Со времен позднего ренессанса Высшую систему отношений человека и лошади называли Hаute Ecole…
Александр Глебович в своей книге «Лошадиная энциклопедия» дал, пожалуй, самое точное определение этой школы:
"HAUTE ECOLE - образно говоря, обозначение наивысшего мастерства в работе с лошадью. Для каждой эпохи эталон, разумеется, разный. В XVII веке это было просто исполнение очень сложных элементов на лошадях, находящихся в состоянии полного сбора.
Это делалось болевым воздействием, то есть, употребляя шпоры и уздечку. Так или иначе, но это было верхом совершенства для той эпох; лучше, чем мастера HAUTE ECOLE, в мире на тот момент никто с лошадьми не работал.
В XX и XXI веке вершиной мастерства в работе с лошадью считается исполнение все тех же изобретенных в 17 веке элементов, но уже без любых средств принуждения лошади.
Более того, обучение лошади всем самым сложным фигурам и аллюрам должно происходить с сохранением полной свободы лошади. Не допускаются при обучении ни уздечки, ни удила, ни недоуздки всех типов. Категорически запрещаются любые наказания. HAUTE ECOLE вXXI веке опять-таки обозначает наивысшую степень сложности и мастерства".
В разные века отношения человека и лошади складывались по-разному. На заре возникновения школы, в XVI веке, Hаute Ecole была жестока к лошади необыкновенно, в XVII веке появились мастера мягких по тем временам методов. В свое время Плювинель и Дэ Нестьер совершили революцию в отношениях с лошадью, они были против жестокости и наказаний. Они поняли, что жестокостью невозможно добиться грации и расположения лошади.
В XIX веке Hаute Ecole практически исчезла. Но знания Hаute Ecole не исчезли, они передавались из поколения в поколение как некая ценность для избранных, для людей, имеющих особую одаренность в работе с лошадьми.
Нет смысла перечислять имена старых мастеров и тех, кто сегодня хранит секреты Школы. Вы узнаете о них из книги А. Невзорова «Лошадиная Энциклопедия».
Сейчас, в начале XXI века, Hаute Ecole преобразилась. Появилась новая Hаute Ecole. От старой остались лишь великолепные по красоте и сложности исполнения фигуры.
Отношения человека и лошади Hаute Ecole перешли на другой уровень -уровень любви, уважения и понимания лошади.
И совершенно не важно, посредством чего -курбетов и каприолей или пассажа за инвалидной коляской - люди находят взаимопонимание с лошадью.
Первым вдохновителем современной Hаute Ecole был древнекитайский философ Чжуан Цзы, который еще в 3 в до н.э. сказал, что одевать на лошадь уздечку просто нельзя, так как железо причиняет лошади только мучения и боль.
Нынешним переменам, тому, что хоть и в очень небольшом количестве, но все же появились люди, отдающие себе отчет в том, что отношения с лошадью невозможно выстроить, постоянно причиняя ей боль, мы обязаны нескольким мастерам Школы.
Вот их имена:
Это Марио Люраши. Мэтр конного мира, возродивший старинную французскую Hаute Ecole в ее подлинном виде, но без жестокости. Он был первым. Он добился отмены «мертвых» подсечек в кино. Его заслуги не нуждаются в комментариях. Он уже вошел в историю.
Это Магали Дельгадо, которая одной из первых решилась оставить спорт и продемонстрировать выездку Hаute Ecole на потрясающем "голом" андалусе Дао.
Это Франсуа Пиньон и его брат Фредерик, демонстрирующие великолепное взаимопонимание со своими лошадьми в спектаклях. Один работает только с жеребцами, другой только с кобылами.
Это Жан Марк Эмбер, необыкновенно талантливый молодой человек, демонстрирующий потрясающую безуздечечную езду под аплодисменты тысяч зрителей. Он собирает стадионы.
Среди них Андрзей Саиацки, Люка Монета Фердинанд Хамфлинг и, конечно, Фоксфилд Экуестриан Дрилл Тим (Foxfield Equestrian Drill Team).
Все эти мастера, безусловно, талантливы и могут показывать высшую школу на лошадях без уздечек и железа, однако используют его для подготовки элементов... и лишь на показательных выступлениях демонстрируют работу на кордео. Жаль.
Но есть еще несколько потрясающих человек, которые отказались от насилия, отказались от использования железа и вступили таким образом на путь современной Hаute Ecole
Это Силк Валентин. Силк устанавливает потрясающие отношения с лошадьми, не вставая с инвалидной коляски, и ее Бико легко даются фигуры Hаute Ecole.
