Рысь. В фазе опирания и переноса при этом аллюре по очереди находятся диагональные пары ног, причем опирающаяся пара при ускорении рыси отрывается от земли раньше, чем опускаются ноги противоположной диагонали, вследствие чего тело лошади какой-то момент находится в воздухе (рис. 6). Чем быстрее рысь, тем продолжительнее время подвисания. На очень укороченной рыси момента свободного подвисания нет. В этом случае отводимая вперед диагональная пара ступает несколько раньше, чем опирающиеся ноги оттолкнутся; тогда, наоборот, лошадь на одно мгновение опирается на все четыре ноги. Колебания позвоночника происходят в горизонтальной плоскости, но они выражены значительно меньше, чем на шаге.
В зависимости от скорости перестановки ног и захвата ими пространства рысь разделяют на обыкновенную, или среднюю, удлиненную, или прибавленную, сокращенную, или укороченную. Обыкновенная (средняя) рысь. На этой рыси лошадь должна энергично, но в то же время без видимых усилий, легко и четко двигаться вперед в естественном (среднем) равновесии. Ясно заметно сгибание в суставах энергично работающих задних конечностей. Следы задних ног ложатся на границе передних и на одной линии с ними. Голова лошади слегка выходит вперед от линии вертикали. Для цирковой лошади желателен эффектный высокий подъем передних вытянутых конечностей, что в сочетании с плавностью и эластичностью движений передних ног создает эффектное впечатление парадности рыси.
Удлиненная (прибавленная) рысь характеризуется более широкими движениями при сохранении достаточной подвижности задних конечностей, энергичная работа которых является одним из основных требований к этому аллюру.
На прибавленной рыси шея лошади вытягивается, плечи больше выносятся вперед, фаза подвисания тела лошади в воздухе заметно выражена. Сокращенная (укороченная) рысь. Длина шага лошади на этой рыси значительно укорачивается, движения становятся энергичнее, шея округляется, голова принимает положение, близкое к вертикальной линии. Следы задних ног ложатся позади следов передних. На очень сокращенной рыси отсутствует момент подвисания.
Рис.7
Галоп. На галопе наблюдается трехтактное опирание и подвисание. На очень сокращенном галопе подвисание отсутствует (рис. 7,8). Галоп бывает с правой и с левой ноги. При галопе с правой ноги лошадь в первый такт опирается на левую заднюю ногу, переносит на нее всю тяжесть корпуса и отталкивается ею вверх и вперед. Во второй такт она подставляет одновременно левую переднюю и правую заднюю ноги, а в третий — принимает весь корпус на правую переднюю ногу. При галопе с левой ноги опирание ног происходит в следующей последовательности: правая задняя — правая диагональ (правая передняя и левая задняя) — левая передняя. Движение, при котором лошадь на галопе не выносит вперед одновременно ноги одной и той же стороны, то есть передней ногой идет с одной стороны, например галопом с левой, а задней — с другой (с правой), является неправильным, в таких случаях говорят, что лошадь крестит.
Работа каждой диагонали лошади значительно отличается одна от другой. Считают, что при галопе с правой ноги наибольшее напряжение испытывает левая задняя нога и правая передняя, которые принимают на себя всю тяжесть падающего тела лошади. Особенно это наблюдается у цирковой лошади, бегущей по кругу манежа диаметром 13,5 м и преодолевающей центробежную силу, вследствие чего происходит значительное прогибание путовых суставов этих ног. При галопе с левой ноги происходит обратное и наибольшее утомление испытывают правая задняя и левая передняя. При правильном галопе под всадником задние ноги лошади подводятся под ее корпус, опорная нога при этом находится в фазе сгибания. Во время галопа слышны три удара копыт о почву: первый удар соответствует опусканию на землю задней отталкивающейся ноги, второй происходит в момент соприкосновения с землей диагональной пары ног (он наиболее сильный) и третий происходит при наступании передней ведущей ноги. Пауза между вторым и третьим ударами более продолжительна, чем между первым и вторым.
