Horsik



Каталог статей
Главная | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Литература.

Дрессировка лошади в цирке. Часть-5

Случается, что лошадь долго «сопротивляется ртом». Тогда нужно сделать более продолжительный нажим мундштучными поводьями и затем сразу отдать повод совсем. Лошадь, утомленная сопротивлени­ем, шевельнет ртом. Этот момент нужно уловить и вновь легко на­брать мундштучные поводья. В этом случае лошадь не успеет проти­водействовать. Повторив несколько раз этот прием, всегда можно добиться, что лошадь будет «сдавать на повод». В том случае, если рот не «уступит», одно сгибание шеи приведет лишь к тому, что вся тяжесть лошади будет подана назад и заставит ее осадить или оття­нуться.

Таким образом, вся работа прямого сгибания шеи и головы состоит в чередовании действия трензеля и мундштука. В то время как трен­зель подает лошадь вперед, мундштук легким давлением на беззу­бый край придерживает голову, нагибает ее и заставляет сдать на повод, не останавливаясь и даже, по возможности, не укорачивая ход (если работа производится на месте, то не оттягиваясь назад). Чтобы достичь этого без излишних усилий, необходимо настойчиво повторять одно и то же: выдерживать и сдавать. Это основной принцип всей работы. Выдержать, чтобы победить сопротивление, сдать, чтобы вознаградить за уступку, снова выдержать, чтобы, воспользо­вавшись одной уступкой, добиться большего и т. д. Крайне важно, чтобы после уступки добиваться у лошади мягкого взятия повода (выдерживать повод).

 

Глава 4. РАБОТА ЛОШАДИ ПОД ВСАДНИКОМ

 

ОСНОВЫ ПОСАДКИ ВСАДНИКА И УПРАВЛЕНИЯ ЛОШАДЬЮ

 

Первый большой труд, подробно описывающий школь­ную посадку как наиболее совершенную в выездке, был написан в 1836 году полковником Бабинским. В то время высшая школа верховой езды достигла в России своего наибольшего развития и была известна своей тонкой шлифовкой манежной езды. И сейчас огром­ное значение при демонстрации любой езды на лошади и особенно высшей школы верховой езды имеет посадка артиста-всадника на ло­шади. Как бы хорошо лошадь ни «работала», впечатление от выступ­ления будет смазано неправильной, неэлегантной, натянутой или, нао­борот, разболтанной посадкой.

Устойчивое положение всадника и правильные движения лошади во многом зависят от максимального совмещения центра тяжести тела всадника с вертикальной линией центра тяжести лошади, то есть от равномерного размещения веса всадника на спине лошади (рис. 21). Корпус всадника условно делится на три части: две подвижные (верхняя—от головы до бедра и нижняя—от голеней до пяток) и одна относительно неподвижная (средняя—от бедра до колена). Правильная посадка обеспечивает всаднику:

1.Гибкость, позволяющую изменять положение корпуса в соответст­вии с движением лошади, облегчая этим ее работу и содействуя ес­тественному и правильному движению лошади.

2. Устойчивое положение в седле.

3. Непринужденность, позволяющую удобно и незаметно управлять лошадью и возможно меньше утомляться при езде.

Сидеть в седле следует уверенно, без напряжения, верхнюю часть корпуса держать отвесно, поясница должна быть слегка прогнута, плечи развернуты, свободно и ровно опущены. Голову надо держать прямо и свободно, не опуская подбородка и не откидывая назад. Верхняя часть рук от плеча до пояса, свободно опущенная вниз, при­легает, но не прижимается к телу всадника; локти не должны выхо­дить назад за линию боков, нижняя часть рук от локтя до кисти вы­тянута вперед, кисти руки слегка согнуты внутрь, сложены в кулак и большими полусогнутыми пальцами прижимают проходящие через ладонь поводья.

Ноги всадника, если стремена пригнаны правильно, должны приле­гать плотно и плоско к седлу. Нога, опущенная от колена вниз и слегка назад, внутренней стороной (шенкелем) касается боков ло­шади, при этом каблук держать несколько ниже носка, а носок — естественно развернутым.

