Школа молодой лошади ч.1
В последнее время в конноспортивных школах значительно увеличилось число спортивных лошадей с явным перевозбуждением нервной системы. Причины различны. Это приобретение лошадей, прошедших тяжелые скаковые испытания, грубое обращение с молодняком при уходе, заездке или во время тренинга. Да и в самих школах тренеры и спортсмены не всегда терпеливы при подготовке молодых лошадей. Форсируют подготовку преждевременным применением мундштука, шпор, креплением корды за трензельное кольцо, используя другие жесткие средства воздействия. При этом нередко бывает, что молодая лошадь начинает довольно хорошо выполнять некоторые элементы езды. Однако такое форсирование обычно печально кончается. Лошади начинают скрежетать зубами, мотать головой, отказываются от движения вперед, то есть проявляют явные признаки перевозбуждения нервной системы. У таких лошадей резко укорачивается длина шага, нарушается четкость движения.
Начальная тренировка будущей спортивной лошади - первый, очень важный и довольно сложный этап выездки. В начале его ставятся задачи приучения лошади к спортивному снаряжению, непременного подчинения человеку (тренеру и всаднику), совершенствования естественных движений и развития гибкости.
Прежде чем приступить к выездке лошади, необходимо ознакомиться с ее экстерьером и качеством движений, определить характер и темперамент, что позволит более рационально спланировать начальный этап подготовки.
В центре внимания спортсмена и тренера должен находиться организм лошади в целом, как естественное единство различных физиологических функций, взаимосвязь между которыми обеспечивается деятельностью центральной нервной системы. Лошадь в период своего существования подвергается всевозможным многообразным воздействиям или так называемым раздражениям со стороны внешней среды. Внешние раздражения воздействия на центральную нервную систему лошади вызывают те или иные ответные реакции со стороны ее организма, называемые рефлексами. Есть безусловные рефлексы, как пищевой, оборонительный и т. д., которые обеспечивают в определенных рамках жизнедеятельность организма. Однако приспособление к новым условиям существования, выработка определенных форм поведения и двигательных навыков осуществляются при помощи вырабатываемых у лошади условных рефлексов. Условные рефлексы образуются на базе безусловных при непосредственном участии в их образовании высших отделов головного мозга - коры больших полушарий. Все вырабатываемые в процессе выездки у лошади условные рефлексы связаны с двигательными реакциями. Лошадь довольно быстро вырабатывает двигательные условные рефлексы и прочно их сохраняет.
Условно-рефлекторные связи, являющиеся основой двигательных навыков спортивных лошадей, образуются в высших отделах центральной нервной системы и запечатлеваются сначала в виде краткосрочной (оперативной) памяти, которая затем трансформируется в долговременную. Стабильное воспроизведение вновь образованных двигательных навыков возможно у лошадей лишь в том случае, если они являются результатом информации из долговременной памяти. В этой связи становится понятной причина глубоких срывов высшей нервной деятельности, возникающих у спортивных лошадей в тех случаях, когда к ним предъявляют жесткие требования немедленной реализации отрабатываемых двигательных навыков.
Поэтому должна быть определенная система в подготовке молодой лошади, основанной на принципах многократного повторения упражнений, постепенности усложнения задач, последовательности в использовании тех или иных приемов выездки, закреплении путем поощрения вырабатываемых условных рефлексов. Определенную роль при выездке имеет и вовремя примененное наказание. Как правило, это резкий окрик или сильное действие шенкелей и лишь в исключительных случаях использование хлыста.
