Horsik



Каталог статей
Главная | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Литература.

Дрессировка лошади в цирке. Часть-19

Высота подъема передних ног лошадей при испанском шаге и рыси должна доходить до уровня ее плечевого сустава и выше. Описанные выше стул и пластину с успехом можно использовать, обучая ло­шадь испанской рыси.

Композиция движений лошадей (маневрирование) в тандеме, выбор школьных аллюров и их чередование (последовательность) всецело зависят от режиссерской изобретательности дрессировщика, его худо­жественного вкуса, опыта и подготовленности лошадей. Примерная схема выступления хорошо отрепетированного тандема может быть следующая:

Выезд испанской рысью на середину манежа, остановка и салют, переход в рысь или пассаж, вольты и заезды в обе стороны. Шаг — первая лошадь по барьеру передними ногами, вторая лошадь — зад­ними, или наоборот. Дрессировщик по первой или второй писте, галоп — перемена направления, заезды — переход в шаг, головная лошадь — переднее балансе, средняя и подседельная — заднее балан­се. Уход с манежа — первая и вторая лошадь на «гох», подседель­ная — после пассажа. Конец каждой репризы можно отмечать салю­том на середине манежа.

Очень зрительно выигрывает так называемый школьный парный тан­дем, исполняемый синхронно кавалером и амазонкой. Особое значение имеет в тандеме однотипность внешних форм лошадей, положение их голов. Масти лошадей могут быть контрастными: например, первая лошадь вороная, остальные серые или, наоборот, первая серая, осталь­ные вороные; первая и подседельная серые, средняя вороная. Все лошади гнедые, серые или вороные. Следует избегать брать в тандем лошадей блеклых мастей: чалых, бурых, темно-рыжих. При парном тандеме желательно, чтобы у партнеров были лошади разных мастей. Например, у кавалера — вороные, у амазонки — серые, буланые и соловые, чубарые и пегие. Подседельная лошадь никоим образом не должна быть выше ростом остальных. Большое значение при демонстрации имеют костюмы артистов, сбруя и убранство лошади. Учитывая, что цирковая работа тандем восходит к старым временам, не следует лишать ее пышности и помпезности.

Догкарт (легкий двухколесный одноконный экипаж). Здесь цирко­вой номер высшей школы верховой езды, в котором артист (в боль­шинстве случаев артистка), сидя в экипаже, управляет лошадью лонжами (вожжами) и бичом (фарпайчем). Школьную лошадь за­прягают в догкарт при помощи изогнутого дышла, укрепленного шар­ниром к седелке (рис. 47). Такое крепление дает лошади свободу движения, не мешает производить повороты и боковые движения. Дрессировка лошадей для догкарта и техника управления ими не от­личается от подготовки и управления лошадьми в тандеме. Запря­женная в догкарт лошадь идет испанским шагом, испанской рысью, пассажем, двигается в два следа (боковые движения), исполняет салют, балансе и поклоны.

Значительные колебания тела галопирующей лошади передаются на экипаж, поэтому галоп в догкарте неприемлем. Эффектность догкарта на манеже во многом зависит от внешней де­коративности и режиссерского решения. Как свидетельствует Е. М. Кузнецов, во времена увлечения этим номером «вожжи, сиденье и колеса догкарта разукрашивались цветочными гирляндами, кос­тюм наездницы делался в тон и в стиль упряжки или, вернее, уп­ряжь лакировалась и отделывалась «под костюм»; наконец, в номер вводились дрессированные собаки, которые шли между колес или на ходу лошади юлили у нее между копытами». Подготовка двойного догкарта (с двумя запряженными цугом ло­шадьми) требует от дрессировщика большого искусства, опыта и вре­мени, что вполне оправдывается эффектностью этого номера.

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НОМЕРОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

 

Для придания большей эффектности и помпезности по­казу номеров высшей школы каждый из них должен иметь музыкаль­ное сопровождение.

Основа этого сопровождения — полная синхронность ритма музыки с ритмом движений лошади.

Необходимо помнить, что, несмотря на наличие хорошей музыкаль­ной памяти, не лошадь следует за ритмом музыки, а музыка сопро­вождает движения лошади.