Стремя следует держать на самой широкой части ступни совершенно свободно и легко упираясь в него. Стремя пригоняется так, чтобы у всадника, поднявшегося на стременах и выпрямившего колени, меж­ду седлом и разрезом ног свободно проходил кулак или при вытяну­той свободно вниз ноге нижний обрез стремени приходился на уров­не верхней части задника сапога. Всадник должен учитывать вер­тикальные и горизонтальные перемещения центра тяжести лошади и соответственно перемещать свой центр тяжести путем подачи впе­ред или назад поясницы и уклона корпуса. Посадка только тогда становится красивой и ненапряженной, когда правильно уравновешенная лошадь сама способствует этому. Не слу­чайно прежние мастера сажали своих учеников на хорошо выез­женных школьных лошадей в пилярах, без стремян и поводьев. При этом не давалось другого наставления, кроме совета совершенно сво­бодно и прямо сидеть на лошади, свободно опустив ноги. Мягкое ощу­щение любого движения лошади и особенно пиаффе с самого начала обучения вырабатывало красивую посадку, доставляя ученику удо­вольствие от овладения этим искусством, и помогало установить на всю жизнь то, что составляет самое существенное при езде, — точное чувство лошади, то есть умение чувствовать движения лошади, пред­угадывать их и направлять ее силы. Положение корпуса перпендикулярное спине лошади — основа по­садки. Но иногда при управлении лошадью всаднику приходится делать большие физические усилия. В этом случае сохранить пра­вильность посадки дело нелегкое. Однако, как бы ни были велики усилия всадника, они не должны быть заметны зрителям, иначе ос­тается неприятное впечатление, что работает не лошадь, а всадник. Всадник же должен представлять собой одно целое с фигурой лоша­ди, не проявляя своего напряжения, и будет казаться, что лошадь под ним идет легко, как бы играючи. Конечно, чем меньше усилий при управлении требует лошадь, тем больше у всадника возможно­стей сохранить хорошую, элегантную посадку. Легче всего сохра­нять посадку, когда у лошади достаточно импульсивности. Чувство посадки вырабатывается путем постоянного улавливания движения ног лошади. Движения передних ног находятся в поле зрения всадника, поэтому чувствовать их движения не представляет большой труд­ности, ощущать же движения задних ног лошади удается далеко по­веем всадникам. Чтобы выработать в себе это чувство, всадник дол­жен изжить всякую напряженность в своей посадке и как бы войти в каданс движения лошади, предугадывая каждое движение ее зад­них ног и следя за передними. Лучшим средством развить в себе это чувство и научиться отдавать себе ежесекундный отчет в том, что делает в данный момент каждая нога лошади, считаются упражнения в откидывании животным задней части на месте и в движении. Следует считать целесообразным с первых же уроков прививать всад­нику наряду с правилами посадки и умение ощущать лошадь. На­сколько это важно, можно судить хотя бы по тем высоким результа­там, которых добился знаменитый наездник Джеймс Филлис, извест­ный английский дрессировщик и теоретик цирка, благодаря своему умению чувствовать лошадь, хотя посадка его оставляла желать луч­шего и была лишена присущей цирку парадности. Некоторые считают это чувство врожденной способностью человека. Джеймс Филлис пи­сал: «Книга этому не научит. Научит упорство в труде, опыт, а глав­ное любовь к делу».

И все же методика способна помочь этому делу соответствующими упражнениями. Опыт последних лет показывает, что чувство это может быть выработано у всадника путем его неослабного внимания и постоянного анализа движений лошади. Приходит оно, конечно, с большой практикой, но может быть значительно ускорено комплек­сом специальных упражнений.

Вот моменты при езде, которые обязательно должен чувствовать всадник:

1. Как работает у лошади рот (челюсти).

2. В каком темпе идет лошадь.

3. Движения и переступания передних ног лошади.

