Horsik



Каталог статей
Главная | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Большой конный мир.

НХ

Лошади - это травоядные животные, добыча для плотоядных. Это глубоко заложено в их сознании. когда они поступают так или иначе, это обусловлено логикой "добычи". Именно на этой логике и основаны 7 игр. Это те же "игры", в которые лошади играют и друг с другом, чтобы установить субординацию в табуне. Научась играть в эти 7 игр, вы сможете построить свои отношения с лошадью на дружбе, доверии и доминировании.

Сначала играть нужно держа лошадь на чомбуре длиной примерно 4 метра, потом, по мере того, как вы станете более опытным в играх и завоюете все больше уважения вашей лошади, переходите на более длинную веревку, например корду. Со временем никакая веревка не будет нужна, лошадь будет "привязана" к вам своим вниманием. (Веревка должна быть без острых краев, достаточно мягкая, чтобы не обжигать руки, но не скользкая, а самое главное - она должна быть тяжеленькой, чтобы по ней можно было пустить волну и она бы ощущалась на другом конце чомбура. Такую веревку можно найти на строительном рынке, в магазине споривных товаров или яхтенного снаряжения. Прим. перев.)

Все, чем бы вы не занимались с лошадью, должно быть игрой. Если вы подходите к ситуации с этой точки зрения, это поможет вам не раздражаться, если что-то пойдет не так, сделает обучение интереснее для лошади, даст повод вам вместе поразвлечься, да и просто так намного проще и быстрее достигается желаемый результат. (Многим не нравится слово "игра", так как они понимают его как баловство, рискованное рядом с таким крупным и сильным животным, или просто как нечто несерьезное. Парелли же подразумевает под этим словом вполне серьезные упражнения, но делает акцент на доброжелательном и веселом отношении к ним. Соблюдайте технику безопасности и учите лошадь быть более безопасной с помощью 7 Игр! Прим. перев.)
1 - "Дружелюбная игра".
С помощью этой игры вы доказываете лошади, что вы не причините ей вреда, даже если могли бы. Вместо того, чтобы просто похлопывать лошадь и спокойно передвигаться около нее, нужно создавать определенные пугающие ситуации, чтобы потом доказать, что эти ситуации не причинят ей вреда.

Нужно добиться того, чтобы было можно дотрагиваться до лошади в любом месте, набрасывать веревку на ее ноги, спину и голову, даже прыгать около нее. Таким образом, лошадь делается менее чувствительной к "страшным" моментам, предметам и ситуациям. Секрет заключается в том, чтобы предлагать "злые вещи" с определенным ритмом, улыбкой на лице и спокойным, расслабленным языком тела. (Для этого встаньте слева от лошади около ее шеи, левой рукой возьмитесь за чомбур на расстоянии примерно полутора метров от карабина, чтобы чомбур провисал, но чтобы лошадь, шагнув вперед, не достала вас задней ногой. Стиком или рукой начните гладить лошадь сначала по холке, плечам, по шее и спине, затем перейдите к ногам, животу и голове. Живот и голова - наиболее проблемные зоны, будьте осторожны. Затем встаньте лицом к лошади рядом с ее шеей. Стойте расслабленно, смотрите перед собой и начинайте ритмично махать свобоным концом чомбура перед собой на расстоянии от лошади. Если лошадь занервничает и начнет ходить, позвольте ей это делать, но при необходимости отзывайте за чомбур так, чтобы она постоянно смотрела на вас. Продолжайте махать веревкой перед собой, пока лошадь не остановится. Тогда в ту же секунду остановитесь и похвалите лошадь. Через какое-то время повторите упражнение, постепенно поднося веревку ближе к лошади. Так, с каждым разом, подносите веревку все ближе, потом начните ее накидывать лошади на холку, затем на спину итд. То же самое проделайте стоя с другой стороны лошади. Прим. перев.)

