Horsik



Каталог статей
Главная | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Большой конный мир.

Выездка.
Выездка не означает тупого заучивания. Она придаёт лошади гимнастические движения. Лошадь слушается воли наездника и охотно ее выполняет. Поэтому в основе обучения каждой отдельной верховой лошади должна быть выездка.
Греческий генерал Ксенофон первым осознал значение этого и описал верховую езду как науку и искусство. На этой основе в Европе в эпоху Возрождения вновь возникло движение по изучению верховой езды, которое развилось в «классическую» верховую езду, составляющую основу современной выездки. Эти принципы были положены в основу обучения в кавалерии, которая, в общем и целом рассматривалась как элита лошадей и людей данной страны. В соответствии с классической иберийской дрессировкой, которая описана такими учителями как Плювиль и Де ля Герньер, движение лошади считается направленным скорее, вверх, нежели в сторону, что в современных спортивных соревнованиях нежелательно.

Современная выездка.
В современных упражнениях по выездке предписаны движения лошади (шаг, рысь, галоп). Желательно, чтобы эти движения не были высокими, но при этом хорошо покрывающими пространство – это было требованием кавалерии. При таком типе выездки теплокровная лошадь, благодаря, своему экстерьеру, оказалась весьма подходящей.
Упражнения проводятся в манеже, размеры которого устанавливают на международном уровне (60x20м или 40x20м).Существуют упражнения для новичка (Е – выводной и А-новичок) и выше до уровня соревнований Гран При и Олимпийских игр.

КЮР (Произвольная программа).

Участникам соревнований предоставляется также возможность выездки в форме произвольной программы под музыку.
Цель выездки – полная гармония всадника и лошади, при этом лошадь должна двигаться под всадником без устали; она должна радоваться движению и показывать собственные способности. Только так создаётся легкость, которую отмечают зрители как совершенное исполнение всадником и лошадью задач по выездке.

Породы лошадей в выездке:
Основные породы, используемые в современной выездке: Тракененская, Французский селль, Ганноверская, Голштинская, Ольденбургская, Датская теплокровная, Англо-арабская, Латвийская теплокровная, Украинская теплокровная.
Венская и Испанская школы верховой езды