Следует помнить, что каждое воздействие на лошадь средствами управления - поводом, шенкелем и т. д. по существу неоднородно. Оно служит раздражителем и тактильных и болевых рецепторов. В зависимости от силы раздражителя меняется физиологическая сущность данного воздействия. Например, при разной степени воздействия трензеля - от очень мягкого, почти неощутимого, до сильнейшего, травмирующего ротовую полость; в центральную систему лошади идут различные по своему значению импульсы. Легкое давление трензеля или шенкеля, не достигающего порога болевой чувствительности, воспринимается лошадью как тактильный (осязательный) раздражитель. В тех случаях, когда определенный тактильный раздражитель систематически применяется в подходящий момент и в соответствующем сочетании с другими раздражителями, он приобретает для нервной системы лошади значение условно-рефлекторного сигнала. Будучи сигналом прочно закрепленного условного рефлекса, легкий тактильный раздражитель оказывает на нервную систему необходимое специфическое воздействие, достаточное для четкого управления. Прочные условно-рефлекторные двигательные навыки, сигналами которых служат легкие тактильные раздражения, являются основой правильной выездки лошади. Несколько более сильное давление трензеля или шенкеля наряду с тактильным раздражением оказывает и незначительное болевое воздействие. Эта легкая боль по существу тоже является сигнальной. Эти два вида воздействия не сказываются на течении нервных процессов в центральной нервной системе лошади, не нарушают функций и не препятствуют координированной деятельности всех систем организма в оптимальном для него режиме. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы в процессе выездки молодой лошади ограничиваться именно такими воздействиями.
Но бывают случаи, когда только сильный болевой раздражитель способен прекратить какое-либо нежелательное действие лошади или воспрепятствовать проявлению какой-либо вредной ее привычки. Применение сильного болевого воздействия тогда достигает своей положительной цели, когда лошадь, стремясь избавиться от боли, начинает вести себя так, как нужно, а всадник в ответ на это прекращает действие болевого раздражителя. При этом достигается эффект, необходимый в данный момент, а главное, у лошади отрабатывается навык абсолютного послушания. Однако следует помнить, что болевые раздражители, особенно большой силы, ведут к нарушению деятельности центральной нервной системы. Под влиянием сверхсильного болевого раздражителя у лошади нарушаются условно-рефлекторные связи и наавыки, на которых базировалась ее выездка, что в конечном счете приводит к неврозам или срыву высшей нервной деятельности. В этой связи необходимо с определенной осторожностью относиться к различным средствам управления и воздействия на лошадь.
При работе с молодой лошадью недопустимо применение шпор и мундштука. Всю первоначальную выездку следует проводить на трензеле. Это обусловлено тем, что у молодой лошади взаимодействие отделов сгибания и разгибания двигательного центра головного мозга не сбалансировано, а превалирует более развитая от рождения функция сгибания. А так как мундштук является активным средством работы на сгибания, то преждевременное его применение, особенно в сочетании со шпорами, вызывает у лошади так называемую "сшибку" нервных процессов, сопровождающуюся ее сопротивлением. Животное начинает хвостить, скрежетать зубами, отбивать задними ногами, что впоследствии превращается в привычку, которая в дальнейшем проявляется при любом требовании во время выполнения упражнений. Таким образом, мундштук можно применять только после выработки у лошади средней и прибавленной рыси, на что уходит не менее 1 - 1,5 лет работы. При этом надо добиваться, чтобы лошадь активно двигалась вперед от легкого давления шенкелей с одновременным смягчением (отдачей) повода. Хорошо выезженная лошадь чутко реагирует на действие повода и шенкеля, а в работе с ней применение болевых раздражителей нарушает координацию движений и ведет к неадекватным реакциям. Форсированная работа на мундштуке не только тормозит развитие прибавленных аллюров, но часто приводит к утрате у лошадей естественных движений, что нередко наблюдается в практике конного спорта.
Первый этап выездки молодой лошади состоит из работы на корде в течение 1 - 1,5 мес. В дальнейшем работу на корде используют для разминки лошади в течение 15 - 20 мин, а основную часть занятия проводят под всадником. В первые недели работы всадник должен выработать контакт с поводом, что достигается благодаря периодическому активному действию шенкелей и мягкой работой пальцев и кистей рук. Затем отрабатывают реакцию лошади на высылающее воздействие веса всадника для ускорения или прекращения движения.
