При накладывании на молодую лошадь седла в первый раз нужно быть весьма осторожным, чтобы ее не напугать. Лучше всего седловку производить вдвоем. Во время седловки для отвлечения внимания лошади ее следует подкармливать овсом, хлебом, морковью. Подпруги подтягивают лишь настолько, чтобы они слегка придерживали седло. Поводья пропускают под подбородный ремень, чтобы они не болтались и лошадь не могла на них наступить; стремена поднимают по путлищу вверх. Пристегнув лонжу к внутреннему кольцу трензеля и носовому ремню капсуля (одновременно), дают указание помощнику обвести лошадь шагом по писте один-два круга, а затем выпускают ее. Большинство молодых лошадей в первые минуты скачут «сломя голову» и, ничем не сдерживаемые, могут упасть и ушибиться. Для предотвращения этого следует укреплять лонжу на голове лошади по способу «лонжа-фикс». В этом случае конец лонжи пропускают через внутреннее кольцо трензеля, перекидывают через затылок на другую сторону и пристегивают к наружному кольцу трензеля. Передние ноги молодой лошади для предохранения от травм бинтуют трикотажным или фланелевым бинтом на вату или ватник. Погоняв лошадь около пяти минут в одну сторону, оставляют шамбарьер, голосом успокаивают ее и, постепенно укорачивая лонжу, подходят к ней, оглаживают и, пристегнув лонжу за другое трензельное кольцо, пускают ее в обратную сторону. Можно перевести лошадь на другую сторону, не вводя ее в центр манежа (на капцунге). Если лошадь пойдет галопом (но не карьером), задерживать ее движение не следует.
Первые два-три урока можно предоставить лошади возможность идти любым аллюром (кроме карьера), лишь бы ее движения были энергичными. Следующие уроки ведут рысью или шагом.
ОТРАБОТКА ПРАВИЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ
Добиться ровной рыси довольно просто: уже на третьем или четвертом уроке всякая лошадь, выполнит это упражнение.
Допустим, что лошадь идет налево. Дрессировщик, находясь в центре манежа, держится на уровне плеча лошади лицом к ней, как бы замыкая ее между лонжей, указывающей путь вперед от себя (в левой руке), и шамбарьером (в правой руке). Чтобы заставить лошадь тронуться рысью, по команде, можно прищелкнуть языком, слегка тронув шамберьером по задним ногам между скакательным суставом и путом или только перенести шамбарьер назад.
При дальнейшей работе этот прием приносит большую пользу. Часто лошадь бросается вперед галопом, тогда ее ход умеряют колебанием лонжи (легким натягиванием, если лонжа зафиксирована как лонжа-фикс) и успокаивают голосом. Лонжа никогда не должна быть сильно натянута; лошадь должна чувствовать лишь ее тяжесть или же колебание, которое производит рука дрессировщика. Если каждый раз, когда колебанием лонжи желают умерить ход лошади (перевести с галопа на рысь), говорить коротко и громко: «Рысью!», лошадь скоро поймет, чего от нее хотят, и привыкнет повиноваться даже одному голосу.
Когда добились спокойной рыси в продолжение целой репризы, переводят лошадь в шаг тем же легким колебанием лонжи, говоря при этом более спокойно и протяжно—«Шагом!». По команде «Галопом!» шамбарьер переносится назад. Если лошадь по этой команде поднялась в галоп не с той ноги, это называется «фальшь» (вынос вперед наружных ног). В этом случае необходимо лошадь приостановить, занести шамбарьер вперед и, придержав лонжу, когда лошадь изменила вынос ног и пошла правильным галопом, шамбарьер перенести против гурты; лонжа при этом слабо натянута. В продолжение урока на лонже следует заставлять лошадь двигаться поочередно по первой, второй и третьей листе. В дальнейшем можно оставить лонжу и руководить лошадью только шамбарьером и голосом.