Наследие Гэриньера вряд ли дошло до наших дней, если бы не Венская испанская школа верховой езды, история которой начинается одновременно с историей выездки в Европе вообще. Эта школа впервые упоминается в 1572 году. В 1580 году учрежден конзавод «Липпица», где была выведена липпицанская порода лошадей, очень способных для выездки. Известно, что предками липпицанов, которыми была укомплектована Венская школа, были испанские лошади. Отсюда и название Венской школы — испанская. «Испанский шаг» и другие искусственные упражнения в школе не культивировались и с ее названием не связаны.
Вот уже на протяжении более четырех веков в Вене верховую езду и выездку лошадей совершенствуют и доводят до уровня искусства, которое можно справедливо назвать классическим верховым искусством.
Кроме классического метода и своеобразного конского материала, Венская школа располагает прекрасным манежем, построенным в 1735 году по проекту известного архитектора Фишера фон Эрлаха. В этом белоснежном здании когда-то выступал Бетховен и заседал парламент. Сейчас раз в неделю дается представление белоснежных коней, которые несут золотые оголовья, белые седла. Всадники в длинных черных сапогах, коричневых фраках и белых бриджах.
Школа не работает для представлений, она стала скорее музеем, при этом главным считается сохранение традиций — понимание верховой езды как цели в себе, как искусства, поиски совершенства, отказ от конкуренции, от моды, от дешевой популярности, от личной славы. А это довольно трудная задача.
Некоторые личности в этом хорошо организованном коллективе все-таки особенно выдвигались. Больше всех уважают Макс Риттер фон Вейротера, который работал в школе с 1813 по 1833 год и был здесь оберберейтором. Известными по всей Европе обер-берейторами были Нидермейер (1867—1887) и Мейкснер (1897—1916). Последнего иногда называли «гением верхового искусства». Его учеником был один из самых известных всадников и тренеров Ричард Ветьен (тренер олимпийских команд троеборцев США в 1948 году, и выездки в ФРГ в 1956 году).
Его книга «Дрессировка лошадей для высшей школы», 1922 года издания, до сих пор является одним из самых ценных руководств по выездке. Крупным деятелем в истории школы был и Алоис Подгайский (обер-берейтор с 1935 года, директор с 1939 по 1964 год), развивший особенно бурную деятельность для популяризации школы.
Подгайский сам стал в 1936 году бронзовым призером Олимпийских игр. Чтобы доказать универсальность липпицанских лошадей и венских методов тренировки, он участвовал даже в международных соревнованиях по преодолению препятствий. Его богатое литературное творчество, особенно «Классическое верховое искусство» (1965) дает подробное изложение Венских традиций и методов, которые до этого передавались почти исключительно устно.
Школа дала много воспитанников, которые перенесли методы школы в другие страны и школы и в более обычную выездку. Самой видной фигурой среди них был Льюис Зеэгер, автор книги «Система верхового искусства» (1844), которая стала пособием как для берейторов Вены, так и для «немецкой школы» по выездке. В широко известной Ганноверской кавалерийской школе работал бывший обер-берейтор Гебхардт (Вена, 1887—1897), сделавший эту школу главным центром высшей школы верховой езды в стране. Совсем недавно свой вклад в олимпийскую историю внес еще один бывший обер-берейтор школы Георг Валь — тренер олимпийской чемпионки 1976 года Кристины Штюкельбергер.
В чем же сущность «классической школы» или «классического верхового искусства»?
Подгайский выражает цель выездки так: «Всадник должен чувствовать, что он является частью своей лошади». Такая гармония лошади и всадника — это главное отличие классической езды. Венская школа по своим традициям и конскому материалу склонна искать гармонию путем постоянного повышения сбора. Совершенство выполнения упражнений в максимальном сборе характеризуют такие примеры:
Нидермейер (обер-берейтор с 1867 по 1887 г.) показывал пиаффе, изменяя ритм движений точно по метроному, ритм которого изменяли посетители. На крупе его лошади при исполнении пиаффе стоял полный стакан с водой.
Мейкснер считал лучшей пробой выезженности лошади упражнение, которое сам иногда демонстрировал:двигаясь галопом по средней линии манежа, выполнял через каждые два маха галопа пируэты переменно налево и направо, каждый пируэт ровно шесть махов галопом, — всего восемь пируэтов налево и направо. И, пожалуй, правы были такие берейторы, которые обижались за сравнение их с цирковыми наездниками. Венские наездники гордо заявляли, что в цирке никогда не бывает такой выезженности и эластичности лошадей.
Неизменность идеалов способствовала образованию в Вене строго регламентированной методики подготовки лошадей. Последовательность упражнений в целом цикле подготовки и в каждом уровне очень стандартна. Вся подготовка делится на три фазы:
Первая фаза (один год) называется—езда прямо вперед. Лошадей берут в работу с 3,5-летнего возраста. Сначала их приучают двигаться и уравновешиваться на корде, потом выезжают ездой по прямым линиям, свободно, без малейшего сбора. Большое внимание уделяют спокойствию, ритму, контакту с поводом. Специальных упражнений не требуют, к концу года доходят до правильного подъема в галоп. В седло сажают обычно только молодых, начинающих всадников, так как старые будут слишком требовательны.
Вторая фаза (около одного года) — строевая езда. Развивают аллюры, импульс, гибкость лошадей, работают много на крупу, в углах, боковыми движениями на рыси. Применяются полуодержки, выпрямление, езда в сборе. В конце периода вырабатываются остановки, пируэты на шагу, осаживание.
Третья фаза может быть очень продолжительной. Это вся высшая школа. Упражнениями высшей школы начинают только на совершенно послушной, мягкой, собранной лошади. Естественные аллюры должны быть лучше развиты, лошадь физически заметно красивее и сильнее, чем в начале подготовки.
Сейчас принято сложные упражнения начинать с менки ног на галопе, которые развивают до менки в два этапа. (В Вене менку ног в один темп считали цирковым трюком, но в книге Подгайского дается описание этого упражнения.) После менки следуют пируэты на галопе, потом пиаффе и пассаж.
Когда лошади уже совершенно обучены пиаффе как в руках, так и под всадником, в пилярах и в длинных поводьях (вожжах), начинают работу над школьными прыжками. Подготовкой к ним является левада, которая достигается увеличением сбора во время пиаффе до того, что вся тяжесть лошади переносится на задние яоги и передние ноги сгибаются под передом. Лошадь не должна вставать на дыбы, и такая стойка при хорошем исполнении абсолютно неподвижна, как конная статуя.
Из этого положения махом переда вверх и отталкиванием задними ногами получается круппада, несколько (2—5) маленьких прыжков на задних ногах называется курбет. Труднейшие прыжки — баллотада и каприоль — требуют сильнейшего толчка, при котором корпус лошади будет в воздухе в горизонтальном положении.
Школьные прыжки довольно спорные упражнения. В Вене считают их естественным продолжением развития несущих и толкающих сил задних ног и умения пользоваться этими силами. Но поскольку школьные прыжки культивируются в очень узком кругу и требуют таких качеств, которые очень редки и не очень связаны с движением вперед, то понятно, что ФЕИ никогда не включало их в свои программы.
Для всадника эти прыжки являются интересной пробой равновесия и крепости посадки. Они исполняются всегда в седле, от которого стремена отстегнуты.
Обучение всадника происходит в Вене в той же последовательности упражнений, что и обучение лошади.
На освоение правильной посадки идут первые 6—12 мес и в это время ученики ездят только на корде. Следует езда на готовой лошади, обычно на лошади учителя, который так лучше всего может показать каждое упражнение. Через 2—4 года ученик способен выполнять на такой лошади все упражнения высшей школы, иногда его выпускают даже на представления. Но самому обучать лошадей ему позволят через 4—6 лет занятий, полный курс длится 6— 8 лет. Вообще всадник продолжает учиться всю жизнь, даже его посадку регулярно улучшают и поправляют работой на корде. «Высшая школа верховой езды как мудрость жизни—она приобретается в зрелом возрасте», — писал директор Гандлер.
В Венскую школу принимают только с 18 лет и предыдущие занятия верховой ездой считают скорее минусом, чем плюсом. Одновременно в школе только 4 ученика (лошадей в школе 60, выступающая группа берейторов 12 человек). С каждым из них занимаются два тренера из числа выступающих берейторов. Ученик имеет двух лошадей — готовую, которая учит его, и молодую, которую он сам учит. Требования к ученикам строгие, довольно часто их просят уйти через несколько лет занятий.
Для сохранения традиционной методики подготовки лошадей ограничены средства управления. Например, в руке всадник может держать только деревянную палку, притом при езде на трензеле—во внутренней руке концом вниз; при езде с мундштучным оголовьем — в правой руке концом вниз, а при езде только на мундштуке — в правой руке концом вверх. Все упражнения и движения вырабатываются сначала только на трензеле, мундштук надевают только на «готовую» лошадь. На корде, в руках, в пилярах и на вожжах пользуются развязками и кавессоном, который давит на нос лошади. Шпоры применяют впервые на втором году обучения лошади, обычно после овладения боковыми движениями до обработки остановки.
Работу в руках считают классическим приемом, но им сейчас пользуются только на лошадях, которые уже освоили под всадником энергичное движение вперед и податливость и мягкость при хорошем контакте повода. В руках работают 5—7 мин на уроке, в основном при выработке пиаффе и школьных прыжков.
К принципам классической школы относится избегание любых пороков и отклонений от правильных движений. Если у лошади уменьшается мах или изменяется ритм естественных движений, работу считают неправильной. Большой проблемой остается уход лошадей за повод, так как липпицанские лошади очень склонны к этому.
Большой ошибкой считается также открытый рот у лошади. Это понимают как сопротивление, избегание контакта с поводом. Но и такие маленькие пороки, как беспокойные уши или хвост, замедляют часто процесс подготовки. Ведь главным условием, чтобы чисто работать и долго сохранять лошадь, называют в Вене всегда медлительность, умеренность, терпеливость.
«Вполне можно готовить лошадь высшей школы уже к 8-летнему возрасту, но такая лошадь скорее всего уже в 12 лет будет изношена»,— пишет Подгайский. В Вене лошади выступают иногда до 30 лет. Конечно, сами последователи классической школы признавали, что абсолютно по классическим правилам лошади будут готовы к соревнованиям слишком поздно, а часто и никогда. Например, Штейнбрехт писал о пассаже и пиаффе: «Нормальной работой могут только отдельные особенно способные лошади в руках опытных и умелых всадников усвоих эти упражнения и только очень немногие из них подойти близко к идеалу». Искусство признает только таланты. Для современной верховой езды Венская школа дала основы выездки, сохранила и распространила культуру верховой езды.