Для этого дирижер оркестра следит за ритмом движения лошади и в соответствии с ними управляет ритмом оркестра. Как правило, для музыкального сопровождения номеров высшей школы подбираются ритмичные танцевальные и маршевые мелодии. Например, для балансе — румба, а для пассажа — марши и т. д. Чем четче и ритмичнее будет звучать оркестр, тем синхроннее и эф­фектнее движения лошади. Они будут для зрителей создавать пол­ное впечатление, что лошадь «танцует».

 

 

 

 

 

 

 

Часть V ДРЕССИРОВКА ЛОШАДЕЙ «НА СВОБОДЕ»

 

Под дрессировкой лошадей «на свободе» имеется ввиду приучение лошади к выполнению различных сложных движений, поз и трюков без всадника, а по командам и незаметным для зрите­лей сигналам и знакам, подаваемым дрессировщиком. Чем незаметнее для зрителей будет влияние дрессировщика на ло­шадь, чем естественнее и непринужденнее лошадь будет выполнять свой трюк, тем эффектнее будет номер, создавая великолепное цир­ковое зрелище.

 

Глава 1. МЕТОД ДРЕССИРОВКИ И ПОДБОР ЛОШАДЕЙ

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

«Свобода», «дрессированные лошади на свободе» — так в цирковой программе (репертуаре цирка) называют конные номера, в которых дрессированные лошади без всадника выполняют на мане­же по командам и знакам дрессировщика различные построения, фи­гуры и трюки.

Дрессировщик заставляет выученную лошадь (лошадей) выполнять всю работу по командам, по условным знакам, движениям шамбарьера и фарпайча, по своим почти незаметным передвижениям на мане­же. Чем незаметнее в свободе (конечно, как и в любых других но­мерах дрессуры) воздействие дрессировщика на лошадь, тем сильнее у зрителей эстетическое восприятие искусства дрессировки. Цирковой дрессировщик — это и артист и режиссер-постановщик своих номеров. Артистизм его слагается из умения эффектно пока­зать лошадей на свободе, умения красиво держать себя на манеже и творчески развивать художественно-постановочные принципы уже найденных решений в программах данного жанра. Слагаемые красоты — это мягкая пластическая манера дрессировщи­ка легкость и безупречность исполнения лошадью трюкового репер­туара и всей работы, ее дисциплинированность и, безусловно, экс­терьер.

 

МЕТОД ДРЕССИРОВКИ

 

Гуманные методы обращения с животными значитель­но лучше влияют на красоту, на высокое художественно-эстетиче­ское восприятие зрелища и выполняют задачу морально-воспитатель­ного воздействия как на зрителя, так и на самих артистов советского цирка.

Для советского циркового дрессировщика даже не может быть пред­метом дискуссии вопрос, какой метод применять в дрессировке: суро­вый — грубый или гуманный — мягкий. Дисциплинированные, ис­полнительные и добронравные лошади никогда не могут быть воспи­таны грубостью, побоями, при отсутствии доверия лошади к человеку. В условиях производственной работы в цирке неизмеримо велико значение гуманной дрессуры, охватывающей методы комплексного воздействия на лошадь. Выработка условных рефлексов должна строиться в первую очередь на поощрении (вкусовом, ободрении го­лосом, лаской), на применении строгости и требовательности в ин­тонациях голоса и настойчивости. И только в последнюю очередь, и как можно реже, разрешается допускать в принуждении или в нака­зании болевой раздражитель.

Частое применение болевых приемов в дрессировке приводит к тому, что лошадь начинает бояться дрессировщика, дрожит, подходя к не­му, нервничает, предчувствуя удары и побои, поджимает хвост, вы­зывая у зрителя своим видом жалость и отрицательное отношение к дрессировщику.