Когда лошадь научится отвечать на действие повода, шенкелей и веса всадника, а также будет раскрепощенно двигаться свободной рысью, приступают к отработке рабочей рыси, как основного учебного аллюра, являющегося основой для развития средней и собранной рыси. При отработке рабочей рыси надо следить за тем, чтобы лошадь, удлиняя свой шаг за счет более энергичного толчка задними конечностями, сохраняла прежний ритм - количество шагов в единицу времени должно быть неизменным.
При выработке средней рыси начинают буквально с нескольких шагов удлинения рабочей рыси. Лишь через несколько недель можно пройти средней рысью длинную стенку манежа, а затем и весь манеж. В этот же период отрабатывают остановки с шага и с рыси. Когда лошадь свободно переходит с рабочей рыси на среднюю и обратно, можно начинать осваивать подъем в галоп с рыси. В отдельных случаях, при легком и уверенном подъеме лошади в галоп на корде, можно это упражнение отрабатывать под всадником при работе на рабочей рыси.
Отработав свободные переходы с рыси на рабочий галоп и обратно, можно повышать темп движения до среднего галопа, а через несколько недель переходить к отработке собранного галопа и остановкам. После отработки аллюров, правильных и своевременных переходов из одного в другой, то есть четкого освоения сбора и прямых сгибаний, переходят к упражнениям боковых движений. Обычно начинают с "отхидывания" зада на месте, а затем и под всадником.
Хорошим подготовительным упражнением является движение плечом внутрь. Затем переходят к упражнению "уступка шенкеля", то есть принимание с обратным постановлением. На протяжении 1 - 1,5-летнего периода первоначального обучения лошади в отдельные дни включают работу на кавалетти, прыжки с шага и рыси через препятствия высотой до 40-80 см.
Лишь после освоения лошадью всех указанных упражнений, как правило, через полтора года начинают отработку прибавленной рыси путем удлинения шагов средней рыси. Освоив прибавленную рысь, приступают к отработке прибавленного галопа, как правило, в условиях открытых площадок или дорожек. Отработав переход от прибавленного галопа к среднему, это упражнение можно проводить и в манеже. На прибавленных аллюрах рамка лошади расширяется, а линия лба выходит за вертикаль.
Развив рабочие, средние и прибавленные аллюры, переходят к работе на сокращенной рыси и галопе. Через некоторое время переходят к контргалопу и простой менке ног. В этом же периоде уделяют большое внимание работе на собранном и прибавленном шагу.
Школа молодой лошади ч.2
Очень часто неумелое применение средств управления, жесткое, а порой и грубое обращение с молодой лошадью приводит к ее возбуждению и сопротивлению, нарушению ритма движения и к другим недостаткам. Для восстановления правильной реакции лошади на требования всадника после разминки на корде следует использовать езду по кругу диаметром 15 - 25 м. В работе применяют исключительно внутренний "отпущенный" или направляющий повод. Главная цель упражнения - устранить сопротивление (противодействие) лошади, развивать послушание и внимательность. Начинать работу всегда следует с езды шагом 10 - 15 мин, после этого переходить на рысь. При этом поводья не следует натягивать, а сохранять мягкий контакт со ртом лошади. Всадник должен всячески избегать действий, вызывающих закрепощение мускулатуры лошади. Для этого необходимо мягко садиться в седло, гибко следовать за движениями лошади, почаще ездить на облегченной посадке.
Работа поводом носит определенный характер. Например, при езде направо по кругу натягивают правый повод с отводом его в сторону, причем это натяжение должно носить переменный характер. Направляющее действие проводится до тех пор, пока лошадь не пойдет по нужному направлению и не повернет шею (без сопротивления) вправо. При прекращении сопротивления мышц шеи повод следует немедленно отпустить. Если вдруг лошадь намеревается отклониться от движения по кругу, всадник вновь натягивает направляющий повод и оставляет его в таком положении до тех пор, пока лошадь не пойдет как требуется. Лошадь скоро поймет, что послушание и податливость поводу награждаются избавлением от неприятного для нее "действи" удил. Основой обучения лошади является немедленное вознаграждение ее за послушание. Вознаграждение для лошади - это полное прекращение действия поводьев. Если вознаграждение запаздывает, то лошадь не ассоциирует уступку всадника с прекращением действий поводьев. Таким образом, эти легкие, направляющие действия применяют с такой частотой и интенсивностью, чтобы заставить лошадь двигаться по намеченному кругу. Наружный повод должен быть ослаблен, его применяют в случае возникновения опасности перехода лошади в галоп.
