Horsik



Каталог статей
Главная | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Литература.

Дрессировка лошаи в цирке. Часть-12.

Глава 4. ПИАФФЕ

 

ПИАФФЕ-ШАГ

 

Пиаффе-шаг отличается от обыкновенного шага тем, что, идя им, лошадь ставит ноги по диагонали, но, в отличие от рыси,— без моментов подвисания.

Упражнять в этом аллюре лошадь следует, когда движения на со­бранной рыси приобретут четкость и будут отрывистыми. При движении пиаффе-шагом всадник ведет лошадь в сильном сборе, работая шенкелями поочередно, как на испанском шаге, но более ча­сто, и прикладывая шенкель в момент опускания односторонней с ним ноги (передней), следя за тем, чтобы в момент этого движения поднималась и односторонняя задняя нога, то есть чтобы движение было строго диагонально и отчетливо. Усиление действия шенкелей при выдержке поводьев приведет к пи-аффированию. Выработать это движение можно только при очень точ­ном и согласованном действии шенкелей с движением ног лошади. Трудность пиаффе-шага, несмотря на кажущуюся простоту, заключа­ется в том, что подъем диагонали без подвисания значительно труд­нее. Иногда лошади легче перейти в рысь или даже в пассаж, чем держаться на этом шаге.

Пиаффе-шаг можно назвать скорее упражнением, чем аллюром, способствующим исполнению манежных движений, на которые тре­буется активная работа задних конечностей. Кроме того, такой шаг служит хорошей подготовкой для пиаффе (рис. 32). При выработке пиаффе-шага могут быть допущены ошибки:

1. Беспрерывной работой шенкелей всадник так разгонит лошадь, что она начинает частить.

2. Не чувствуя движений ног лошади, всадник принял движения сто­роны за движения диагонали, и лошадь пошла иноходью, от чего оту­чить ее становится делом трудным и продолжительным.

 

 

 

ПИАФФЕ

 

Можно наблюдать, как лошадь, будучи привязана или сдерживаемая поводьями, желая устремиться вперед, нетерпеливо перебирает ногами на месте, топчется. С возрастанием нетерпения это топтание становится более медленным, и слышен звук ударов ко­пыт о землю. Лошадь переступает с одной диагонали на другую, оста­ваясь на месте. Это естественное пиаффе вызывается, с одной сторо­ны» нетерпением и стремлением вперед самой лошади, а с другой стороны, удерживанием ее на месте поводьями. Это обстоятельство и было использовано нашими предшественниками для обучения ло­шадей пиаффе, а именно, были изобретены пиляры, которые имели одно назначение — удерживать лошадь на месте. И наездник, дейст­вуя хлыстом, побуждал лошадь к исполнению пиаффе. Пиаффе, как известно,— движение рысью на месте при высоком подъеме ног и медленном темпе, при котором ноги сильно согнуты в суставах (рис. 32). Задние ноги лошади несут большую часть всей тяжести, а передние дают только легкую опору. При высоко постав­ленной передней части круп лошади опущен вследствие сильного сгибания всех суставов задних ног. Поясница поднимается дугооб­разно. Чем энергичнее отталкиваются ноги лошади от земли и чем выше они поднимаются и чем меньше при этом движении корпуса лошади, тем совершеннее пиаффе. При идеальном цирковом пиаффе лошадь поднимает переднюю ногу так высоко, что предплечья становятся горизонтальными, а заднюю так, что копыто достигает половины плюсны другой ноги. Лошадь при этом находится в хорошем сборе. Стремясь все время к движению вперед, она на каждом темпе должна отжевывать удило, оставаясь на месте, так, чтобы копыта ставились след в след.

В прежние времена пиаффе было очень распространено как школь­ное движение, и при выездке лошадей обучали пиаффе как усовер­шенствованию рыси еще до обучения галопу. Его также применяли как средство для исправления лошадей, не гнущих на рыси конеч­ности, и для лошадей с так называемым волочащимся ходом. Дейст­вительно, пиаффе наилучшим образом уравновешивает лошадь. То­гда же учителя применяли пиаффе и для обучения своих учеников эластичности посадки. Учеников сажали на хорошо пиаффирующую лошадь (в пилярах) и требовали, чтобы без повода (держа руки на бедрах) и без стремян они сидели спокойно и мягко, доверчиво отда­ваясь движениям лошади. И действительно, поднимающие и опуска­ющие движения лошади на пиаффе при всей их энергии так легки, что связь всадника с седлом ни на один момент не ослабляется, и это вырабатывает чувство ритма и пластичности, ощущение уверен­ности и непринужденности посадки, что составляет основу хорошей езды.