При гуманном методе дрессировки лошадь быстрее усваивает все требования и трюки, которым ее обучают, весело и безошибочно вы­полняет их, и у дрессировщика вырабатывается контакт с лошадью, а у нее — любовь к нему, желание подчиняться. И наоборот, лошадь, выдрессированная грубыми, болевыми приема­ми, начинает ненавидеть дрессировщика, у нее вырабатывается не­желание подчиняться ему, а в цирке этот метод приводит еще и к непоправимым результатам. Лошадь, обладая относительно ограни­ченными умственными способностями, все же достаточно умна и со­образительна. Поэтому, понимая, что на репетициях за неподчине­ние командам и неисполнение трюков ее тотчас ждут побои (болевые раздражители), она выполняет все требования дрессировщика четко и безошибочно. В условиях же представления (зрители, музыка, свет, костюмы, другая сбруя), когда лошадь нельзя бить за неподчинение и ошибки, она познает возможность не подчиняться командам, не выполнять сразу и четко трюки, фигуры и перестроения, и в итоге дрессировщик демонстрирует свою плохую работу. Надо здесь напомнить о том, что наказание лошади за непослушание и ошибки после представления, спустя некоторое время, не может быть лошадью понято и послужит только развитию нервозности и озлобления.

Нельзя обойти молчанием и не обратить внимания также и на этиче­скую сторону грубого метода дрессировки, его отрицательного влияния на людей циркового коллектива, в котором познают жизнь и по­стоянно вращаются не только взрослые, но и дети большинства ра­ботников.

Выработка и обучение дрессировке по единой методике и следование ей в работе имеет огромное теоретическое и практическое значение для развития искусства циркового конного жанра, возрождения его художественных ценностей и для экономической эффективности в производственно-эксплуатационном процессе. Положения эти отно­сятся не только к дрессуре на свободе, но и к выездке лошадей для цирковых номеров высшей школы, к возрождению и совершенство­ванию мастерства разнообразных цирковых наездников, для дальней­шего художественного развития в целом искусства циркового кон­ного жанра.

Говоря о методах дрессировки, нельзя также забывать, что кроме твердого знания законов выработки у лошадей нужных условных рефлексов и торможения вредных дрессировщик в своей работе дол­жен всегда иметь в виду следующее:

1. Выбирать амплуа для каждой лошади надо в зависимости от ее способностей (к аппортировке, подниманию на дыбы, пиаффированию и т. д.), ведя наблюдение, когда лошади находятся еще в ко­нюшне.

2. Процесс закрепления определенных навыков (трюков, движений) считать законченным, когда твердо установится связь между коман­дами и выполняемыми действиями лошади.

3. В зависимости от типа высшей нервной деятельности у лошадей по-разному проявляется характер преобладающих реакций, и на один и тот же раздражитель у двух лошадей реакция может быть совершенно различной. У одних преобладает оборонительная реакция в активной форме, у других — в пассивной. У некоторых лошадей более резко выражена пищевая, или ориентировочная реакция. Уме­ние определять по поведению лошадей характер преобладающей ре­акции имеет очень важное практическое значение в дрессировке. Наличие той или другой преобладающей реакции (характера) требу­ет от дрессировщика определенного подхода. Например, с робкими, трусливыми лошадьми следует соблюдать осторожность, развивая у них смелость. Дрессировку лошадей с преобладанием пищевых ре­акций (жадных) целесообразно строить на пищевых безусловных раздражителях (подкормка).

У молодых лошадей высшая нервная деятельность очень пластична и легче поддается переделке, а у старых она консервативнее. Можно тем или иным способом форсировать развитие определенных качеств у лошади, но нельзя ставить для беззащитной лошади непосильные сегодня для нее задачи и требовать их исполнения. Практика такого рода никогда не имела успеха, калечила животных, а затраченный труд оставался без вознаграждения. По учению И. П. Павлова при образовании условного рефлекса в ка­честве начального раздражения является раздражение клеток коры больших полушарий головного мозга. Немалое значение имеет при этом физическая сила раздражителя. Чем сильнее условный раздра­житель, чем больше энергии поступает с ним в большие полушария головного мозга, тем больше условно-рефлекторный эффект (при про­чих равных условиях), тем энергичнее двигательная реакция. Но есть предел, за которым еще более сильный раздражитель не увеличивает, а уменьшает этот эффект.