Такая работа рекомендуется как лучшее средство дать лошади успокоиться. Лошадь горячая или игривая теряет при этом излишнюю энергию и становится более внимательной и послушной. Ленивую лошадь можно таким способом заставить энергичнее двигаться вперед. При этом у лошади сама собой вырабатывается привычка идти без посторонней Поддержки. Упряжная лошадь упирается в хомут, верховую поддерживает всадник, а на лонже она должна держаться сама. Это упражнение очень полезно даже для старых лошадей, так как действует успокаивающе, к тому же вырабатывает у них гибкость, ловкость и уверенность аллюров. При поддержке энергичной рыси в продолжение всей репризы (пять минут в одну сторону и пять минут в обратную) у лошади развивается дыхание. Наконец, лошадь получает необходимый моцион, которого она была бы лишена, так как первые уроки под седлом ведутся шагом. Затем обучают лошадь идти к дрессировщику по его зову. Для этого по команде «Ко мне!» дрессировщик приостанавливает ход лошади; плавно укорачивает лонжу, притягивает лошадь к себе, отступая в то же время назад настолько медленно, чтобы лошадь с каждым шагом приближалась к дрессировщику. Шамбарьер убирается за спину. Когда лошадь подойдет на длину вытянутой руки, ее останавливают, оглаживают по шее, успокаивают голосом и дают морковку или кусочек хлеба. Следует избегать малейшего движения корпусом вперед, так как лошадь может броситься назад и сразу сделается недоверчивой. Если лошадь не напугать в то время, когда она подходит к дрессировщику, то ласка, угощение и успокаивающий тон голоса покажут ей, что опасаться нечего. Она скоро станет доверчивее и охотно будет подходить к человеку не только вдоль барьера, но и к центру манежа. Однако лошадь должна это делать лишь по требованию дрессировщика.
После нескольких уроков на лонже следует перейти к работе с помощью развязки.
РАБОТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВЯЗКИ (АРНИРА), НА ЛОНЖЕ ИЛИ БЕЗ НЕЕ
Работа эта очень полезна, она развивает и совершенствует гибкость лошади и свободу ее движений, дисциплинирует, но требует осторожности со стороны дрессировщика и главное — отсутствие поспешности. Неумелым, грубым применением развязки можно вконец испортить лошадь. Кроме того, не все молодые лошади могут работать с арниром. Однако из арсенала дрессировщика резиновый ар-пир исключить ни в коем случае нельзя. Огромное преимущество арнира заключается в том, что дрессировщик видит лошадь со стороны, может заметить малейшие погрешности аллюра, положения головы. Применение арнира полезно при работе не только с молодой лошадью, но и с лошадью, уже выезженной для исправления неправильных движений. Работу под развязным троком с помощью лонжи практикуют: для слабых лошадей, для излишне упирающихся в один из поводьев, для отказывающихся идти правильным галопом с одной из ног, для идущих за поводом и через повод и для лошадей излишне горячих. Исправление недостатков работой при помощи развязки: если лошадь ложится на один из поводьев, например на правый, то она обыкновенно поворачивает голову налево, сваливая затылок вправо, то есть избегает упора на левый повод. Причина — излишняя чувствительность десны с одной стороны челюсти. Избегая упора на удило этой десной, лошадь сильнее упирается на противоположную сторону.
Для исправления этого недостатка (убедившись в отсутствии на десне болезненного процесса) следует укоротить развязку не с той стороны, с какой лошадь ложится на повод, а с той, с которой она его избегает. Если лошадь возьмет с этой стороны повод, то возьмет и правильный упор на удило, обеспечивая правильный постав головы и шеи.
Лошадей, не берущих повод (идущих за поводом), надо развязать несколько больше и, двигаясь прибавленной рысью и галопом, добиться, чтобы лошадь взяла повод. Лошадь, избегающую идти галопом с какой-либо ноги, например с левой, короче развязывают на ту сторону, с какой она не хочет идти, и посылают вперед.