Шея лошади на галопе опускается в вертикальной плоскости в момент опирания ведущей передней ноги и поднимается после того, как на землю опускается диагональная задняя нога. Эти чередующиеся движения шеи облегчают работу поясницы лошади, нагрузка на которую при галопе особенно велика.
Горизонтальные колебания позвоночника на галопе, в отличие от колебаний на шаге и рыси, несимметричны. После опирания ведущей передней ноги голова лошади отклоняется в сторону противоположной ноги, что способствует натяжению мышц, заставляющих двигаться вперед ведущую диагональ (тонические рефлексы). Затем голова лошади идет к средней линии, и шея принимает прямолинейное положение. При галопе налево позвоночник лошади принимает форму буквы «5», а при галопе направо — обратную форму. Следовательно, тело лошади на галопе всегда несколько изогнуто. По скорости движения и положению тела лошади различают средний галоп, прибавленный (полевой), сокращенный (манежный) и скаковой (карьер).
Средний галоп. При движении средним галопом лошадь находится в среднем равновесии, двигаясь свободно и непринужденно. Голова несколько впереди линии вертикали. Прибавленный галоп характеризуется явно выраженным подвисанием тела лошади в свободном полете в воздухе между третьим и первым тактами. Ширина шага увеличивается до 4,5 м, шея вытягивается, лицевая часть головы также несколько вытягивается вперед. Скорость движения увеличивается за счет увеличения амплитуды шага, а не за счет частоты перебора ногами. На сокращенном галопе увеличивается сбор лошади: активизируются движения конечностей, задние ноги больше подводятся под туловище, заметно увеличивается степень сгибания опорной задней ноги. Устойчивость лошади на движениях уменьшается. При максимально сокращенном галопе лошадь может перейти на четырехтактное опирание, при котором порядок постановки ног следующий: галоп справа — первый удар задней левой, второй — задней правой, третий — передней левой, четвертый — передней правой. Чередование ударов довольно равномерное. Сокращенный галоп можно довести до галопа на месте и двигаясь назад. При этом замедленном ритме лошадь отбивает такты галопа, совсем не продвигаясь вперед и даже подаваясь назад. Движение лошади таким галопом является верхом совершенства дрессировки цирковой лошади.
Иноходь — способ передвижения, при котором происходит одностороннее опирание ног в два такта (рис. 9). Благодаря большой частоте шага иноходь по сравнению с рысью является более быстрым аллюром.
Часть III ОСНОВНАЯ ВЫЕЗДКА ВЕРХОВОЙ ЛОШАДИ
Главная цель основной выездки — подготовить лошадь к выполнению любых номеров конного цирка и особенно элементов высшей школы верховой езды или, другими словами, правильно уравновесить ее под тяжестью всадника, укрепить и развить ее мускулатуру, нервную систему, дыхание и сердце, сделать лошадь гибкой и подвижной, выработать у нее необходимые условные рефлексы и добиться полного повиновения ее человеку. В результате основной выездки лошадь должна совершенна свободно ходить под всадником тремя основными аллюрами (шаг, рысь, галоп), плавно и мягко переходить из одного аллюра в другой с правильным положением головы и подведенной задней частью корпуса, исполнять повороты, заезды, вольты, осаживания, преодолевать небольшие препятствия, спокойно и правильно стоять в стойке, хорошо держать повод, спокойно относиться к освещению, оркестровой музыке различным посторонним звукам, зрителям.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПРИУЧЕНИЕ МОЛОДОЙ ЛОШАДИ
В цирковые конюшни молодые лошади (трех-четырех лет) могут поступать непосредственно с конных заводов, не заезженные (только оповоженные) или прошедшие заводской тренинг и с ипподромов после сезона скаковых испытаний. Не заезженные (табунные) молодые лошади поступают в цирк редко, и в этом случае их следует прежде всего приучить к людям, конюшенному содержанию, корму, уходу, манежу и т. д.
