Пируэты
Пируэт (фр. pirouette) – выполнение в 2 следа круг радиусом, равным длине корпуса лошади. При этом передние и наружная задняя нога двигаются вокруг внутренней задней, которая находится в центре круга. На каждом такте внутренняя нога поднимается и опускается точно в свой след или немного впереди него. Пируэт выполняют на собранном шагу или на галопе, а также на пиаффе. При выполнении пируэта лошадь должна сохранять импульс и сбор и быть согнута в направлении поворота. Пируэт включен в программу спортивной выездки.
Прямой пируэт на скрещивающихся задних ногах выполняется на заду, то есть передние ноги обходят задние по кругу, при этом задние ноги скрещиваются. Обратный пируэт на скрещивающихся передних ногах выполняется на переду, то есть задние ноги обходят передние по кругу. Прямой пируэт сложнее обратного. Эти элементы очень зрелищные, но сложные и потому не нашли широкого применения и изредка встречаются в цирковых программах шуточного характера. Филлис считал пируэт на скрещенных ногах недостаточно осмысленным и потому со временем отказался от него.
Обратный пируэт на трех ногах выполняется на переду, то есть зад лошади движется вокруг одной передней ноги, в то время как другая передняя нога остается вытянутой. Это довольно сложный и редкий элемент, который раньше встречался в основном в цирковых программах и сохранился не во всех школах верховой езды. Его исполняют в показательных выступлениях в музее лошади в Шантильи (Франция), а также последователи Невзорова. Венская и испанская школы не применяют обратный пируэт. Филлис считал обратный пируэт на трех ногах недостаточно осмысленным элементом и потому со временем отказался от него. Балансе
Балансе (фр. balancer – раскачиваться) – упражнение высшей школы верховой езды. Различают балансе на переду и балансе на заду. При балансе на переду лошадь задними ногами на каждом шагу ступает в сторону и раскачивает задней частью корпуса, при этом передние ноги идут сокращенной рысью или пассажем, а при балансе на месте работают как на пиаффе. При балансе на заду лошадь ступает передними ногами в сторону и раскачивает передней частью корпуса, а задние ноги идут, соответственно, сокращенной рысью, пассажем или пиаффе. Чем шире лошадь ставит ноги, тем эффектнее упражнение. Балансе введено Филлисом в 1880 году, однако со временем Филлис счел балансе недостаточно осмысленным элементом и потому отказался от него. В настоящее время балансе выполняется только в цирке.
Дуз – старинный вариант балансе. Отличается более высокими подъемами корпуса при переброске веса с одной ноги на другую, меньшей амплитудой раскачивания и сбором. Баллотэ-пиаффе
Этот элемент нельзя отнести ни к группе балансе, ни к пассажу и пиаффе, поэтому я выделила его в отдельную группу.
Баллотэ-пиаффе – упражнение, при котором ноги одной стороны двигаются как в пиаффе, ритмично поднимаясь и опускаясь на то же место, сделав предварительно по одному такту вперед и назад. Иными словами, одна половина тела лошади пиаффирует на месте, другая половина движется вперед-назад. Для выполнения этого элемента требуется особая чуткость всадника и хорошая реакция на каждое движение лошади. Баллотэ-пиаффе – очень сложный элемент, который из-за своей сложности не используется в спортивной выездке и очень редко встречается даже в национальных школах верховой езды. Школьный галоп
Это очень условное, используемое мной только здесь понятие. Под школьным галопом я понимаю те виды галопа, которые были изобретены мастерами высшей школы верховой езды и которыми лошадь от природы не владеет.
Галоп на трех ногах – элемент, при котором лошадь идет галопом, а одна из передних ног вытянута вперед, не касаясь земли. Исполняется попеременно с левой и правой ноги. Лошади очень трудно долгое время исполнять этот элемент. Галоп на трех ногах относится к числу элементов, распространенных очень ограниченно даже в национальных школах верховой езды, поскольку требует большой чуткости всадника и особых природных данных лошади. Галоп на трух ногах считается единственным искусственным элементом высшей школы, и поэтому Невзоров не исполняет его.