РАБОТА ЛОШАДИ НА КЛАВИШАХ (ТРАББАРЬЕРЫ-КАВАЛЕТТИ)
Систематическая работа лошади на невысоких барьерах (кавалетти) имеет огромное значение при дрессировке. В основном она преследует развитие мускулатуры лошади. Ее заставляют выполнять определенные контролируемые и регулируемые по высоте и ширине движения; поднимать ноги выше, чем обычно, и тверже ставить их на землю. Одновременно такая работа полезна для всего организма животного, она ведет к улучшению аллюров лошади, особенно рыси, придавая им красоту и легкость; совершенствуется ритм и соразмерность движений; помогает лошади расслабить мускулатуру и устранить скованность, в особенности у лошадей с неправильными, испорченными аллюрами; является также хорошим подготовительным упражнением к пассажу и пиаффе. На клавишах лошадь можно тренировать на лонже, «на свободе» и под всадником. Вначале (после разминки) лошадь заставляют перешагивать через препятствия, то есть через лежащие на земле жерди (приблизительно 4—5, расстояние между ними 70—90 см). Затем через три-четыре урока высоту жердей увеличивают до 15—20 см, вначале поднимают две средние жерди и в дальнейшем остальные. При переходе на рысь расстояние между жердями увеличивают до 130—140 см, а в конце периода занятий, особенно если применяют работу на клавишах как подготовку к выполнению элементов высшей школы, сокращают до 100—110 см (в зависимости от габаритов лошади и ее способностей). Высоту же можно постепенно доводить до 35 см.
Работая на клавишах с лошадью на свободе, надо, чтобы она была на свободном арнире (развязке), обеспечивающем низкое положение ее головы, для чего арнирные поводья прикрепляют как можно ниже, примерно на уровне пряжек подпруг. Спокойных лошадей можно сразу пускать на «свободе». Нервных и горячих — сначала на лонже.
При переходе к работе лошади на клавишах под всадником следует вначале вернуться к жердям, лежащим на земле, поднимая их в дальнейшем.
Для всадника целесообразность работы на клавишах ничуть не меньше, чем для лошади, она ведет к снятию натянутости и напряжения в посадке всадника, делает ее гибкой и непринужденной, помогает всаднику «чувствовать» лошадь и следовать своим телом за се движениями. Работая на клавишах, всаднику следует:
1. Расслабиться.
2. Удерживать лошадь в прямом направлении.
3. Держать руки с поводьями как можно ниже, не мешая лошади опустить голову.
4. Шенкелями побуждать лошадь к движению вперед.
5. Слегка уклонить свой корпус вперед.
6. Временами бросать стремена.
Глава 3. РАБОТА ЛОШАДИ «В РУКАХ» (БЕЗ ВСАДНИКА)
Сущность этой работы заключается в том, чтобы сгибанием позвоночника в вертикальной и горизонтальной плоскостях подготовить лошадь к работе под всадником, научить элементарному пониманию основных приемов управления и приучить ее двигаться вперед с подведенными задними ногами и правильным положением шеи и головы. Работой в руках достигается:
1. Ознакомление лошади с действием поводьев и подготовка ее к пониманию действий шенкелей.
2. Приучение лошади двигаться от действия шенкелей (туширование хлыстом).
3. Развитие способности лошади двигаться вперед, не упираясь в челюсти и в затылок при подведенной задней части корпуса и правильно поставленной шее.
4. Отработка мягкости движений затылка и челюсти.
5. Свобода движений передних ног лошади, гибкость ее в боках и в суставах задних конечностей.
Работа «в руках» ведется в следующей последовательности: сначала отрабатывают прямые сгибания шеи и головы в вертикальной плоскости (работа по прямому направлению на цирковом манеже носит несколько условный характер, так как, двигаясь вдоль барьера, лошадь чуть изгибается), затем боковые сгибания, также вдоль барьера «в руках». При работе в руках прямыми сгибаниями вырабатывают:
1. Чувствительность рта лошади (рот должен реагировать на требования повода «сдаванием» нижней челюсти).
