ЭКСТЕРЬЕР
Основное достоинство цирковой лошади — это гармония пропорций и красота форм в сочетании с эффектными движениями. Кроме того, обязательно надо учитывать восприимчивость ее к дрессировке. Не надо забывать, что зритель должен увидеть на манеже не обычных рабочих лошадей, а лошадей особенных, парадных. Под экстерьером принято понимать строение наружных частей тела, пропорциональность сложения в целом. Общепринятые обозначения (названия) статей тела даны на схеме (рис. 1).
Гармония пропорций и красота форм лошади обычно соответствует ее рабочим качествам. Однако это соответствие не является обязательным, поэтому, выбирая лошадь, надо руководствоваться не только экстерьером, но и данными о ее способности выполнять ту или другую работу, в том числе и восприимчивость к дрессировке. Легкость движений или, наоборот, их скованность можно увидеть при осмотре лошади, заставляя ее двигаться тремя основными аллюрами: шагом, рысью и галопом.
По экстерьеру лошадь, предназначаемая для высшей школы верховой езды, должна быть пропорционально сложенной при росте не ниже 160 см, иметь небольшую сухую голову с достаточно длинным затылком, неузкую пристановку, широкий ганаш, гибкую и длинную шею, хорошо выраженную холку (удобную для размещения седла), средней длины поясницу и спину, длинную, отлого поставленную лопатку.
Большое значение в экстерьере верховой лошади имеют: хорошо развитое, мускулистое бедро, длинная голень, объемистое подплечье и крепкие копыта. Легкие, свободные красивые движения и способность выдерживать длительную тренировочную работу под весом всадника являются также необходимыми качествами верховой лошади. Даже малейшие дефекты зрения нежелательны. При выборе лошади для работы под всадником в каждом отдельном случае следует учитывать рост и особенности фигуры артиста или артистки. Так, например, высокий наездник пропорционально выглядит на крупной лошади, невысокий всадник — на лошади среднего роста. Артист, имеющий длинные ноги, будет испытывать неудобство на лошади, хотя и высокой, но имеющей неразвитую грудную клетку (мелкой в подпруге). Действуя шенкелем, ему придется отводить свои ноги назад, а это искажает посадку. Надо иметь в виду, что небольшие лошади вообще «не смотрятся» в цирке с мест для зрителей, расположенных выше уровня манежа. Лошади для номеров «дрессировка на свободе» должны иметь достаточно правильные формы, причем длинная шея и небольшая выразительная голова очень желательны.
МАСТИ
Цирк должен поражать зрителя своей неожиданностью и эксцентричностью. Необычен должен быть и внешний вид лошадей, в основном определяемый их мастью, длинными и пышными хвостами и гривами. Тусклые, невыразительные масти будут сливаться с грунтом манежа, фоном зрительного зала. Поэтому для цирка предпочтительнее лошади соловые, светло-серые, серые в яблоках, вороные, белые (альбиносы), золотисто-гнедые, рыжие, буланые. Желательно иметь в конюшне лошадей нескольких мастей, например по четыре — серых, вороных, чубарых и пегих. Это даст несколько вариантов работы, например двенадцать (4+4+4), восьмерка (4+4; 2+2+2+2), шестерка (3+3; 2+2+2), четверка (1+1+1+1; 2+2). Следует сказать, что гнедые и рыжие лошади лучше выглядят одни, без смешивания с другими мастями. Для сольных номеров на свободе целесообразны лошади редких мастей (чубарые, пегие, игреневые, соловые и буланые).
Под мастью (рубашкой) мы подразумеваем цвет ее волос. Масть — главный отличительный признак лошади. Наиболее часто встречаются следующие масти:
Гнедая — различных оттенков коричневая окраска волос туловища и головы. Конечности ниже запястья и скакательного сустава, а также хвост и грива — черные. Для цирка желательны золотисто-гнедые лошади.
Вороная — черная окраска волос всей лошади.
Рыжая (различных оттенков) — одинаковая желтая окраска волос туловища и ног, грива и хвост обычно несколько светлей. Для цирка очень эффектны золотисто-рыжие лошади. Шерсть их лоснится и под электрическим светом играет блестящим золотистым отливом.
Серая — цвет волос туловища серый или белый. У лошадей в молодом возрасте могут быть различные оттенки. В старшем возрасте лошади бывают серые в яблоках, светло-серые, серые в гречке. Белой лошадью можно назвать ту, которая имеет непигментированную кожу (альбиносы). Серая масть имеет на манеже эффектный вид, особенно если лошадь в яблоках или с серебряным отливом.