Как уже было сказано, не следует заставлять лошадь слишком укорачивать свои движения. Горячая или нервная лошадь не успокоится до тех пор, пока ее не приучат при движении держать голову и шею в естественном и вытянутом положении. Это упражнение быстро разовьет у лошади чувствительность рта, отжевыввние трензеля и изгибание шеи, если только всадник сумеет оперировать своими руками умело и мягко и держать при этом направляющий повод достаточно высоко.
Когда лошадь будет ходить спокойно, всадник может начать слегка натягивать оба повода, чтобы оказать весьма слабое воздействие на рот лошади. Таким образом он приучит лошадь постепенно "принимать" удила (повод) держа голову и шею в естественно вытянутом положении. Следует помнить, что если лошадь поднимает голову слишком высоко, то руки всадника должны быть подняты также выше, при этом "оживляя" рот лошади путем медленного, очень легкого перемещения удил при одновременном легком натяжении поводьев. Как только лошадь уступит и опустит голову, то немедленно вознаграждают ее ослаблением натяжения поводьев, что дает ей возможность опустить голову в нормальное положение.
Всаднику следует знать, что на натяжение поводьев лошадь реагирует вытягиванием головы в противоположном направлении. И задача всадника - стремиться не погасить это природное свойство лошади.
Никогда не следует энергично действовать поводьями и шенкелями одновременно. Это вредно отражается на свободе движения и уменьшает захват пространства на каждом шагу любого аллюра.
Аллюр следует поддерживать соответствующим применением шенкелей и положением головы. В зависимости от состояния лошади (степени возбуждения) упражнение в езде по кругу займет от 5 до 20 мин в каждую сторону.
Затем лошадь поднимают в свободный (рабочий) галоп и вновь едут по кругу сперва в одну сторону, затем в другую. При переходе в галоп по кругу всадник должен набрать внутренний повод и прижать наружный шенкель. Следует производить лишь слабое натяжение повода. Наружным шенкелем пользуются более энергично, чем внутренним. Шенкелями, так же как и руками, следует пользоваться попеременно: ослабляя давление при послушании лошади и немедленно его усиливая при сопротивлении или же непослушании.
В результате систематического, настойчивого применения описанных упражнений через два-три месяца работы лошадь становится более спокойной, приучается к требованию всадника держать голову вытянутой, правильно реагирует на действие поводьев и шенкелей. При этом наблюдается расслабление мышц спины и спокойное держание во рту трензеля (взятие Повода).
После того как лошадь станет спокойной при движении по кругу, приступают к следующему этапу - обучению изменения аллюров (ускорение, замедление и остановки).
С этого этапа лошадь приучают к действию корпуса всадника как средства управления, предваряемого действию шенкелей и поводьев. Помощь корпуса всадника в управлении лошадью заключается не столькЬ в уклонах самого корпуса, сколько в том давлении (обременении) которое производят его седалищные кости на спину лошади, в разных направлениях: - вперед (при усилении аллюра), - назад (при остановках, осаживании, уменьшении аллюра), - в стороны (при поворотах, боковых движениях).
Как и другие средства управления, перемещение тяжести корпуса (массы) всадника должно быть доведено до строго необходимого минимума, при котором оно эффективно.
Переходы являются наиболее трудными для лошади, особенно молодой и легко возбудимой. Приводим упражнения, которые позволят научить лошадь регулировать аллюр и скорость хода и правильно удерживать равновесие. Эти упражнения должны проводиться повторно и многократно.
Все движения рук (кистей и локтей) при натягивании поводьев должны выполняться мягко и постепенно. Руки всадника противодействуют усилию головы лошади, так что когда лошадь уступает всаднику, последний подает руки не к себе, а наоборот, отпускает поводья, подвигая руки вперед с тем, чтобы вознаградить лошадь за послушание. При замедлении аллюра поводья повторно несколько натягивают, при минимальном уклоне корпуса назад.