Чтобы выработать у лошади прочный условный рефлекс, необходимо время от времени подкреплять его безусловным раздражителем, на основе которого он был выработан (например, подкормка, туширование и т. д.). Если такое подкрепление отсутствует, то проявление условного рефлекса постепенно ослабевает и в конце концов может совсем исчезнуть. Иначе говоря, происходит угасание рефлекса. Не всякий раздражитель одинаково действует на разных лошадей. Сильный окрик дрессировщика или резкое туширование у одной ло­шади вызывает усиленное возбуждение, и она активно начинает ра­ботать, а у другой лошади этот же раздражитель вызывает отказ выполнять команды дрессировщика. Объясняется это тем, что силь­ный раздражитель вызвал у второй лошади сильное возбуждение нервных клеток, превысив их работоспособность. В виде защиты от сильного раздражителя в нервных клетках развивается запредельное торможение, которое И. П. Павловым было названо охранительным торможением (охраняющим нервные клетки от разрушения). Охра­нительным торможением организм отвечает также при многократном беспрерывном повторении одного и того же приема, и вместо возбуж­дения у лошади появляется вялость и: она отказывается от дальней­шего повторения приема. Во избежание этого следует постоянно разнообразить порядок прорабатываемых приемов, не отвлекаясь от поставленной перед собой основной задачи.

Первостепенное значение для работы «на свободе» имеет подбор ло­шадей. Целесообразно приобретать не производителей и не обяза­тельно чистопородных или лошадей редких пород. Требованиям цир­ка могут отвечать и полукровные лошади, красивые по масти, пред­почтительно добронравные по характеру. Однако исключительно красивых лошадей не так часто удается найти. При покупке лошадей нельзя рассчитывать на подбор только добро­нравных животных. Попадаются иногда нужные по экстерьеру и ма­сти лошади, но злые, пугливые, норовистые, с уже испорченным ха­рактером. Умелые дрессировщики и обслуживающий персонал могут исправить характер у лошади своим вниманием, настойчивостью, тре­бовательностью и в первую очередь доброжелательным и ласковым обращением.

 

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ С ШАМБАРЬЕРОМ И ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ

 

Прежде чем работать с лошадьми, дрессировщик должен научиться в совершенстве владеть шамбарьером, который служит дрессировщику инструментом для регулирования движения лошади и исполнения ею трюков, но не средством наказания животного. Владеть в совершенстве шамбарьером — это значит попадать, касать­ся лошади концом ударника шамбарьера или, как профессионально называют в цирке, тушировать лошадь по определенному месту ее корпуса. Кроме того, шамбарьер в руках дрессировщика в различных положениях, как и передвижение самого дрессировщика на манеже, служат также регулированию и направлению движения лошадей и выполнению ими трюковой работы. Дрессировщик, приучая лошадь к точным и одинаковым для каждого значения действиям шамбарьера, вырабатывает у лошади определенную необходимую для работы ре­акцию — условный рефлекс. Использование шамбарьера, движения и жесты самого дрессировщика подробно разбираются дальше приме­нительно к конкретным описаниям работы с лошадьми по обучению их нужным аллюрам, трюкам, различным переменам движения, по­строениям и перестроениям.

Определяя производственное назначение шамбарьера как инструмен­та (средства, прибора), помогающего в дрессировке, следует одновре­менно предостеречь от неправильного использования его, обратить внимание на недопустимость непроизводственного, нехудожественно­го применения шамбарьера только для бесцельных шумовых эффек­тов. Дрессировщик не имеет права выполнять на манеже сам и шам­барьером ни одного бессмысленного, лишнего движения, не служа­щего определенным целям управления и постановочно-художествен­ного решения.

Будет уместным провести параллель между артистом-дрессировщи­ком большой группы лошадей «на свободе» и дирижером оркестра. В руках первого — шамбарьер, у второго — дирижерская палочка служат управлению ансамблем. Цирковому дрессировщику необходи­мо также достигать высокого профессионализма, мастерства, худо­жественной выразительности, чтобы иметь право называться арти­стом, творить и доставлять людям радость искусством циркового кон­ного жанра.