Бурая — окраска волос от грязно-рыжей до каштановой. Хвост и грива часто темнее туловища, с некоторым количеством черных волос.
Караковая — черная окраска волос туловища, головы и конечностей с подпалинами на морде и пахах. Лошади этой масти выглядят на манеже монументальнее. Их силуэты четко выделяются среди окружающей обстановки, что можно подчеркнуть светлой сбруей. Как мы уже отмечали, для цирковой дрессировки имеет смысл использовать лошадей редких, бросающихся в глаза мастей, а именно:
Соловая — волосы корпуса и конечностей желтые, челка, грива и хвост — серебристо-белые.
Буланая — характеризуется светло-желто-красноватым цветом волос корпуса и головы. Грива, хвост и ноги ниже запястий и скакательных суставов — черные. Вдоль спины — темный ремень.
Пегая — по основной окраске корпуса разбросаны крупные пятна-мазки волос.
Чубарая — по белому корпусу разбросаны мелкие темные черные, коричневые, рыжие пятна или же по темному корпусу белые пятна.
ОТМЕТИНЫ И ПРИМЕТЫ
У лошадей часто встречаются отметины, то есть различной величины и формы белые, редко черные или желтого цвета пятна на голове и ногах.
Во лбу можно встретить седину, звездочку, звезду, белую продольную полоску (проточину); между ноздрями — седину, белизну, желтое пятно. На ногах отметины могут захватывать области от венчика до половины предплечья или голени.
Приметами считаются все остальные опознавательные признаки у лошадей: тавро (клеймо, датирующее рождение лошади и номер конного завода), отсутствие или дефект глазного яблока, шрамы, рубцы. Между мастью и биологическими свойствами лошади существует определенная связь. В частности, еще древнеримские авторы считали лошадей темных мастей более выносливыми и стойкими к вредным воздействиям внешней среды.
РАЗВИТИЕ И ВОЗРАСТ ЛОШАДИ
Рост и развитие лошади продолжается до 5—6 лет, живет лошадь обычно 20—25 лет (известны лошади, прожившие более 50 лет). Самый благоприятный возраст для цирковой лошади—от 4 до 15 лет, хотя нам известны случаи работы лошадей в цирке до 20—25-летнего возраста.
Возраст лошади достоверно можно определить по племенному свидетельству или паспорту, при отсутствии этих документов год рождения лошади определяют по тавру. У нетавренных лошадей приблизительное представление об их возрасте опытный специалист может получить по внешнему виду. Однако более точно возраст лошади можно установить по систематическим изменениям ее зубов. Наблюдения показали, что смена молочных зубов на постоянные и их стирание (со стороны жевательной поверхности) в подавляющем большинстве происходит с определенной закономерностью.
ПОЛ ЛОШАДИ
На работоспособность лошади немаловажное влияние оказывает ее пол. Жеребцы энергичны и требуют много сил, опыта и умения от всадника и дрессировщика, кроме того, они обычно агрессивно настроены по отношению к другим лошадям. Половой рефлекс у жеребцов часто оказывает мощное тормозящее действие на все другие раздражители. Однако дрессированные жеребцы выглядят на манеже более эффектно, чем вялые мерины. По традиции русские дрессировщики предпочитают для «свободы» жеребцов, в то время как зарубежные артисты в основном работают с меринами (кастратами).
Глава 2. КОРОТКО О ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На протяжении многих веков лошадь была повседневным спутником человека. Она привлекала внимание своей силой, резвостью, благородной гармоничностью своего тела, темпераментным характером, ни с чем не сравнимой эластичностью движений. Лошадь воспевалась в древних былинах, сказаниях, сказках. Ей посвящали свои произведения величайшие поэты, писатели и художники.
Об уме лошади передается масса легенд. Однако, хотя многим покажется странным, несмотря на все симпатии к лошади, ее следует признать животным менее сообразительным по сравнению с другими.
На основе материалистического учения академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности животных можно утверждать, что предметы окружающего мира лошадь воспринимает своими хорошо развитыми органами чувств (анализаторами) как внешние раздражители. Чтобы при дрессировке лошади правильно использовать ее анализаторы — слуховой, зрительный, обонятельный, вкусовой (пищевой), кожный, двигательный,—необходимо прежде всего знать, какой восприимчивостью обладают органы чувств лошади.