Взято с сайта:www.kdvorik.ru

Приветствие Приветствие в выездке заключается в остановке, неподвижности лошади в течение секунд 5 -6, за время которых всадница делает отмашку правой рукой, держа поводья в левой руке, а всадник делает отмашку со снятым цилиндром в руке (осталась дань традициям - дамам можно оставаться в головных уборах, джентльмены при приветствии его снимают).
Остановка должна быть идеально ровной, симметричной. Представьте себе стол и четыре его ножки - они идеально симметричны относительно друг друга. С какой стороны не взглянете, задних не видно за передними.
Также и с лошадьми. Бывает, что ноги или подведены под корпус или отставлены, или расставлены в стороны - это неправильно.
Идеал - это "стол с четырьмя ровными ногами", если можно так выразиться.

Осаживание - тут практически согласна, если не брать во внимание, что осаживание на всех аллюрах в современной выездке не делается (да и раньше, когда делался галоп назад, он не назывался осаживанием, а назывался-таки галоп назад). Сейчас это упражнение делается на шагу, очень важно, чтобы осаживание было равномерным и незаторопленным, а переход в движение вперед, на любой аллюр - плавным и спокойным.

Вольт - круг диаметром 6 м. тело лошади изонуто, как бы составляет часть окружности, на внутренние конечности приходиться большая часть веса лошади

 

Серпантин (змейка) - перемещение лошади из одной стороны в другую через средную линию с неоднократной переменой направления влево вправо.