При остановке поводья немедленно отпускают полностью в награду за послушание. Всадник не отклоняется назад, а остается слегка наклоненным вперед. После того как лошадь стала послушна и спокойна при работе на кругу и стала слушаться малейшего движения рук всадника, ее следует приучать идти на достаточном длинном (отпущенном) поводе и останавливать через несколько шагов. Как только лошадь остановится, пальцы всадника немедленно полностью ослабляются, поводья отпускаются и лошади разрешают отдохнуть на месте, причем ее похлопыват по шее в течение нескольких секунд. Затем, повинуясь минимальному уклону корпуса всадника вперед и незначительному движению шенкелей, лошадь должна двинуться вперед. Лишь только лошадь научится быстро останавливаться и спокойно стоять, периоды отдыха должны быть все более короче, так чтобы эти остановки длились всего 1-2 секунды.
Затем обучают лошадь переходу с рыси на шаг и наоборот, После движения спокойным шагом в течение нескольких мгновений лошадь переводят на рысь,. а когда она перейдет на равномерное сбалансированное движение, ее вновь переводят на шаг. Периоды рыси и шага следует все более укорачивать, а переходы с аллюра на аллюр учащать. После нескольких уроков лошадь следует часто упражнять в постепенном ускорении рыси, переводе ее затем на медленную рысь и наконец, остановить ее. В течение этого этапа, который длится 3-4 месяца надо постоянно работать над остановками на разных скоростях движения. Практически способность лошади мгновенно сокращать ход и останавливаться кроется в управлении инерции своего тела, что является незаменимым качеством спортивной лошади.
Третий этап. В целях лучшего (чуткого) усвоения лошадью различных средств управления на третьем этапе обучения следует применять так называемый шейный повод. Такой повод широко применяют в спортивных играх при изменении направлений в тех случаях, когда поводья приходится держать в одной руке. Например, применяя правый "шейный" повод для движения лошади влево, правая рука должна двигаться перпендикулярно к шее влево. Для достижения наибольшей эффективности повод должен опираться на правую сторону верхней части шеи, поскольку эта часть шеи более чувствительна. Применяя сперва левый слабонатянутый повод, а затем немедленно переходя на правый шейный, можно быстро приучить лошадь слушаться одного лишь этого повода. Поскольку ранее лошадь была успокоена работой на свободном поводе при движении по кругу изменением скорости хода, остановками, упражнения по спиралям и по зигзагам могут быть начаты на рыси. При этом всадник применяет обычно наружный шенкель, чтобы активизировать задние ноги лошади. Лишь только лошадь поймет значение прикосновения к ее шее наружного повода, внутреннюю руку (направляющий повод) держать совершенно пассивной. Например, при поворачивании влево применяется правый "шейный" повод и правый шенкель. Позднее при езде галопом по спирали и зигзагам лошадь следует переводить на рысь непосредственно перед изменением направления движения, так как в противном случае потребуется перемена ноги на галопе или лошадь пойдет контргалопом.
Лошадь, которая подчиняется средствам управления при работе по кругу, по спирали и при поворотах, подготовлена к движениям "плечом вовнутрь".