Слух лошади. Шум, разговоры, ржание создают колебания воздуха. Эти колебания воспринимаются ушами лошади как звуки. Чем тоньше звук, тем короче амплитуда колебаний. Эти колебания улавливает барабанная перепонка уха лошади. У лошади, которая жила в степях, из органов чувств наибольшее развитие получил слух (наряду с обонянием). Окружающий мир был для нее в первую очередь миром звуков (и запахов), предупреждавших лошадь о грозящих ей опасностях. Человек не улавливает тех звуков высокого тона, тех малейших шорохов, которые слышит лошадь на большом расстоянии, настораживая свои подвижные уши. Не случайно во времена глубокой древности боевые кони ночью выполняли функции дозорных. Очень хорошо дифференцирует лошадь голоса отдельных лиц: дрессировщика, всадника, конюха. Голоса лиц, обращавшихся с лошадью жестоко, даже спустя много лет приводят ее в возбуждение. Известен случай, когда лошадь, услыхав голос врача, делавшего ей несколько лет тому назад болезненную операцию, от страха начала дрожать всем телом. Очень хорошо лошадь различает интонации голоса и, не понимая слов, воспринимает повышение или понижение тона. Например, резкий окрик производит совсем другое впечатление по сравнению с ласковым успокаивающим тоном. Тональность голоса оказывает очень большое воздействие на лошадь. В некоторых случаях успокоить взволнованную испуганную чем-нибудь лошадь может только голос, к которому она привыкла. Исследованиями советских физиологов установлено, что способность различать тональность у лошади довольно высока. Некоторые лошади отличают 1025 колебаний от 1000 колебаний. Они дифференцируют также звуки одинаковой высоты, но различные по тембру. Лошади различают ритм 100 ударов метронома от 80 ударов.
Зрение лошади. Глаз лошади имеет очень сложное строение. Его работа непрерывно регулируется нервной системой. Лошадь обладает исключительной остротой зрения. Она видит во всех направлениях, в отличие от человека, у которого поле зрения не более 200°. На близком расстоянии она замечает малейшие движения, улавливает сдвиги, не доступные глазу человека. Особенно хорошо лошадь видит предметы, находящиеся на земле. Лошади различают красный, желтый, синий, фиолетовый, зеленый, белый и черный цвета.
Как показали специальные опыты советских ученых, лошадь способна хорошо отличать и формы предметов; круг, квадрат, треугольник. Однако она различает их гораздо лучше, если эти предметы имеют объемную форму.
Так же хорошо лошади различают яркость света. При исследовании методом условных рефлексов лошадь отличала яркость в 6000 апостильбов (единица яркости, получаемая при освещении одной международной свечой совершенно белой поверхности, удаленной от нее на 1 метр) от яркости в 6300 (опыты профессора Н. Ф. Попова). Лошадь обладает способностью видеть ночью. В совершенно темную ночь она прекрасно видит дорогу, все препятствия на ней и может благополучно доставить всадника, перепрыгивая через канавы с водой, спускаясь с круч, переправляясь через реку по мостику и т. д. Эта способность лошади была давно подмечена человеком и высоко им ценилась. Благодаря боковому расположению глаз лошади предметы, находящиеся впереди нее, попадают в поле зрения обоих глаз на расстоянии примерно не ближе четырех метров (схождение глазных осей). Чтобы видеть предметы, расположенные ближе, лошадь должна поворачиваться к ним то одним, то другим глазом. Знание этой особенности зрения лошади имеет большое практическое значение (рис. 2).
У лошадей, как и у людей, встречаются близорукость и дальнозоркость, причем близоруких лошадей больше, чем дальнозорких. Это обстоятельство является одной из причин «пугливости» лошадей (дальнозоркая лошадь плохо различает предметы, расположенные вблизи, и шарахается от них).
Особенно следует остановиться на повышенном внимании лошади к движению человека, движению его рук, к предметам, которые он держит. Эта особенность зрительного восприятия лошади очень ценна при дрессировке. На ней построен ряд сигналов, подаваемых дрессировщиком, работающим «на свободе».
Обоняние. Обоняние у лошадей очень развито. Как свидетельствует профессор В. А. Витт, «в открытой местности в степи лошадь на расстоянии многих сотен метров дифференцирует запахи, которые человек чувствует лишь на расстоянии несколько метров... Напав на след волка, она настораживается, храпит. В безводных пустынях, где истомленные жаждой люди и лошади еле в состоянии двигаться, лошади за много километров чуют траву и воду, когда человек ничего не видит и не чувствует».
Лошадь хорошо знает ухаживающего за ней конюха, дрессировщика первую очередь по запаху и голосу, затем уже по его виду, одежде, манерам и обращению.