4. Движения задних ног лошади и подступания каждой из них.

5. Как изгибается лошадь в боку.

6. Под какую диагональ он облегчается.

7. Движения ног на галопе (очередность).

8. Моменты подвисания и опирания.

9. Границы возможности посыла лошади.

10. Степень импульсивности лошади.

Чувство повода — это ощущение рукой, держащей поводья, степень упора лошади на удила и равномерность его. Кроме этого всадник должен уметь создать продолжительность этого упора в нужной степени. Чувство это вырабатывается путем постоянного контакта пассивной и очень спокойной руки всадника со ртом лошади. Точность этого чувства ощущается рукой всадника гораздо легче при стойке лошади на месте, нежели в ее движении, так как в движении этот контакт легко может быть нарушен не только лошадью, но и неустойчивостью посадки самого всадника.

При малейшем нарушении контакта всадник должен отдавать себе отчет в том, кем нарушен этот контакт — им ли самим или лоша­дью, — и уметь мгновенно его восстанавливать набиранием повода или посылом шенкелей.

Учиться сохранять контакт всадник должен вначале на очень ко­ротких репризах. Если же этот контакт в силу каких-либо причин нарушен, то продолжать движение каким бы то ни было аллюром до восстановления контакта надо считать делом бесполезным. Чувство темпа вырабатывается путем ощущения движений лошади, лучше всего на рыси подсчетом «раз» в темп движения или подсче­том галопад на галопе.

Кроме количественного счета темпов всадник должен ощущать их четкость, то есть отрывистость, высоту, замедление и ускорение. Толь­ко чувство темпа позволяет всаднику предугадывать предстоящие толчки и согласовывать свою посадку с движениями лошади. Подсчет движений лошади должен войти в привычку всадника, осо­бенно при езде высшей школы. Чувство движения (переступание) передних конечностей лошади усваивается всадником обычно легко, так как этому помогает возможность видеть вынос соответствующего плеча лошади.

Первичным упражнением, приучающим всадника чувствовать движе­ние передних ног лошади, идущей рысью, является упражнение по облегчению под определенную ногу. Следующий этап — это вымахивание лошади, облегчение под правую ногу (если лошадь движется по манежу против часовой стрелки) и выход с места шагом или рысью с определенной ноги. Последнее упражнение требует умело­го управления и переноса тяжести передней части корпуса лошади поводом на противоположное выносу плечо. Все эти упражнения приучают всадника быть всегда внимательным к движениям перед­них ног.

Чувство движения передних ног лошади в совершенстве вырабаты­вается после усвоения всадником приемов диагонального воздействия. Поэтому этот прием полезно практиковать и в начале выездки и в начале обучения всадника.

Движения задних ног и подступания каждой из них являются одним из трудноуловимых моментов не только для молодых наездников, по часто и для вполне опытных всадников. Чувствовать это при выездке лошади необходимо, так как в значительной мере облегчает обучение лошади многим движениям.

Приучать себя к ощущению движений задних ног лошади надо на­чинать на вольтах, где левая нога больше подступает под корпус и это подступание передается всаднику понижением левого бедра. Усиление левого шенкеля в момент подъема задней ноги усиливает подступание. Если всадник не чувствует этого подступания, то ему следует наблюдать за односторонней с ней передней ногой. Момент наступания передней ноги на рыси соответствует подъему односто­ронней задней ноги.

Чем лучше подготовлена лошадь сгибаниями, тем заметнее подступание ноги благодаря понижению в этот момент ее бедра. Наиболее ощутимы балансирующие движения задней части корпуса лошади. Ощущать подступание левой задней ноги особенно необходимо на боковых движениях, галопе, перемене ног и пируэте на галопе. Впоследствии всадник должен различать подступание задней ноги от ее подъема, при котором бедро не понижается, а всадника бросает вперед.

Момент подвисания и упора необходимо чувствовать всаднику на всех аллюрах.