2. Развитие способности самоуравновешиваться с наименьшей затратой сил.
ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД «В РУКАХ»
Лошадь ставят вдоль барьера, например для движения налево. Мундштучные поводья забрасывают лошади на шею, конец трензельных поводьев — в левой руке дрессировщика. В эту же руку берут и хлыст, опуская его концом вниз, вдоль левой ноги. Правой рукой держат трензельные поводья у подбородка лошади, пропуская указательный палец между поводьями (рис. 19). Затем делают несколько шагов вперед.
Если лошадь следует за дрессировщиком, ее оглаживают, если упирается, то, подав левую руку назад, осторожно тушируют ее хлыстом у подпруги. Если этого недостаточно, туше повторяют. Обыкновенно туширования бывает вполне достаточно. Иногда лошадь оказывает сопротивление; для того чтобы заставить двигаться, дрессировщик вынужден слегка ударить ее по задним ногам. При этом необходимо принять во внимание, что молодая лошадь не всегда понимает, чего от нее требуют, ей еще незнакомы средства наказания, которыми располагает дрессировщик; она не боится наказания и плохо понимает ласку (поощрение). Вот почему в таких случаях дрессировщику надо быть терпеливым, добиваясь понимания лошадью ласки и наказания, так как вся дальнейшая работа основана именно на этих двух приемах: поощрение и наказание. Если лошадь спокойна и не очень «впечатлительная», она двигается вперед довольно спокойно. Но часто лошадь на удар хлыста отвечает резким движением и может даже подняться на дыбы, начать «козлить» или быстро осаживать. Если лошадь козлит, дрессировщик правой рукой с поводьями поднимает ей голову, чтобы передать центр тяжести к задним ногам. Держаться при этом дрессировщику следует у плеча лошади, избегая удара ее передней ноги. С поднятой головой лошадь не может «козлить». Поднятие на дыбы гораздо опаснее. Если это случилось, то правая рука немедленно бросает поводья и дрессировщик должен, удерживая конец поводьев в левой руке, повернуться лицом к лошади, вытянув левую руку. При таком положении лошадь не может достать дрессировщика. Когда лошадь опустилась, к ней нужно осторожно подойти, стараясь скрыть хлыст.
При вторичном подъеме лошади на дыбы следует сильно натянуть поводья, но без «пука». После того как лошадь несколько раз поднимется, не достигнув цели, она может броситься в сторону, но положение, в котором она находится, позволяет ей броситься только влево, то есть внутрь манежа. В этом случае удар хлыстом по боку и нажим повода быстро поставят ее на место. Любые занятия по дрессировке никогда нельзя заканчивать во время сопротивления лошади. Необходимо снова с помощью тех же средств настаивать на выполнении лошадью требования дрессировщика, в данном случае на движении лошади вперед, и не прекращать работу до тех пор, пока она не уступит окончательно. Если лошадь идет хорошо налево, повторяют то же и направо. Затем постепенно приучают лошадь двигаться вперед лишь по щелчку языка. Без этого дальнейшая работа будет затруднительна. Достигается это так: щелкнув языком, дрессировщик делает несколько больших шагов вперед, если лошадь сразу же двинется вперед, он ее оглаживает. В противном случае лошадь следует послать вперед хлыстом, нанося им легкий удар по боку лошади у подпруг. Повторяя это упражнение несколько раз в каждую, сторону, легко добиться желаемого.
ПРИУЧЕНИЕ ЛОШАДИ К ШЕНКЕЛЮ
Начинать каждый урок следует с повторения пройденного, после чего можно постепенно предъявлять лошади и новые требования.
Раз лошадь идет спокойно шагом и слегка сдает при этом на повод, необходимо ее приучать к повиновению шенкелю. Эту работу следует начинать в руках.