 

ОБУЧЕНИЕ ПИАФФЕ ПУТЕМ УКОРАЧИВАНИЯ ПАССАЖА

 

Кажется вполне логичным, что, укорачивая с каждым уроком пассаж, можно добиться его исполнения на месте, то есть пиаффировать. Но это возможно при условии, если лошадь идет пасса­жем легко, сильно сгибая своп конечности. Только такой пассаж уси­лением шенкелей и подталкиванием лошади шпорами в темп движе­ния всадник может сократить до пиаффе. При сокращении пассажа все время подталкиваемая шпорами лошадь будет нарушать контакт повода усиленным сбором и желанием встать за поводом, спрятаться за него. Этим обстоятельством и должен воспользоваться всадник, так как в эти моменты лошадь двигается наиболее короткими и высо­кими шагами пассажа, близкими к пиаффе. Однако это нарушение контакта не должно быть продолжительным, и всадник в любой мо­мент должен уметь восстановить его. Задача наездника — вести лошадь в таком точном равновесии, что­бы ода, собираясь, была на грани по­ложения за поводом, но не шла бы за ним.

Хорошей подготовкой для пиаффе служат боковые движения на пасса­же, и самым выгодным моментом их следует считать переход от бокового движения в одну сторону к боковому движению в другую. В этот момент равновесие лошади так неустойчиво, что малейшая задержка вызывает движение на месте.

 

ОБУЧЕНИЕ ПИАФФЕ С ШАГА

 

Если лошадь не обучена пассажу, то научить ее пиаффе мож­но и с места и с шага. Лучше предва­рительно поставить лошадь на пиаффе-шаг (рис. 33).

Всадник, ведя лошадь пиаффе-шагом, пробует отступать вправо или влево от прямой линии. Особенную точность ощущений дает переход от движения влево к движению вправо и наоборот. В эти моменты всадник прибегает к большей полуодержке, не прекращая работы шенкелей и не давая лошади прекратить движения пассажа. На каждой такой полуодер­жке (когда лошадь, замедлив движе­ние, не прекратила работать ногами), всадник гладит и ласкает лошадь. Он терпеливо доводит эти полуодержки до пиаффе, на котором работа шенке­лей не замирает, а побуждает лошадь все к новым и новым отталкиваниям. Полученное таким образом пиаффе вначале, быть может, не будет иметь воздушности и шаги его будут не­сколько вязнущие. Остается в даль­нейшем оживить их с помощью шпор.

 

О ДЕЙСТВИИ ШЕНКЕЛЕЙ И ПОВОДЬЕВ ПРИ ДВИЖЕНИИ ЛОШАДИ ПИАФФЕ

 

Разница в помощи шенкелей на пиаффе по сравнению с пассажем заключается в том, что на пассаже шенкель прикладывают к боку лошади в момент приподнимания, а на пиаффе — в мо­мент опускания односторонней с ним задней ноги лошади. Таким образом, задняя нога лошади на пиаффе, опускаясь на землю и на­талкиваясь боком этой же стороны на шенкель, как бы сама подсте­гивает себя. Учащенное действие шенкелей вызывает и более учащен­ные шаги лошади на пиаффе.

Умение держать повод на пиаффе заключается в том, чтобы вести ло­шадь в таком точном равновесии, при котором она находилась бы на грани положения «за поводом», но не встала бы за него. Совершен­ствуя пиаффе, наездник в первую очередь совершенствует точность опоры лошади на повод, без чего немыслима и точная работа ног. Легкость повода и стремление лошади к постоянному упору на него легче всего исправят все недостатки в движениях. Вначале не следу­ет гнаться за высотой движений, а лучше добиваться ровного темпа и чистоты его.

 

ОШИБКИ, ВСТРЕЧАЕМЫЕ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ПИАФФЕ

 

ЧАСТОЕ, ТОРОПЛИВОЕ ПИАФФЕ БЕЗ ДОСТАТОЧНОГО ПОДЪЕМА НОГ.