Моменты наступания на разных аллюрах ощутимы по-разному. Па-пример, на рыси сгибания путовых суставов меньше, само наступание жестче, поэтому и всадник ощущает более резкие толчки. Чтобы почувствовать эти моменты, всадник должен целиком сосре­доточить на них свое внимание. А так как времени между моментом подвисания и моментом наступания очень мало, то всаднику не сле­дует задаваться целью почувствовать оба эти момента одновременно, а научиться чувствовать их в отдельности. Так, например, за репри­зу всадник ставит своей целью уловить только моменты подвисания или, наоборот, только моменты наступания. Способность определять степень изгибания корпуса лошади приобретается на упражнениях: плие, вольты, восьмерка.

Умение в меру гнуть лошадь в боку и уклонять свой корпус во внутрь поворота вырабатывается переходами с большого круга на малый и наоборот. Более точная мера этого сгибания нужна на боковых дви­жениях.

 

ОЩУЩЕНИЕ РЕАКЦИИ ЛОШАДИ НА ПОСЫЛ

 

Вырабатывается в процессе всей выездки. У всадника создается ощущение, что от нажима шенкелей лошадь как бы выхо­дит из-под него и масса передней части корпуса лошади увеличива­ется.

Чувство посыла должно быть не только в движении, но и на мосте. Импульсивность лошади должна всегда поощряться всадником. Не менее важным следует считать умение всадника вызывать у ло­шади рефлекс внимания, без чего невозможно полное повиновение лошади. «Когда я на лошади, ее внимание поглощено только мною», — писал Джеймс Филлис. Есть лошади, которые ежеминутно отвлекаются, смотрят по сторо­нам и в эти моменты не реагируют на указания всадника. Отвлека­ясь, лошадь может повернуть в сторону голову, изогнуться в боку, ускорить или замедлить аллюр, и в этот момент происходит торможе­ние вызываемых всадником рефлексов. Поэтому урок выездки лошади должен целиком поглощать ее внимание, и с первых же занятий она должна различать два положения: «смирно» и «вольно». Рефлекс внимания лошади в начале выездки прививается лаской и приданием ее фигуре нужных положений. Рефлекс внимания стано­вится как бы второй натурой лошади, и мы наблюдаем, как даже ре­тивые жеребцы становятся послушными благодаря своему вниманию к указаниям всадника.

 

СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОШАДЬЮ

 

Всадник управляет лошадью поводом, шенкелями и ук­лонами корпуса. Для успешного управления лошадью нужно полное взаимодействие всех этих средств. Шенкелями всадник заставляет лошадь идти вперед и управляет ее задними ногами. Действие шен­келей при необходимости может быть усилено шпорами, служащими также средством для наказания лошади за проявленное сопротивление. Управление шенкелями состоит в одновременном и одинаковом на­жатии ими на бока лошади или в более сильном действии одного из них. Нажимать шенкелями следует у заднего края, подпруги. Рав­номерное и одновременное нажатие обоих шенкелей, вызывающее подведение задних ног лошади, способствует ее равновесию. Этот при­ем применяется для посыла лошади вперед, при остановке и при пе­реходе из большего аллюра в меньший и наоборот. Чтобы согнуть лошадь в боку, применяется раздельное действие шенкелей. При этом левый шенкель является осью сгибания, а пра­вый, действующий по отношению к левому несколько назад, направ­ляет движение задних конечностей по следу переда, а при поворотах на месте их удерживает. Нажатием одного какого-либо шенкеля зад­няя часть корпуса лошади откидывается в противоположную сторону, противоположный шенкель регулирует и останавливает это движе­ние.

Уклоны корпуса перемещают центр тяжести всадника, содействуя равновесию лошади. Уклоном корпуса всадник предупреждает все движения и восстанавливает утраченное равновесие при спотыкании лошади, на прыжке, при неожиданном резком движении лошади и т. д., регулирует и направляет полученное от шенкеля движение вперед.

Поводья являются средством управления передней частью корпуса лошади: они дают направление движения, замедляют или останав­ливают это движение и устанавливают правильное положение голо­вы и шеи.