Встав перед лошадью, дрессировщик берет левой рукой трензельные поводья около рта лошади и слегка поднимает ей голову. Правой рукой с хлыстом туширует ее слегка с левой стороны у подпруг, где должен лежать шенкель, и одновременно подает голову лошади влево, чтобы облегчить ей откидывание задней части туловища вправо. Здесь всадник применяет так называемое боковое воздействие, так как и повод и шенкель (хлыст) действуют с одной и той же стороны.
Дальнейшая выездка производится диагональными средствами управления, то есть повод действует с противоположной стороны той, с которой действует шенкель. Это основной принцип правильной выездки. Если лошадь при этом сделала задними ногами два или три шага вправо (влево), значит она уступила дрессировщику, ее следует огладить; если же она на туширование отвечает ударом задней ноги, нужно поднять ей голову и тем самым перенести ее центр тяжести назад и потребовать от нее выполнения вторично. Проделав это упражнение пять-шесть раз направо и налево, лошадь будет легко уступать в обе стороны на несколько шагов. Нужно довольствоваться лишь несколькими шагами, но чаще возобновлять упражнение, оглаживая каждый раз за послушание. Вновь подчеркиваем, что одобрение (сглаживание или дача лакомства) должно следовать немедленно за выполнением лошадью требования дрессировщика, точно так же как наказание — за сопротивление (но не за непонимание). Когда лошадь легко уступает тушированию на обе стороны, голову ее можно удерживать прямо, чтобы она повиновалась лишь действию хлыста. Эта работа приучает лошадь переносить и припоминать действие шенкелей. Кроме того, это упражнение необходимо для перехода к боковым сгибаниям.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ К ПРЯМЫМ СГИБАНИЯМ ШЕИ И ГОЛОВЫ ЛОШАДИ
Находясь у левого плеча лошади, стоящей налево по барьеру, правой рукой берут оба мундштучных повода на расстоянии 15—20 см от удил, а левой — оба трензельных повода впереди головы лошади (рис. 20). Конец трензельных поводьев и хлыст удерживают в левой руке. Затем левой же рукой подымают вперед голову и шею лошади, а правой, действуя на мундштук, заставляют шею согнуться в затылке, а рот уступить (то есть разжаться и отжевать). Обе руки действуют с одинаковой силой. Левая рука действует не только вперед, но и снизу вверх. Ее задача— не только не давать лошади оттягиваться, но и заставлять лошадь подымать голову и шею, в то время как мундштук производит сгибание. Если трензельными поводьями действовать только вперед, то в тот момент, когда мундштук произведет сгибание, лошадь сможет опустить голову и тогда произойдет понижение шеи, чего следует избегать во все время работы в руках. Если лошадь оттягивается назад или осаживает, усильте действие трензельных поводьев; если лошадь упирается в затылке и не хочет сдать на повод, усильте действие мундштучных поводьев. Ни в коем случае не следует тянуть мундштучные поводья безостановочно, а лучше производить ряд легких и коротких нажимов. Нажимы должны быть настолько короткие, чтобы они не производили на рот лошади впечатление «пуков», и не настолько продолжительные, чтобы у нее могло появиться желание упереться на повод. Как только лошадь хоть немного уступила дрессировщику, следует отдать поводья и огладить лошадь, затем снова возобновить работу, но уже настаивая на большей уступке, затем снова отдать повод, огладить и т. д. Нельзя при этой работе быть чрезмерно требовательным. Успех будет несомненный и быстрый только при осторожном и ограниченном предъявлении требований. Требования должны возрастать лишь по мере достижения определенного успеха, а не для преодоления сопротивления лошади. Необходимо требовать, чтобы лошадь сдала (согнула) не только в шее, но и уступила ртом, то есть отжевала удило. Без этого работа не может считаться оконченной.
-----------------------------7d72f843c01f0
Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename=""
Content-Type: application/octet-stream
|