Сущность этого упражнения заключается в движении лошади в полтора следа с отклонением передней части ее тела от линии движения не более чем на 350 (первое время на 15-200). При этом задняя наружная нога идет по следу передней внутренней, а тело изогнуто в сторону, противоположную направлению движения. Возьмем для примера "правое внутреннее плечо". Лошадь изгибается на всем протяжении позвоночника (кроме области крестца) и двигается в левую сторону, держа свой корпус под острым углом к направлению движения. Это упражнение требует, чтобы с каждым своим шагом лошадь старалась свести как можно ближе свои передние и задние ноги. Таким образом, лошадь как бы изгибается вокруг правого шенкеля всадника так, что ее правое плечо оказывается внутри кривой, образуемой согнутым позвоночником. При каждом ее шаге правая передняя нога должна будет переноситься (перекрещиваться) перед левой передней, а задняя правая соответственно перед задней левой. При этом мускулатура левой стороны тела растянута, а мускулатура правой сокращена. Следует подчеркнуть, что существенное в этом упражнении не формальное требование "поставить" плечо лошади вовнутрь, а заставить ее в согнутом положении внутренней задней ногой переступить вперед через наружную ногу. При движении "плечом вовнутрь" главную роль играет изогнутость лошади. Всадник смотрит в направлении движения лошади. Положение кистей рук и шенкелей должно быть безукоризненным. Все средства управления должны быть в таком взаимодействии, чтобы исключить возможность для лошади осаживаться назад или бросаться вперед.
Главные моменты, на которые следует обратить внимание всадника при обучении лошади движению "плечом вовнутрь": а) укорачивая внутренний повод, следует так им действовать, чтобы добиться изогнутости всего позвоночника (тела) лошади. При этом изгибание шеи ограничивается действием наружного повода так, чтобы этот изгиб соответствовал общему изгибу корпуса лошади; б) импульс, то есть стремление лошади к движению вперед следует все время поддерживать шенкелями; в) прекращать упражнения до того как лошадь, раздраженная наскучившими ей монотонными движениями, начнет оказывать сопротивление.
Упражнение "плечом вовнутрь" сначала проводят на шагу и на рабочей рыси, а в дальнейшем - не энергичной сокращенной и средней рыси. Удобнее всего начинать движение "плечом вовнутрь" от стенки с вольта или с угла манежа. Лошадь при этом уже согнута по окружности. После освоения этого упражнения можно приступить к отработке боковых движений.
Нельзя исключить из числа эффективных приемов выездки молодых лошадей работу на кавалетти (клавишах), Кавалетти дают возможность тренеру отработать у лошади движения, не применяя болевых раздражителей. В игровой, расслабленной манере молодую лошадь при этом пропускают, как правило, на корде на кавалетти, установленные на разных дистанциях и высотах. Высота кавалетти бывает двух вариантов: первый - 15-20 см, второй - 30-35 см. Наименьшая высота для шага и рыси 15-20 см. Важно, чтобы кавалетти расходились равномерно по окружности лучами. Расстояние для рыси составляет в середине 130 см. Таким образом во внешнейи внутренней стороне Остается достаточно места для удлинения или сокращения рыси. Для упражнения шагом расстояние в середине должно составлять 80 см. На каждом уроке, перед тем как пустить лошадь на кавалетти, следует ее "промять" в обе стороны в течение 10-15 мин по среднему кругу. После проминки ее переводят на внешний круг (обычно ездой налево). С первого же раза необходимо вывести лошадь на середину системы, где расстояние между кавалетти наиболее удобное для лошади. В зависимости от своего замысла тренер уменьшает или увеличивает радиус движения лошади, В первом случае лошадь вынуждена укорачивать свои движения, во втором удлинять. Постоянная смена движения по среднему кругу с преодолением кавалетти на внешних кругах делает лошадь гибкой и послушной.
Репризы движения через кавалетти не должны занимать более 20 мин. Крепить корду следует только за капцунг. Работа на кавалетти под всадником практически не отличается от описанной работы на корде.
Наряду с выездкой молодой лошади нельзя забывать и о разностороннем ее развитии, совершенствовании сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. В этих целях наиболее подходящей тренировкой является полевая езда на свободных аллюрах - шагом, рысью и галопом. Поэтому не реже двух раз в неделю необходимо проводить полевую тренировку общим объемом до 1,5-2 час. Чередование репризов в этом случае может выглядеть следующим образом: шаг - 15-20 мин, рысь - 10, шаг - 10, рысь - 15, шаг - 10, галоп - 5-7, рысь - 5, шаг - 25-30 мин. Такую тренировку желательно проводить по слабо пересеченной местности, используя полевые дороги и тропинки. Во время работы, особенно при движении шагом, можно выполнить несколько простых упражнений выездки.
|