Каким должен быть тренер-дрессировщик. На одном из совещаний М. И. Калинин характеризовал труд животновода не как ремесло, а как искусство, что полностью можно отнести к работе дрессировщика.
Дрессировщик обязательно должен быть человеком сильного характера, разумно настойчивым, терпеливым, наблюдательным, обладать спокойствием в самых сложных ситуациях работы с лошадьми. Иметь большую физическую силу дрессировщику не обязательно, так как борьба между дрессировщиком и лошадью не выгодна ни той, ни другой стороне. Однако некоторая физическая сила требуется для того, чтобы справиться со строгими от природы или испорченными предыдущей работой лошадьми. В конечном же счете успех в дрессировке решается прежде всего мягким обращением, а не силой. Глубокие знания биологических особенностей лошади помогут дрессировщику правильно использовать в своей работе так называемые анализаторы лошади: слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный; рационально организовать уход, содержание, кормление порученной ему группы лошадей. Конечно, дрессировщик — это в первую очередь работник культуры, искусства, отсюда требование к нему — быть артистичным, иметь художественный кругозор и вкус, уметь компоновать и разнообразить номера своей программы, органически соединяя безупречную но чистоте классическую выездку лошадей с художественными средствами цирковой выразительности, что при обязательном условии преданности и любви к лошадям, к конному жанру приведет к настоящему творческому успеху.
Первое знакомство с лошадью. Если молодая лошадь прибыла в цирковую конюшню по железной дороге и от места выгрузки до конюшни прошла небольшое расстояние (не успела размяться), ее следует перед помещением в конюшню хорошо выводить. Желательно проводку летом организовать на открытом воздухе. Водить нужно около часа, затем в конюшне зачистить ее, растереть ноги, забинтовать сухим трикотажным бинтом, накрыть попоной и дать сена, а через час напоить и дать овес или, лучше, кашу маш.
На следующий день надеть на нее уздечку и вывести в манеж. Водить следует, если позволяет загруженность манежа, около часа в течение двух-трех дней. Во время проводок тренер-дрессировщик может многое подметить как в сложении лошади, в ее движениях, так и некоторые стороны ее характера и темперамента. Однако впечатление, вынесенное из этих наблюдений, не должно быть решающим, тут легко можно впасть в ошибку: игривость можно принять за каприз, доброту — за леность, неловкость движений — за слабость и т. д.
Одним словом, надо наблюдать, изучать лошадь эти три дня, но не спешить произносить свое решающее слово. Не следует забывать, что приведенная молодая лошадь — сырой материал, из которого тренеру-дрессировщику самому предстоит создать своего партнера-друга.
Рекомендуется тренеру-дрессировщику по несколько раз в день заходить в денник к лошади, оглаживать ее, похлопывать по шее и крупу. Говорить ей слова мягкие по интонации, приучать брать с руки кусочки хлеба, моркови. Сахар давать не рекомендуется, так как лошадь после него лижет стенки и выступы в деннике, что иногда приводит к прикуске. Расчесывать ей прядями гриву, почесывать за ухом, одним словом, делать все то, что приятно лошади. Глаза у нее становятся добрыми, уши «сторожат», она как бы вслушивается и внюхивается в человека.
ПРАВИЛА ВЫЕЗДКИ
Выездка молодой лошади состоит из работы на лонже (корде), с арниром и без него, работы в руках (без всадника) и работы под всадником. Большое значение имеет систематичность занятий. Ежедневная работа молодой лошади не должна быть слишком утомительна (в первое время не более полутора-двух часов). Лошадь продолжает расти и крепнуть, поэтому ни в коем случае нельзя предъявлять к ней непосильных требований. Если лошадь в работе становится вялой, следует сейчас же прекратить или уменьшить работу, а если лошадь продолжает оставаться вялой и отказывается от корма, то необходимо срочно обратиться к ветеринарному врачу.