Галоп на месте – это очень укороченный галоп. Лошадь совсем не продвигается вперед, а галопирует, как и следует из названия, на месте. Галоп назад является самым трудным манежным элементом. Он требует совершенного сбора и правильного движения. Термин «галоп назад» введен Боше, который описывает галоп назад следующим образом: «Темп галопа назад таков же, как и галопа обыкновенного, но с той разницей, что передние ноги, поднявшись вверх, вместо того, чтобы забирать вперед, подаются назад для того, чтобы зад имел возможность, лишь только передние ноги встанут на землю, выполнять то же отступательное движение». Однако, как отмечает Филлис, на основании этого описания можно представить себе только какое-то странное движение, как если бы лошадь подпрыгивала сперва передними ногами, потом задними, и при этом забирала пространство назад. Согласитесь, это сложно назвать галопом. Получается, что Боше противоречит сам себе, вначале указывая, что галоп назад исполняется, как и галоп вперед, а затем описывая элемент, вовсе не похожий на галоп. Возможно, отмечает Филлис, что Боше именно таким образом и исполнял галоп назад на своих лошадях, то есть на самом деле не галоп, а двухтемповый аллюр, при том, что Боше не оговаривает, с какой ноги должна идти лошадь. Настоящий галоп назад был впервые исполнен Филлисом как с правой, так и с левой ноги. Галоп назад с левой ноги выполняется так: 1-й двигается задняя правая нога, 2-й – правая диагональ, 3-й – левая передняя нога. Правая задняя нога должна ставиться немного сзади левой, а правая передняя нога – сзади левой. Лошадь делает темпы с небольшим захватом пространства. С точки зрения обучения галоп на месте и галоп назад взаимосвязаны. Начинается обучение с укороченного галопа, который необходимо сокращать с каждым разом все больше и больше, пока лошадь не начнет галопировать на месте, а еще большее сокращение заставит ее двигаться назад. По причине своей сложности галоп на месте и галоп назад не входят в программу спортивной выездки. Что касается демонстрации этих элементов в национальных школах верховой езды, то у меня нет об этом никакой информации. Перемена ног на галопе
Перемена ног на галопе, или менка ног – упражнение высшей школы верховой езды, включаемое почти во все программы соревнований по выездке. По требованию всадника лошадь должна изменять последовательность выноса ног. Различают простую перемену и перемену ног в воздухе. Простая перемена ног выполняется путем перевода лошади в шаг и подъема в галоп с другой ноги. Перемену ног на галопе в воздухе производят в момент подвисания лошади. В различные программы езды включают перемену в 4, 2 и 1 темп галопа.
Перемена ног на галопе на месте выполняется так же, как и на простом галопе. Лошадь при этом идет в сборе.
Перемена ног на галопе назад под седлом осталась достижением только таких мастеров выездки, как Филлис и Боше. Национальные школы Франции, Австрии и Испании работают этот элемент в руках. Элементы Высшей школы верховой езды, изобретенные Джеймсом Филлисом
Выше я уже говорила об элементах От Эколь, изобретенных великим всадником Джеймсом Филлисом – галопе назад, балансе, серпантине на пассаже. Однако есть и другие элементы, принадлежащие Филлису, о которых я расскажу сейчас.
Новый испанский шаг основан на традиционном испанском шаге. Лошадь делает один шаг вперед и один назад. Например, она вытягивает правую переднюю ногу и делает шаг вперед, затем вытянутой левой передней ногой делает шаг назад. Задние ноги при этом двигаются, как и на обычном испанском шагу. То есть одной диагональю лошадь подается вперед, а другой назад, в результате выполняется упражнение, похожее на баллотэ-пиаффе. Диагонали лошадь может менять по команде всадника.
Галоп на трех ногах в два следа является очень трудным элементом. Для его выполнения лошадь должна уметь хорошо делать принимание на галопе, или плиэ, и простой галоп на трех ногах. Галоп на трех ногах в два следа выполняется аналогично приниманию на галопе, включенному в программу Большого приза в спортивной выездке, но при этом одна передняя нога лошади вытянута вперед и не касается земли.
Кроме того, Филлис выполнял вольты и пируэты на галопе на трех ногах, в то время как в цирке и национальных школах верховой езды галоп на трех ногах выполняется либо по прямой, либо по кругу большого радиуса.
Филлисом изобретена также испанская рысь в два темпа на каждую ногу. Лошадь делает два темпа на правой ноге, держа в воздухе вытянутую левую, затем делает два темпа левой ногой, держа на весу правую. На втором темпе с каждой ноги лошадь захватывает пространство меньше, чем на первом.
Исполнение галопа на месте на трех ногах и галопа назад на трех ногах, думаю, не нуждается в подробных комментариях. Основная трудность этих элементов заключается в том, чтобы посылом поддерживать вытянутую вперед переднюю ногу.
Наиболее сложным из элементов высшей школы верховой езды сам Филлис считал так называемую испанскую рысь в два темпа. Передние ноги выносятся в следующем порядке: правая, левая, затем правая, правая, потом левая, правая и левая, левая. Выполняя этот элемент, Филлис проезжал один или два раза вокруг манежа.
Подробное описание и исполнение перечисленных выше элементов высшей школы верховой езды в силу их сложности осталось достоянием Джеймса Филлиса.
Источник:http://raiter.flyboard.ru/topic402.html
Автором является лицо, разместившее (по ссылке выше) матерьял.
Все права сохранены.
|