Это Гонза Блаха - самый юный и, наверное, самый талантливый молодой человек, которому еще предстоит стать кумиром миллионов. У него огромное будущее. Он выработал свою собственную методику работы с лошадьми и уже достиг потрясающих результатов. Он сам понял необходимость сбора и научил этому своих лошадей на свободе.
Это Александр Невзоров, доведший Hаute Ecole до абсолюта. Ему удалось то, что еще несколько лет назад считалось невозможным. Он учит лошадей сложнейшим фигурам Hаute Ecole, не только не применяя насилия, наказаний, уздечки и железа, что является нормой для современной Hаute Ecole, но делает это все на лошади в сборе. То есть ему удалось раскрыть секрет природного сбора и баланса лошади. Сбору, без которого любые элементы бессмысленны и вредны для лошади, Невзоров учит на земле, на свободе, без применения каких-либо средств воздействия. Невзоров никогда не использует железо или даже недоуздок, начиная и заканчивая выездку на абсолютно свободнойот всего лошади.
Таким образом мы присутствуем при зарождении новой От Эколь - От Эколь Невзорова. Аналогов работы Невзорова в мире пока нет, но уже есть последователи, успехи которых заставляют понять, что будущее От Эколь предопределено.
Интересно то, что все мы, будучи раскиданы по всему миру -американцы, французы, русские, чехи, поляки, немцы, самостоятельно, без чьей-либо помощи, своими путями пришли к одному выводу! Лошадь не должна страдать! Железо - инструмент для причинения боли, использовать его нельзя. Вместе с тем, лошади для баланса необходим сбор. Достижение сбора не есть самоцель, он необходим для сбалансированного, сильного, чистого и грациозного исполнения элементов Haute Ecole. А элементы Haute Ecole, в свою очередь, необходимы как способ постижения лошадиной души.
Я не упомянула о натуральных отношениях, вероятно, несправедливо. Под термином натуральные отношения я имею в виду учение Парелли, бросивших его учеников и все сходные учения, основанные на попытках понимания лошадиной психологии. «Натуральные отношения» заслуживают огромного уважения, они в силу своей демократичности являются решением проблем для миллионов конников. Но «натуралы» ничего особенного от лошади не требуют.
Здесь я хочу дистанцироваться от Natural Horsemanship и объяснить разницу между школами. Мы не делим отношения с лошадью на Natural Horsemanship и что-то еще. Как совершенно справедливо говорит Невзоров: «Никаких мягких отношений не существует. Есть отношения патологические, а есть нормальные».
Основным отличием школ Hаute Ecole и Natural Horsemanship является тот факт, что «натуралы» делают все, чтобы расслабить лошадь, погасить ее природный дар и темперамент, а мы делаем все, чтобы вдохновить, разжечь лошадь, заинтересовать ее и раскрыть весь ее природный потенциал. Мы для воспитания выбираем самых горячих, темпераментных и норовистых лошадей. Чистокровки после скачек, жеребцы производители - это самые подходящие лошади для Hаute Ecole.
Посему наши методы не являются общедоступными. Всем желающим общаться и дружить с лошадью без насилия мы всегда советуем обратить внимание на школу Парелли первого уровня. Первый уровень Nаtural Horsemanship гениален.
Однако хотим предостеречь вас от последующих уровней. Вся работа под седлом с железом в Nаtural Horsemanship мало отличается от обычной, так как используется железо, инструмент для причинения боли во рту. Недоуздок с узелками тоже «не так прост». Он может весьма болезненно воздействовать на лошадиный храп. Более того, без железа лошади Nаtural Horsemanship не работают в сборе, что чрезвычайно вредно и болезненно для лошади.
Отдельная история – Монти Робертс.
О нем опять-таки очень точно сказал Невзоров в своей книге «Лошадиная энциклопедия»:
"Есть еще некто Монти Робертс, но он просто обслуживает лошадепожирающий механизм скачек и, являясь частью этого враждебного по сути своей для лошади явления, ни воспитателем лошадей, ни мастером считаться не может. Он с той, с мучительской стороны баррикады.
Для Монти психозы и трагедии лошадей - как для гробовщика стрельба в салуне. Он чуток самыми примитивными способами подлатывает искалеченную лошадиную психику и, потирая руки, наблюдает, как жокеи ломают ее снова." Источник: http://raiter.flyboard.ru/topic31.html