Не следует сразу выезжать не бывшую под седлом молодую лошадь под всадником без предварительной подготовки, то есть требовать от нее двойную работу, обременяя ее тяжестью всадника, и не научив ее предварительно способам, при помощи которых она могла бы сохранить свое естественное равновесие, и, не ознакомив ее с условными знаками (средствами управления—раздражителями), с которыми всадник выражает ей свои требования. Лошадь даже «поняв» (выработав условные рефлексы) эти условные знаки (раздражители), но не будучи предварительно подготовлена соответствующей тренировкой, не в состоянии легко исполнить требование всадника и при малейшей неосторожности или форсировании выездки сопротивляется всеми силами и становится нервной. Большинство молодых лошадей под всадником даже на шагу идут с перенесением значительной части своего веса на передние ноги. Движение более быстрыми аллюрами, без предварительного понятия о равновесии, еще более заставляет молодых лошадей переносить тяжесть своего тела на передние ноги и этим преждевременно их разрушает.
Нельзя одними переходами в прибавленный аллюр или увеличением реприз уравновесить лошадь. Побуждение вперед, конечно, необходимо, так как получаемый размах, инерция движения наполовину облегчают работу, но только в том случае, если лошадь уже умеет до известной степени распределить свою тяжесть сообразно выполняемому упражнению. Таким образом, можно рекомендовать следующее:
1. Не садиться на лошадь, не дав ей понятия о равновесии работой с помощью лонжи, с развязкой и без нее и на клавишах (траб-барьеры, кавалетти).
2. Добиваться равновесия в постоянном побуждении лошади двигаться вперед.
3. Не требовать вначале от лошади под всадником упражнений, с которыми она не будет ознакомлена предварительно без всадника (работой в руках).
Ниже дано описание работы при помощи лонжи, с развязкой (арниром) и под всадником, применительно к молодой лошади, не бывшей под седлом. Естественно, что с лошадьми, прошедшими заводской тренинг или скакавшими, нет нужды длительное время работать при помощи лонжи и развязки. Эту работу можно сократить, но исключать из выездки не следует ни в коем случае (особенно при работе скакавших на ипподроме лошадей).
Глава 2. РАБОТА С ПОМОЩЬЮ ЛОНЖИ
ПРИЕМЫ РАБОТЫ
При подготовке молодой лошади большое значение имеет работа с помощью лонжи и развязки. Ее основные приемы следующие:
1. Движение руки вперед в направлении движения лошади побуждает ее прибавить ход.
2. Легкое колебание лонжи убавляет или останавливает ход лошади.
3. Движение руки от себя, снизу вверх, заставляет лошадь расширить круг, а движение к себе уменьшить его и идти передней частью корпуса более или менее внутрь круга.
4. Легкое движение вперед и вверх употребляют тогда, когда замечают, что лошадь начинает сильно ложиться на удило. Не следует вначале чрезмерно укорачивать развязные поводья, а нужно подбирать лошадь, насколько допускает естественная пристановка ее головы и насколько это необходимо, чтобы лошадь с наименьшим напряжением уступила (в затылке) действию повода на ее рот.
Когда лошадь равномерно, послушно ходит на развязке шагом и средней рысью, можно начать работать с ней на прибавленной рыси. Все переходы лошадь должна производить спокойно и плавно. Нужно знать следующее:
1. Все уроки под развязным троком производить с частыми остановками, не утомляя лошадь.
2. Не торопиться переходить от одного упражнения к другому, более сложному.
3. Не добиваться абсолютного совершенства при исполнении каждого требуемого от лошади движения, а довольствоваться тем, что она в силах сделать в данное время.
ПЕРВЫЕ УРОКИ
Работу молодой лошади при помощи лонжи обычно начинают через три-четыре дня после ее прибытия. Для этого на лошадь надевают уздечку или легкий капцунг (рис. 18), к носовому кольцу которого пристегивают лонжу, и седлают.
|