Преимущественно по запаху лошадь различает других лошадей, находит в конюшне свое стойло, узнает свою сбрую. С помощью обоняния лошади определяют малейшие примеси к воде и корму, различают запах аммиака, гвоздичного и розового масла. Лошадь является замечательным «ботаником-систематиком». По наблюдениям Линнея, 262 вида трав она ест, а 212 видов не ест. Здесь нельзя все сводить к инстинктам, к безусловным наследственным рефлексам. Наблюдения за поведением лошадей на горных пастбищах Северного Кавказа, проводимые в течение многих лет кафедрой коневодства Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева, свидетельствуют, что отравления в результате поедания ядовитых растений бывают нередко, но почти исключительно только у молодняка. Взрослые лошади не едят ядовитых растений. Значит, они учатся их распознавать, вырабатывая условные рефлексы на запахи (а может быть, на запах и вкус) съедобных и ядовитых растений. Из вышесказанного следует, что обонятельный анализатор не может быть оставлен без внимания при дрессировке.
Кожный анализатор (осязание). Наблюдая за лошадью, не трудно убедиться в высокой чувствительности кожи лошади. Стоит только мухе сесть на нее, как по коже пробегает волна дрожи и начинает двигаться хвост, стараясь отогнать насекомое. Уже одним этим доказывается, насколько тонко осязание у лошади. Некоторые же места кожи, как, например, губы, ноздри, задняя часть брюха, особенно чувствительны. Опытами установлено, что лошадь может различать раздражители, действующие на ее теле в пределах трех сантиметров друг от друга. Лошадь тоньше, чем собака, реагирует на изменения температуры, различая колебания до 1°. Легкость выработки у лошадей условных двигательных рефлексов при помощи раздражения кожи широко используют для выездки лошади и управления ею (действие шенкелей на бока лошади, поводьев на кожу шеи и т. д.), а также в других случаях дрессировки. Не надо только забывать, что лошадь способна воспринимать некоторые осязательные ощущения как приятные, доставляющие ей удовольствие. В процессе дрессировки такое движение, как оглаживание, может стать одним из средств поощрения. «Лошадь будет ждать этого поощрения, стремиться не менее, чем к вкусовой награде»,— писал В. О. Витт в одной из своих работ.
Пищевой анализатор. При дрессировке лошадей он играет главную роль. Давая лошади сахар или морковку каждый раз после того, как она выполнила требование, дрессировщик закрепляет, отрабатывает ее безукоризненное четкое ответное действие или, наоборот, торможение на определенный сигнал. Лошадь — большая лакомка. Познакомившись со вкусом сахара или сладкой морковки, она никогда не откажется от такой формы «награды» независимо от того, голодна она или нет. В этом существенное отличие лошади от многих других животных, которые, будучи сытыми, не поддаются дрессировке путем вкусопоощрительного метода.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Центральная нервная система играет огромную роль в жизни лошади. Благодаря нервной системе весь ее организм работает согласованно. Нервная система влияет на деятельность различных органов, регулирует процессы, происходящие в организме. Кроме того, она осуществляет связь организма с окружающей средой. От нервных клеток, находящихся в головном и спинном мозге, отходят нервы, которые соединяются в пучки, имеющие вид шнуров различной толщины. Они проходят через отверстия в черепе между позвонками и, постепенно разветвляясь, проникают во все органы и ткани, идут к коже, мышцам, сухожилиям, глазам, ушам. По нервам возбуждение передается только в одном направлении: по одним нервам — от различных органов к мозгу, а по другим, наоборот, только от мозга к тем или иным органам. По чувствительным нервам в мозг поступают сигналы о том, что происходит в организме и в окружающей среде. По двигательным нервам от мозга передается возбуждение различным участкам тела и регулируется их работа. Возбуждение по двигательным нервам распространяется со скоростью около 100 м в секунду, а по чувствительным (от кожи) со скоростью около 50 м в секунду, причем скорость проведения возбуждения с возрастом лошади повышается.
Внешние раздражения воздействуют на центральную нервную систему, которая отвечает на них той или иной реакцией. Под раздражением принято понимать всякое воздействие на организм, вызывающее какое-либо ответное действие лошади. Эти ответные действия на то или другое раздражение, осуществляемое центральной нервной системой, называют рефлексами. Рефлексы бывают безусловные и условные. Безусловные рефлексы, или инстинкты, существуют со дня рождения лошади (например, сокращение кожи или удар ногой при раздражении ее острым предметом, вызывающим боль). Условные же рефлексы образуются на базе безусловных при определенных условиях и непосредственном участии в их образовании коры больших полушарий головного мозга.