Восьмерка - фигура из двух одинаковых кругов, в точке их соединения происходит выпрямление лошади всадником и переход на второй круг без потери ритма движения.

 

Раверс - выполняется аналогично траверс, но голову лошади направляют внутрь манежа, а круп - к стенке.

Траверсале - вариант траверса, выполняется по диагонали манежа. Лошадь движеться в два следа.

 

Пассаж - Это вид верховой езды, представляющий собой укороченную, собранную, высокую ритмичную рысь. Зад лошади подведен, скакательные суставы и запястья сгибаются отчетливо, движения элегантны, воздушны. При движении наблюдается фаза подвисания. Зацеп копыта передней ноги поднимается до середины запястья другой ноги. Лошадь находиться в высокой степени сбора, не изменяя ритма может перейти на пиаффе и обратно на пассаж.

Пиаффе - Это пассаж на месте. Ноги лошади поднимаются четко и ритмично прямо по диагонали, сохраняя высокую степень сбора. Задняя часть корпуса в результате сильного сгибания суставов опущена, пружинящие задние ноги подведены и принимают на себя большую часть веса лошади. Перед лошади приподнят, передние конечности двигаются легко и свободно, вынос ноги идет не вперед, а вверх.

Переходы - это изменение аллюра, рамки внутри аллюра и смена элементов.
Переходы с аллюра на аллюр - вполне понятно. Переходы внутри аллюра - тоже понятно, это шире-короче. Ну, и переходы в элементах тоже понятно - делали пассаж, теперь пиаффе, потом из него в галоп, а там - менка ног, за ней - пируэт и т.д.
Главное в смене любого аллюра (переходе) - это сохранение ритма, темпа и равновесия - не должно быть задержек, заминок, но не должно быть и заторопленности.  

Принимание - принимание с обратным постановлением в схеме выездки не используют, это рабочий элемент, подготавливающий лошадь.
Само принимание у Боглика описано в корне неверно.
Принимание - это боковое движение в два следа, когда лошадь согнута и смотрит в сторону движения, передний отдел чуть обгоняет задний, лошадь на стенку обязательно должна приехать не параллельно стенке, а передним отделом. И внешние ноги ставятся впереди внутренних.

Плечо внутрь - это движение в два следа, готовящее лошадь к приниманию. Лошадь движется вдоль стенки, согнутая вокруг шенкеля всадника, отводя внутреннее плечо в манеж. Лошадь смотрит в ту же сторону, куда и движется - если движение ездой налево, так лошадь при этом и смотрит налево. Основное условие при плече внутрь - это отведенный внутрь передний отдел и совершенно прямолинейный - задний.
Грубейшая ошибка, если лошадь откидывает зад наружу, к стенке манежа.

Траверс - боковое движение, призванное улучшить работу зада, принятие повода, сгимнастированность лошади. Выглядит, как если вы едете по стенке, но внешним шенкелем попросили лошадь отвести зад внутрь манежа.
Лошадь согнута вокруг внутреннего шенкеля, выпрямленна, активно движется вперед.
 
Часто встречаются такие два понятия как прямолинейность и выпрямленность - и автор цитат использует их по собственному разумению.
Так вот, это в корне различные термины. Как жокей и наездник - незнающий человек разницу не поймет, а она - основополагающая.

Прямолинейность это прямое движение вперед. Например, по стенке или диагонали, или через центр манежа. Постановления у лошади нет, она двигается прямолинейно.

Выпрямленность - это равномерное сгибание лошади от ушей до хвоста. То есть, нигде из ровной дуги ничего не вываливается, не отставляется и не закидывается зад, не выставляется челюсть, не закидывается затылок, не выставляются плечи и т.д.
То есть, лошадь выпрямлена - согнута равномерно и симметрично.
Можно часто увидеть описание - лошадь выпрямлена на вольту. (не прямолинейна - этого вы нигде не прочитаете, а именно выпрямлена). Если бы выпрямленность была синонимом прямолинейности, я бы, честно говоря, не поняла бы, как лошадь может исполнять вольт, будучи прямолинеейной.
Категория: Большой конный мир. | Добавил: Lany (24.12.2007)
Просмотров: 3765 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Большой конный мир. [12]
Ветеринария. [6]
Полезное. [11]
Литература. [116]
Подсказки начинающим. [3]
Разное. [0]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
www.filly.msk.ru Сайт посвящённый НХ
www.raiter.flyboard.ru Конно-тематический форум Raiter
www.prokoni.ru Сайт любителей лошадей
Лошади и конный спортRambler's Top100
Эквихелп - общество помощи лошадямGoGo.ru 
 
 
 
  
Gogo.Ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
500
Наш опрос
Чем вы занимаетесь с лошадью?
Всего ответов: 304
Copyright MyCorp © 2024