Поводья давлением удил действуют на язык, на беззубый край ниж­ней челюсти и на углы рта лошади; непосредственное же давление поводьев осуществляется на шею лошади. Поводья должны быть натянуты настолько, чтобы всадник постоян­но чувствовал легкий упор рта лошади.

При движении лошади прямо поводья должны действовать ровно. На поворотах, когда лошадь надо направить в другую сторону, левый повод указывает направление движения, а правый повод выдерж­кой и нажимом на шею регулирует движение передней части корпуса лошади.

 

ПЕРВЫЕ УРОКИ ЛОШАДИ ПОД ВСАДНИКОМ

 

Злая или упрямая лошадь при посадке на нее может подняться на дыбы или стараться ударить человека передней ногой. Но есть лошади хоть и незлые, но нервные и возбудимые. Они не сто­ят на месте, могут осадить назад, броситься вперед, в стороны. В та­ких случаях Филлис советует садиться следующим образом: взяв левый трензельный повод в левую руку, этой же рукой взяться за гриву приблизительно около середины шеи лошади. Правой рукой взяться за переднюю луку седла, имея в ней и правый трензельный повод. Поводья лишь слегка натянуты. Затем повернуться к левому плечу лошади. Если лошадь осаживает, ее тушируют хлыстом слег­ка по крупу и подают вперед, повторяя это до тех пор, пока она не будет стоять спокойно. Если лошадь двигается вперед, ее ставят вновь на место, натянув поводья. Если лошадь бросится влево, ле­вым поводом поворачивают ей голову влево, чтобы заставить отки­нуть задние ноги вправо. Если лошадь бросится вправо, правым по­водом поворачивают в ту же сторону и ее голову, чтобы заставить задние ноги откинуть влево. Можно при посадке в целях страховки поручить помощнику взять лошадь за лонжу и при необходимости тушировать лошадь. Сев на лошадь первый раз, довольствуйтесь лишь тем, чтобы она прямо двигалась вперед. В первое время управлять следует только трензельными поводьями. Употребления шпор нужно безусловно избегать. Затем делают несколько кругов по манежу в обе стороны, давая лошади возможность свободно двигаться. На по­следующих занятиях, если лошадь несет голову слишком низко, можно ее поднять очень легкими движениями трензельных поводьев снизу вверх; если же она задирает голову, дают ей почувствовать мундштук, но лишь настолько, чтобы не задержать ее движения впе­ред. Если лошадь остановится от действия мундштука, следует от­дать повод совсем и нажать шенкелями позади подпруг. В этом случае шенкель заменяет хлыст. В начальной стадии работы прежде всего надо настаивать на движении лошади вперед — это главное, че­го необходимо добиваться на первых уроках. Двигаясь таким образом вперед по манежу, надо осторожно, испод­воль требовать от лошади правильного положения головы, не задер­живая ее. Как только лошадь хоть немного сдаст на повод и сразу же его вновь возьмет, следует немедленно ее остановить и слезть. Затем, сделав несколько сгибаний в руках, наградить лошадь морковью или кусочком хлеба, после чего поставить в конюшню. Повторяем, что требовать от лошади сразу многого нельзя, это ее сбивает, а ее «непонимание» можно при этом принять за сопро­тивление.

 

 

Категория: Литература. | Добавил: Lany (24.12.2007)
Просмотров: 1285 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Большой конный мир. [12]
Ветеринария. [6]
Полезное. [11]
Литература. [116]
Подсказки начинающим. [3]
Разное. [0]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
www.filly.msk.ru Сайт посвящённый НХ
www.raiter.flyboard.ru Конно-тематический форум Raiter
www.prokoni.ru Сайт любителей лошадей
Лошади и конный спортRambler's Top100
Эквихелп - общество помощи лошадямGoGo.ru 
 
 
 
  
Gogo.Ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
500
Наш опрос
Чем вы занимаетесь с лошадью?
Всего ответов: 304
Copyright MyCorp © 2024