Действовать нужно в определенном ритме, пока лошадь не поймет, что ничего страшного в этом нет, и не будет стоять спокойно. По мере того, как у вас появится больше знаний и опыта, вы и сами придумаете 1000 новых игр из этой серии. У многих лошадей, даже много лет ходивших под седлом, не было случая познакомиться со своим седлом. Можно играть в дружелюбную игру с седлом и вальтрапом, аккуратно кладя их на спину лошади, а затем снимая, пока лошадь не станет спокойно стоять во время седловки.
Здесь важно обратить внимание на 2 вещи. Во-первых, лошадь должна иметь возможность двигаться, чтобы избежать "опасности", пока она еще считает ее опасностью. Т.е. нужно позволить лошади отступить, увернуться, держа ее на ненатянутой веревке, причем на такое расстояние, которое потребуется ей чтобы успокоиться и встать ровно на все 4 ноги. Во-вторых, "злые вещи" надо предлагать в определенном ритме, который даст лошади возможность предугадывать ваши действия. В эту игру надо всегда играть в первую очередь, до остальных 6 игр, а также в промежутках между ними. Каждый раз, как ты играешь в нее с лошадью, ты придаешь ей уверенности и поддерживаешь баланс между дружбой и доминированием.

2 - "Дикобразная игра".
Одним из врожденных инстинктов у лошадей является рефлекс сопротивления. Когда лошадь считает, что попалась в ловушку, у нее включается инстинкт "ломиться" сквозь давление. Если они чувствуют себя неуверенно, то первое, что приходит им в голову - это бороться (пробиваться, использовать силу) против давления, которое они ощущают, каким бы оно ни было, будь то недоуздок, трензель, подпруга или ваша нога. Вот почему лошади пятятся назад и создают проблемы в небольших помещениях, в коневозах, например. Они от природы страдают клаустрофобией, рефлекс сопротивления является стратегией выживания.

Дикобразная Игра учит лошадь уступать, отодвигаться от давления. Люди часто используют тыкающие или пихающие движения, но лучше оказывать устойчивое давление, которое заставит лошадь осознать свою обязанность уступать, чтобы обрести комфорт. (Некоторые другие тренера наоборот советуют прикладывать динамическое "постукивающее" давление, т.к. лошадь не сможет в него упереться и вам не придется состязаться в силе с 500-килограмовой махиной. Секрет метода Парелли заключается в воздействии на определенные участки тела лошади, более восприимчивые к давлению: чтобы отодвинуть перед, он нажимает на мягкое место между ганашом и шеей, для уступки задом - на ложбинку под маклоком. Прим. перев.)

Будьте аккуратны! Лошади в этих играх имеют "черный пояс"! Эту тактику они используют между собой для установления доминирования. Они, само собой, в свою очередь налягут на вас, проверяя, кто первый сдастся. Настаивайте на своем, не уступая ни сантиметра, как столб. Это означает, что ваши ноги будто бы прирастают к земле, и в тот момент, когда лошадь сдастся, она сразу же почувствует облегчение от устойчивого давления. Давление не должно следовать за ней! (Это означает, что надавив, вы не должны ослаблять давление ни на миг. Однако как только лошадь хотя бы перенесла вес от вас, уступая давлению, а еще лучше - сделала шаг в сторону, сразу же уберите давление. В идеале рука должна остаться на прежнем месте и лошадь сама себя освободит от давления, однако это бывает сложно сделать, поэтому просто уберите руку сразу, как лоашдь уступит. Прим. перев.)