Условный рефлекс может быть выработан только если внешний раздражитель совпадает по времени с безусловным рефлексом или несколько предшествует ему. Например, дрессировщик ведет лошадь на лонже вдоль барьера, находясь несколько сзади от нее, но в пределах поля ее зрения. Пройдя несколько шагов, дрессировщик останавливается (внешний зрительный раздражитель), одновременно с этим он останавливает лошадь натягиванием лонжи (безусловный рефлекс). Через несколько сочетаний этих раздражителей лошадь будет реагировать остановкой только на прекращение движения дрессировщика.
Другой пример: лошадь двигается шагом; для перевода ее в рысь необходимо подать голосом команду «Рысью!» (внешний звуковой раздражитель), одновременно слегка тушировать шамбарьером (безусловный раздражитель). Через несколько сочетаний этих раздражителей лошадь будет переходить в рысь только по одной команде голосом. Почти все вырабатываемые у лошади во время дрессировки условные рефлексы связаны с двигательными реакциями. Такие условные рефлексы и называются двигательными условными рефлексами. Лошади быстро их вырабатывают и прочно сохраняют. Ранее выработанный условный рефлекс можно вызвать не только привычным, но и другим условным раздражителем. Например, при осаживании лошади (движение назад) всадник, как известно, действует поводом и шенкелем. Чем меньше действие поводом, тем плавнее происходит сначала остановка, а затем и осаживание. Поэтому более целесообразно выработать у лошади осаживание в основном только от уклона тела всадника. В данном случае этот уклон должен предшествовать действию повода, то есть первичного условного раздражителя. После нескольких сочетаний этих раздражителей лошадь, не ожидая действия повода, будет осаживать от незначительного уклона тела всадника, то есть от раздражителя второго порядка.
Наряду с процессами возбуждения происходят и процессы торможения. Процесс торможения объясняется возникновением в центральной нервной системе многих очагов возбуждения от одновременного поступления импульсов в различные ее участки. Так, резкая боль от грубого воздействия повода тормозит стремление лошади выполнить требование всадника двигаться вперед (например, для прыжка через препятствие).
При выработке условных рефлексов у лошади необходимо иметь в виду, что первое время, когда рефлексы недостаточно закреплены, они легко могут быть заторможены посторонними раздражителями. Поэтому при первоначальной работе необходимо создать для лошади обстановку, исключающую воздействие посторонних возбудителей (присутствие других лошадей, шум и т. д.). Особую обстановку покоя необходимо создавать только при начальной выработке рефлексов. В дальнейшем лошадь надо приучать работать в любых условиях, не обращая внимания на окружающую обстановку. Регулирование деятельности живого организма, в том числе и движения, происходит путем чередования процессов возбуждения и торможения. Процессы возбуждения и торможения происходят у разных лошадей различно.
И. П. Павлов по силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов установил четыре основных типа высшей нервной деятельности: живой, безудержный, спокойный и слабый.
Живой тип. Отличается большой силой как возбудительного, так и тормозного процессов, их уравновешенностью и подвижностью — способностью быстро менять возбуждение на торможение и обратно.
Безудержный тип. Тоже сильный тип высшей нервной деятельности», но отличающийся от живого неуравновешенностью нервных процессов: возбуждение преобладает над торможением.
Спокойный тип. Относится к сильному типу нервной системы. Оба процесса хорошо уравновешены, однако подвижность их очень слаба: возбуждение и торможение сменяются медленно.
Слабый тип. Отличается слабостью как возбудительного так и тормозного процессов, низкой работоспособностью нервных клеток и быстрой их утомляемостью.
Такое разделение лошадей по типам высшей нервной деятельности имеет практическое значение. Внешнее поведение лошади, различная способность к дрессировке, характер усвоения корма всецело и непосредственно зависят от типа высшей нервной деятельности. Целенаправленное формирование новых черт характера лошади, выбор метода дрессировки, а также рациональное использование ее в. номере неразрывно связано с типологическими особенностями нервной деятельности лошадей. Наиболее желательны лошади живого типа. Они быстро воспринимают дрессировку и приспосабливаются к цирковой работе. Представители спокойного типа вследствие слабой подвижности возбуждения и торможения требуют больше времени для дрессировки. В некоторых случаях найти свое применение в том или другом виде конного жанра могут и лошади других типов высшей нервной деятельности. Например, лошадью-футболистом с успехом может быть представитель безудержного типа. По нашим наблюдениям, лошади безудержного типа встречаются редко, чаще приходится сталкиваться с лошадьми, у которых процессы возбуждения лишь в некоторой степени преобладают над тормозными. Обычно это чистокровные лошади, на которых ипподромные испытания наложили отпечаток излишней горячности. Как правило, такие лошади требуют особого подхода и только в руках квалифицированного дрессировщика могут хорошо работать.