Научиться в совершенстве владеть шамбарьером, то есть точно, сво­бодно и красиво применять его в работе, можно только в результате упорных, длительных и правильных тренировок. Основные рекомен­дации по освоению работы с шамберьером, приводимые с учетом по­следовательности обучения и тренировок, следующие:

Первое — необходимо научиться правильно держать шамбарьер. Для этого надо взять его за ручку древка, зажать в руке так, чтобы конец ручки выступал из кулака на 1—2 см; вытянуть руку вперед, древко должно быть прямым продолжением руки, пальцы руки об­ращены вниз; из такого положения шамбарьера ударник забрасыва­ется вверх назад и посылается вперед, как бы передавая посыл от руки к древку и от древка на конец ударника — на наконечник. Ана­логия с легким броском камешка пальцами руки вперед. Когда такому посылу начнет подчиняться ударник и при этом он не будет захлестываться, задевать лошадь и находящихся поблизости людей и когда будет отработан точный посыл ударника вперед и щелчок наконечника, можно переходить к попаданию наконечником в определенные заданные точки.

Тренировки для точности попадания могут проводиться сперва в лю­бом подходящем месте, затем на манеже с различными предметами и вещами. Например, раскладываются для этого на полу, на барьере кусочки бумажек, палочки, мячики и т. д. Стоя от предметов на рас­стоянии длины шамбарьера (древка и ударника) и вытянутой руки, следует сбивать наконечником предметы в различном порядке (под­ряд, через один, по заказу, варьируя самым разнообразным обра­зом). Добившись абсолютно точного попадания в разные предметы и в разных условиях, следует пользоваться шамбарьером в работе с лошадьми (рис. 48).

Использование шамберьера в редких случаях допустимо для вызова сильного болевого раздражителя в целях наказания лошади, при воз­действии на нее только (подчеркиваем — только) в момент ее злоб­ного, систематического неповиновения, неисполнения усвоенных трю­ков и движения, нарушения порядка, укуса других лошадей и т. д. Суровый окрик по кличке и сильный щелчок (удар) по корпусу, но не по голове, должны являться достаточным воздействием на лошадь. Приучая ее к повиновению, дрессировщик должен разумно регулиро­вать силу щелчка шамбарьером, не забывая того, что наконечником ударника можно при сильном ударе рассечь кожу, как ножом. Таким образом, для дрессировщика является обязательным овладе­ние и точностью и различной силы ударом наконечника, чтобы этот инструмент верно служил в его руках дрессировке и в нужных ред­ких случаях — разумному своевременному наказанию, но не причи­нению травмы лошади.

 

ФАРПАЙЧ — МАЛЫЙ ШАМБАРЬЕР

 

Для дрессировки и регулирования движения и исполне­ния трюков дополнительно к шамбарьеру используется также другой вид хлыста, состоящего из гибкого древка длиною 1,8 м, но с нако­нечником длиною всего 30—40 см.

Профессионалы называют этот хлыст фарпайчем. Конкретное его на­значение и применение будут подробно рассматриваться дальше.

 

Глава 2. ПРИУЧЕНИЕ ЛОШАДИ К УСЛОВИЯМ РАБОТЫ

 

Процесс дрессировки лошади можно разделить на два последовательных цикла:

1. Общий (общедисциплинарный).

2. Специальный — дрессировка «на свободе».

Очень важно соблюдать последовательность в работе по обучению лошади как по циклам, так и по объему каждого цикла, переходя постепенно от простых по усвоению элементов к более сложным, что­бы лошадь с наименьшим напряжением и принуждением привыкала к выполнению всех требований дрессировщика. Работающим в кон­ном жанре необходимо неуклонно следовать этим правилам, очень внимательно изучая одновременно характер и способности каждой лошади.

 

ПРИУЧЕНИЕ К СБРУЕ

 

Нужно очень спокойно и последовательно приучать ло­шадь к уздечке, гурте с нахвостником и арнирами. На первой стадии обучения лошадь арнируется слабо, затем посте­пенно голова подтягивается и лошадь приучается к сбору. Следует тщательно подгонять сбрую и следить внимательно за тем, чтобы сбруя не раздражала лошадь, нигде не защемляла кожу. За кольцо трензеля уздечки с левой стороны прицепляется длинная лонжа для удержания лошади и прогонки по кругу манежа, для пред­отвращения ее попыток выскочить за барьер, для сдерживания и управления лошадью на первых этапах обучения и дрессировки, приучения к повиновению, к шамберьеру. Дрессировщик в левой руке держит лонжу, в правой шамбарьер, которым он направляет движение лошади на манеже.