Вам может понадобиться шпора или круглый камень, если лошадь особенно упертая. Помните: начинайте мягко и увеличивайте силу постепенно и неуклонно, до тех пор, пока лошадь не подвинется. Как только она уступит, ослабьте давление и почешите то место, куда давили. Когда она один раз поймет, что вам было нужно, вы сами удивитесь, насколько легко она будет уступать. (Парелли предлагает наращивать давление 4 фазами: давить на шерсть, давить на кожу, давить на мышцы, давить на кости. Почесать место, куда прикладывалось давление - это очень важный момент, которым нельзя пренебрегать, иначе со временем лошадь может начать уступать всякий раз, когда вы потянетесь к ее бедру, например. Очень хорошо делать такое упражнение: гладим бедро (лошадь стоит) - надавливаем на него (лошадь уступает) - опять гладим его (лошадь останавливается и стоит). Прим. перев.)

Используя Дикобразную Игру (устойчивое давление), можете ли вы подвинуть свою лошадь вперед, назад, в стороны (принять), направо и налево, ее перед, ее зад, голову вверх или вниз? Нужно добиться того, чтобы лошадь двигалась от легкого ровного прикосновения кончиков пальцев. Лошадь не должна шарахаться или убегать от такого прикосновения, она должна остановиться тогда, когда вы прекратите давление и потрете место, до которого дотрагивались.

(Будьте осторожны, когда будете работать над уступкой задом. Держите чомбур на такой длине, чтобы он провисал, но чтобы лошадь, шагнув вперед, не достала вас задней ногой, желая отделаться от давления. Отзовите ее за чомбур так, чтобы голова была немного повернута к вам, так ей будет легче уступить давлению и сложнее по вам отбить. Работая над уступкой передом вы скорее всего столкнетесь с тем, что лошадь будет двигаться вперед или назад вместо того, чтобы уступить. Если лошадь идет вперед, встаньте немного ближе к ее голове и постарайтесь как бы завернуть ее голову вокруг внешнего по отношению к вам плеча. Хвалите малейшие сдвиги в правильную сторону! Если лошадь отходит назад, то сдвиньтесь чуть назад и давайте команды более аккуратно. Попросите ее сначала просто отвернуть голову от вас, щедро похвалите, а затем отодвигайте шею и уже потом всю переднюю часть. Прим. перев.)
3 - " Направляющая игра".
Лошади играют друг с другом в Направляющую Игру постоянно. Они бросают напряженный взгляд, закладывают уши, взмахивают хвостом или поднимают заднюю ногу, чтобы сказать: "Если ты не подвинешься, я укушу или ударю!"
Эта игра следует за Дикобразной игрой т.к. сначала лошадь должна научиться уступать вашему физическому давлению. (Это действительно крайне важно, т.к. бывает, что нет простора для подачи жеста или лошадь просто не увидит его. Также Дикобразная игра - хорошая проверка, пройдена ли первая игра, разрешает ли лошадь везде до себя дотрагиваться. Прим. перев.). Тем самым вы развиваете "язык просьб". Лошадь осознает, что если она не послушается вашей легкой просьбы, она столкнется с физическим давлением, машущей веревкой, палкой или вашей рукой. Эта игра заключается в обучении лошади двигаться без того, чтобы дотрагиваться до нее. (Это также повысит ваш ранг в глазах лошади, т.к. в табуне лошади с более высоким рангом могут двигать других лошадей на расстоянии. Прим. перев.)
Если после подачи команды лошадь не двигается с места, надо дотронуться до нее, пока она не будет уступать ВСЕГДА. Здесь проходит отчетливая граница того, что лошадь в действительности понимает. Если вы бьете лошадь в качестве наказания, она не будет доверять вам и скорее всего будет оказывать сопротивление. Лошади не понимают наказания. Они понимают только негативные последствия. (Разницу наказания и негативных последствий (отрицательного подкрепления) см. в книге Карен Прайор "Не рычите на собаку"). Большая разница в том, что негативные последствия наступают сразу же за поведением, и их не сопровождают "грубые эмоции". Если вы предлагаете лошади подвинуться, а она этого не делает, она сталкивается с механической причиной, заставляющей ее двигаться, лошадь учится уступать дорогу быстрее. Это ее обязанность. Она не обидится на вас и в следующий раз или в третий раз подвинется быстрее.
Худшее, что вы можете сделать в этой ситуации - обмануть лошадь, не настоять на своем с помощью физического воздействия. Лошадь поймет, что если она не выполнит команду, то настаивать вы все равно не будете, и совсем перестанет вас уважать. Она знает, что если вы не заставите ее двигаться, что в ответ на ваши действия она может и просто стоять - значит, лидер она. Лошадь должна знать, что лидер не обманывает. Нужно быть настолько же честным и доминирующим, насколько таковой была бы ваша лошадь. (Лошади обучаются снятием давления. Если мы даем команду и снимаем давление до того, как лошадь даст правильный ответ, даже если мы сопровождаем это словами: "как тебе не стыдно??" или "нет, она не уступит!", лошадь понимает, что прваильно было потерпеть и не реагировать, раз это привело к снятию давления. Поэтому не надо давать необдуманных команд, но один раз дав команду, нужно добиваться ее выполнения, в рамках разумного, конечно. Прим. перев.).
Чтобы играть в Направляющую Игру, постарайтесь отослать лошадь назад, махнув на нее рукой, будто вы стряхиваете воду. Подвиньте ее переднюю половину, указывая на ее глаз, а заднюю половину - махнув кордой в сторону задних ног лошади, поначалу можно даже шлепнуть ей лошадь. Будьте все время вне досягаемости ее "средств сопротивления". Используйте корду, чтобы двигать ее, стоя у ее плеча. Гладьте ее, когда она сделала правильное движение. Играйте в эту игру до тех пор, пока не будет достаточно одного вашего напряженного взгляда, чтобы подвинуть задние ноги лошади.
4 - "Игра Йо-Йо".
С помощью этой игры вы учите лошадь подходить и отходить, двигаясь вперед-назад по прямой линии. Поначалу линия, конечно, прямой не будет, но стремиться нужно к этому. Многие лошади охотно подходят, но назад двигаться хотят только развернувшись. Другие легко отходят назад, но вам приходится буквально силой их подтягивать к себе. Считайте движение назад как первое "Йо" и подход к вам как второе "Йо". Игра "Йо-Йо" уравновешивает их.
Чтобы в нее играть, пустите по корде змейку, чтобы заставить лошадь отступить от вас.

