпуса лошади: они дают направление движения, замедляют или останавливают это движение и устанавливают правильное положение головы и шеи.
Поводья давлением удил действуют на язык, на беззубый край нижней челюсти и на углы рта лошади; непосредственное же давление поводьев осуществляется на шею лошади. Поводья должны быть натянуты настолько, чтобы всадник постоянно чувствовал легкий упор рта лошади.
При движении лошади прямо поводья должны действовать ровно. На поворотах, когда лошадь надо направить в другую сторону, левый повод указывает направление движения, а правый повод выдержкой и нажимом на шею регулирует движение передней части корпуса лошади.
ПЕРВЫЕ УРОКИ ЛОШАДИ ПОД ВСАДНИКОМ
Злая или упрямая лошадь при посадке на нее может подняться на дыбы или стараться ударить человека передней ногой. Но есть лошади хоть и незлые, но нервные и возбудимые. Они не стоят на месте, могут осадить назад, броситься вперед, в стороны. В таких случаях Филлис советует садиться следующим образом: взяв левый трензельный повод в левую руку, этой же рукой взяться за гриву приблизительно около середины шеи лошади. Правой рукой взяться за переднюю луку седла, имея в ней и правый трензельный повод. Поводья лишь слегка натянуты. Затем повернуться к левому плечу лошади. Если лошадь осаживает, ее тушируют хлыстом слегка по крупу и подают вперед, повторяя это до тех пор, пока она не будет стоять спокойно. Если лошадь двигается вперед, ее ставят вновь на место, натянув поводья. Если лошадь бросится влево, левым поводом поворачивают ей голову влево, чтобы заставить откинуть задние ноги вправо. Если лошадь бросится вправо, правым поводом поворачивают в ту же сторону и ее голову, чтобы заставить задние ноги откинуть влево. Можно при посадке в целях страховки поручить помощнику взять лошадь за лонжу и при необходимости тушировать лошадь. Сев на лошадь первый раз, довольствуйтесь лишь тем, чтобы она прямо двигалась вперед. В первое время управлять следует только трензельными поводьями. Употребления шпор нужно безусловно избегать. Затем делают несколько кругов по манежу в обе стороны, давая лошади возможность свободно двигаться. На последующих занятиях, если лошадь несет голову слишком низко, можно ее поднять очень легкими движениями трензельных поводьев снизу вверх; если же она задирает голову, дают ей почувствовать мундштук, но лишь настолько, чтобы не задержать ее движения вперед. Если лошадь остановится от действия мундштука, следует отдать повод совсем и нажать шенкелями позади подпруг. В этом случае шенкель заменяет хлыст. В начальной стадии работы прежде всего надо настаивать на движении лошади вперед — это главное, чего необходимо добиваться на первых уроках. Двигаясь таким образом вперед по манежу, надо осторожно, исподволь требовать от лошади правильного положения головы, не задерживая ее. Как только лошадь хоть немного сдаст на повод и сразу же его вновь возьмет, следует немедленно ее остановить и слезть. Затем, сделав несколько сгибаний в руках, наградить лошадь морковью или кусочком хлеба, после чего поставить в конюшню. Повторяем, что требовать от лошади сразу многого нельзя, это ее сбивает, а ее «непонимание» можно при этом принять за сопротивление.