 

КОМАНДЫ

 

Большое практическое значение в процессе обучения и работы с лошадьми в цирке приобретает доведение и применение дрессировщиками единых, унифицированных четких команд управ­ления лошадьми.

Если раньше (в далеком прошлом) дрессировщики были преимуще­ственно иностранцы и, соответственно, в дрессуре применялись команды на иностранных языках, то теперь для советских дресси­ровщиков нецелесообразно их применение, кроме небольшого количе­ства общепринятых иностранных слов команды и названий фигур. Обучаться и вести дрессировку следует, придерживаясь одинаковых слов команды на русском языке, которые должны произноситься чет­ко в повелительном тоне.

Основные команды следующие:

В аллюрах — Шаг! Шагом!

Рысь! Рысью!

Галоп! Галопом!

Карьер! Карьером!

В движениях и положениях

— Стой!                    Лечь!

Пошли! Вперед!        Встать!

Тихо!                          Сесть!

Назад!

Ко мне!

Ап! (прыжок)

На место!

По парам!

В исполнении фигур

— Барьер!                  На тумбу!

Вольт!

Пируэт! Кругом!

Вверх!

Гох! (подъем на задние ноги)

Удар!

Окрики                      — Стоять!

 

ПРИУЧЕНИЕ ЛОШАДИ К МАНЕЖУ

 

Цирковой манеж (арена) обычно 13 м в диаметре, окай­мленный барьером шириной 0,5 м и высотой 40—50 см, имеет опреде­ленные названия по площади и окружности, которые приобретают конкретное значение и назначение в процессе обучения, работы и построения номера.

По площади манеж подразделяется и называется:

1. Первая писта — круг (дорожка) от барьера внутри манежа ши­риной 0,5 м.

2. Вторая писта — круг внутри манежа шириной 0,5 м от первой писты.

3. Третья писта — круг внутри манежа шириной 0,5 м от второй писты.

4. Центр манежа.

По окружности манеж делится:

1. Форганг — выход из-за кулисной части (проход за кулисы).

2. Главный проход (вход) напротив форганга.

3. Боковые проходы разделяются на правый и левый, считая от фор­ганга при положении лицом к манежу.

4. Четырьмя проходами манеж делится на четыре четверти, считая по барьеру направо от форганга.

Приучение лошади к манежу начинается с выводки ее, держа за ко­роткую лонжу, и проводки по манежу. Если лошадь спокойная, не бо­ится, не пытается выскочить и привыкла уже к манежу, нужно да­вать ей возможность иногда свободно походить, побегать на манеже и поваляться.

Дрессировщик, начиная проводку и прогонку лошади на лонже, при­учает ее идти по кругу у самого барьера, что на профессиональном языке в цирке называется «держать писту», направляя движение лошади шамбарьером, а первое время и при помощи лонжи, пристег­нутой за кольцо удила с левой стороны. «Держать писту» сперва учат шагом, затем рысью, потом галопом с выбросом вперед только левой ноги. Движение кругом по манежу на­чинают с направления против часовой стрелки. При перемене направ­ления по часовой стрелке перестегивают лонжу за правое кольцо удила. В тренировках и прогонках периодически меняют направ­ление.

 

Категория: Литература. | Добавил: Lany (24.12.2007)

Просмотров: 5350 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Большой конный мир. [12]
Ветеринария. [6]
Полезное. [11]
Литература. [116]
Подсказки начинающим. [3]
Разное. [0]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
www.filly.msk.ru Сайт посвящённый НХ
www.raiter.flyboard.ru Конно-тематический форум Raiter
www.prokoni.ru Сайт любителей лошадей
Лошади и конный спортRambler's Top100
Эквихелп - общество помощи лошадямGoGo.ru 
 
 
 
  
Gogo.Ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
500
Наш опрос
Чем вы занимаетесь с лошадью?
Всего ответов: 304
Copyright MyCorp © 2024