Начинайте тихонько, затем увеличивайте волну, пока не начнет плясать недоуздок, и лошадь не почувствует дискомфорт, который заставит ее ноги двигаться. Если лошадь сразу начала отступать назад, немедленно остановите волны по корде, дав ей понять, что она поступила правильно. Снова начните потихоньку. Пустите по корде небольшую волну, пока лошадь не отступит опять. Продолжайте до тех пор, пока лошадь не будет четко выполнять упражнение. Сначала просите один-два шага, потом еще, пока лошадь не будет двигаться на всю длину корды.

Теперь поманите ее обратно. Мягкими движениями пробуйте подтянуть корду к себе, в ритме. Не натягивайте ее, а как бы приглаживайте ее руками, в конце делая подтягивающее движение, чтобы ненавязчиво показать лошади, чего вы хотите. Работайте над этой игрой до тех пор, пока не будет достаточно легкого взмаха корды, чтобы отослать лошадь назад и улыбки и опущенных рук, чтобы подманить ее обратно.

(Разные тренера обучают осаживанию по-разному, некоторые используют стик как продолжение руки, что очень удобно, т.к. для выполнения упражнения нам не нужно налезать своим пространством на пространство лошади. Здесь есть три способа: 1) постукивать стиком над чомбуром, затем легко касаться чомбура, затем постукивать... если лоашдь не отреагирует и на это, то можно постучать по узлу, которым корда крепится к недоуздку. 2) стик берется как лыжная палка и мы начинаем идти на лошадь, махая стиком так, чтобы он нижним концом касался лошадиной груди, если она не отступит. 3) стик берется перед собой, мы идем на лошадь и очерчиваем стиком полукруг - ближнюю к лошади границу нашего пространства, надвигающегося на нее. Если лошадь будет стоять на месте, стик заденет ее по верхней части ног. Делайте это аккуратно, бить лошадь не нужно!

 5 - "Кружащая Игра".
Многие думают, что это похоже на работу на корде, но Кружащая Игра значит намного больше. Это моральное упражнение настолько же, насколько и физическое, т.к. лошадь понимает, что она должна сохранять темп и направление, заданное вами, пока вы не дадите команду его изменить. (При обычной работе на корде лошадь конечно же тоже не должна самовольно менять аллюр или направление движения. Смысл в том, что Кружащая игра - это сочетание Направляющей игры, Йо-йо и направления лошади по кругу. Эта игра не призвана отработать лошадь на корде, здесь важно как она отходит на круг и насколько хорошо реагирует на легкие команды, подаваемые на расстоянии. Прим. перев.)

Чтобы играть в Кружащую Игру, поставьте лошадь носом к себе. Используйте Направляющую Игру, чтобы повернуть от себя переднюю половину лошади. Дав знак двигаться, стойте спокойно, не используйте бич, не держите руку все время вверх, не поворачивайте корпус - просто стойте.

Когда вы решите, что пора остановиться, поверните лошадиный нос к себе снова. Затем поверните ее задние ноги, используя Направляющую игру. Большой секрет состоит в том, что когда лошадь делает то, что вы просите, оставляйте ее в покое! Когда она начинает делать что-то нежелательное - действуйте. Каждый раз, как она попытается изменить скорость движения или направления, подманите ее к себе и отошлите назад опять. Постепенно она запомнит, что идя по кругу с заданной скоростью, она получает комфорт. Нужно просить лошадь совершить вокруг вас минимум 2 и максимум 4 круга. Если лошадь описывает 2 круга без помощи - это показывает ее уважение и готовность вас слушать. После 4 кругов лошади начинает становиться скучно. Если вы хотите добиться от нее больше 4 кругов, играйте с ней в эту игру на неровной земле, ставьте какие-то препятствия, отпускайте веревку каждый раз на разную длину. Не забывайте смотреть на это с точки зрения лошади. Пусть эта игра останется интересной для нее.

6 - "Принимание".
Чем лучше ваша лошадь двигается назад и в стороны, тем лучше она будет делать и все остальное. Эта игра не только позволяет поддерживать лошадь в отличной физической форме, ее можно использовать и для того, чтобы лошадь успокоилась и начала использовать свои умственные способности для обучения.

На первых порах для этой игры потребуется стенка. Стенка подскажет лошади, что двигаться вперед не нужно, пока она соображает, что же вы от нее хотите. Чомбур длиной 4 м. и хлыстик - все, что нужно, чтобы начать. Принимание - это та же Направляющая игра в сочетании с Дикобразной Игрой, т.е. отсылаете нос, потом задние ноги, снова нос, снова задние ноги - и так вдоль всей стенки.

Скоро лошадь поймет и постарается двигаться одновременно передними и задними ногами. Если голова слишком далеко отворачивается, надо подогнать задние ноги. Четко следите, чтобы не тянуть ее голову к себе, если она слишком удаляется. Упражняйтесь до тех пор, пока лошадь не станет изображать принимание одинаково хорошо вправо и влево, ровно и плавно. Обычно лошадям легче принимать в какую-то одну сторону.

(Это метод Парелли, однако лошади отлично понимают и когда давление оказывается сразу на середину корпуса в районе подпруги. Можно оказывать физическое давление, как в Дикобразной игре, а можно отодвигать корпус жестом, как в Направляющей. Дальше многие тренера переходят к приниманию на себя, надавливая с внешнего бока кордой, обернутой вокруг корпуса. Прим. перев.)
7 - "Выжимающая Игра".
Страдая клаустрофобией от природы, лошади ненавидят узкие или тесные пространства. Эта игра позволит лошади победить такие страхи. Она научится не паниковать и не преодолевать узкие проходы одним прыжком.

Встаньте около стенки. Стойте на расстоянии где-то 4 м. от нее. Для некоторых лошадей даже это покажется слишком узким проходом, так что если понадобится, отодвиньтесь еще дальше. По мере того, как лошадь начинает спокойно проходить в такой проход, двигайтесь на полшага ближе к стене, пока не подойдете на расстояние в 80-90 см. Обратите внимание, чтобы с другой стороны "прохода" ничто не препятствовало движению лошади. Пройдя проход в одну сторону, пусть лошадь развернется и пройдет его с другой стороны. Сначала тренируйте это на шагу, потом на рыси, а потом на коротком галопе. Когда "этап пройден", попробуйте послать лошадь в коневоз, а не вести ее туда!

(Эта игра пригождается также для того, чтобы лошадь спокойно проходила под низкими ветками, заходила на мойку итд. Поработав с одной стороной, не забудьте встать с другой стороны от лошади и проделать все то же еще раз. Помните о том, что у вас две лошади: левая и правая, причем правая зачастую сложнее в обучении, так что будьте готовы к тому, что вам придется начать с самого начала. Сохраняйте терпение и продвигайтесь вперед меаленькими шагами. С "проблемной" стороной нужно работать 70% времени, с "легкой" - 30%. Прим. перев.)

Как долго нужно играть?
До тех пор, пока не будет достигнуто согласие с лошадью. Лошадь должна уверенно играть в эти игры, быть спокойной и внимательной, пока вы не решите закончить занятие. Это может занять 2 минуты, а может и 2 часа. Если вы в самом начале обучите лошадь этим играм, это сильно облегчит вам жизнь в последующем тренинге.

7 игр подавляют в лошади сопротивление. (Правильнее даже было бы сказать - учат лошадь хорошим манерам общения с человеком и настраивают на сотрудничество. Прим. перев.) Даже в других ситуациях вы вдруг увидите ее ответы, которых не ожидали. Они решают многие проблемы, т.к. воспитывают в лошади храбрость, сообразительность, спокойствие и способствуют поддержанию хорошей физической формы.

Эти игры создают язык для общения и основу для навыков, на которых строится любое обучение лошади. Настоящий конник, придерживающийся принципа "естественных отношений" (Natural Horsemanship), не жалеет времени на развитие своей лошади: не пытается "срезать путь" и не использует искусственные приспособления. Механические средства управления неестественны и представляют собой "путь силы". По мере того, как вы начнете лучше понимать лошадь, вы узнаете ответы на многие свои вопросы, узнаете в каком плане поработать над собой, чтобы стать настоящим конником!
Остальную информацию вы можете прочитать на сайте www.filly.msk.ru
Автор: Pat Parelli
Перевод и комментарии: Анна Макаревич
Оригинальный текст на сайте www.parelli.com, комментарии Анны Макаревич.
Перевод Анны Макаревич.


Источник: http://www.filly.msk.ru
Категория: Большой конный мир. | Добавил: Lany (22.12.2007) | Автор: Автор: Pat Parelli
Просмотров: 1308 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Большой конный мир. [12]
Ветеринария. [6]
Полезное. [11]
Литература. [116]
Подсказки начинающим. [3]
Разное. [0]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
www.filly.msk.ru Сайт посвящённый НХ
www.raiter.flyboard.ru Конно-тематический форум Raiter
www.prokoni.ru Сайт любителей лошадей
Лошади и конный спортRambler's Top100
Эквихелп - общество помощи лошадямGoGo.ru 
 
 
 
  
Gogo.Ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
500
Наш опрос
Чем вы занимаетесь с лошадью?
Всего ответов: 304
Copyright MyCorp © 2024