 

Этот вид пиаффе доступен каждой лошади. Исполняя его, лошадь почти не поднимает диагонально расположенные ноги, а только намечает движение, иногда даже не отделяя от земли зацепов копыт. В начале обучения каждое пиаффе бывает частым, и дело дрессировщика — добиться постепенно более редких темпов, как и при выработке рыси. Пиаффируя, лошадь часто выказывает свое не­терпение, следовательно, импульс энергии уже есть, и наезднику остается только пользоваться ею и направлять ее. Это значительно лучше, чем если мы имеем дело с вялой, ежесекундно желающей ос­тановиться лошадью, требующей побуждения при каждом шаге. Совершенно напрасны старания некоторых дрессировщиков с пер­вых же уроков пиаффе получить высокие и редкие темпы. Ведь труд­ность исполнения лошадью пиаффе заключается в удержании равно­весия, находясь на одной диагонали. Вполне понятно, что только по­степенными упражнениями она может быть приучена к медленному пиаффе, когда хорошо уравновесится в этом новом для нее движении. Добиться редкого пиаффе с выдержкой в воздухе диагонально рас­положенных ног можно при глубокой спокойной посадке на балансе, нерезком посыле шпор и при спокойном прикладывании шенкеля к боку лошади в момент опускания ее бедра.

 

ЛОШАДЬ СЛИШКОМ ПОДВОДИТ ЗАДНИЕ НОГИ И НЕДОСТАТОЧНО АКТИВНО РАБОТАЕТ ИМИ.

 

Некоторые лошади при пиаффе высоко и ритмично поднимают и опускают передние ноги, задние же ноги так далеко под­водят под корпус, что они не в состоянии отделяться от земли. Чем настойчивее наездник требует шенкелями работы задних ног, тем больше опоры на них ищет лошадь и тем слабее становятся пружины задних ног. К такому пиаффе будут склонны лошади, имеющие слишком раскрытые углы скакательных суставов (саблистые), и ло­шади, имеющие утрированные движения рысью с высоким поставом передней части (идущие высоко на прямых несогнутых задних ногах).

Для того чтобы возбудить энергию задних ног и придать крупу боль­шую подвижность, надо чаще упражнять лошадь в откидывании задней части то в одну, то в другую сторону, держа ее больше в рав­новесии на центре. Так как лошадь от действия шенкелей уже при­выкла сильно подводить под центр задние ноги, то энергия шенкелей не должна переходить за пределы. Все свое внимание дрессировщик должен сосредоточить на работе задних ног лошади и немедленно по­ощрять сглаживанием малейшее их оживление от шенкеля или шпоры. При исполнении пиаффе на лошади с таким недостатком сна­чала следует пройти тротом в два следа то в одну, то в другую сто­рону, а само пиаффе делать с некоторым движением вперед. Как только замечают, что задние ноги перестают работать, лошадь заставляют идти в два следа. Итак, лучшим моментом для пиаффе будет использование перехода от бокового движения в одну сторону к боковому движению в другую сторону. Пусть первые темпы пиаф­фе будут несколько балансирующими, это не беда, лишь бы движе­ние задних ног не угасло. При работе таких лошадей пилярные пово­дья привязываются к столбам ниже и короче, чтобы дать больше сво­боды задним ногам и ограничить движения передних ног. При работе такой лошади «в руках» не следует ставить за ней помощника-бичевого, а лучше самому тушировать в обратном направлении, то есть с передней части корпуса на заднюю, не позволяя ей делать задни­ми ногами длинных шагов.

 

ЛОШАДЬ НЕДОСТАТОЧНО ВЫСОКО ПОДНИМАЕТ ПЕРЕДНИЕ НОГИ, ВЫСОКО БРОСАЯ ЗАДНИМИ.

 

Это искажение пиаффе опасно тем, что лошадь склонна встать за поводом. Особенно опасно с лошадьми сильными и упрямы­ми от природы.

Исправляя этот недостаток, следует посылать лошадь исключительно вперед, с некоторым переносом тяжести назад. Чтобы заставить ло­шадь выше поднимать передние ноги, прибегают к тушированию. А для большей подвижности передних ног приходится применять балансирование, перенося тяжесть с одной стороны передней части на другую и обратно, что облегчает подъем передних ног лошади. Полезна также работа на развязках или в пилярах.

 

ЛОШАДЬ РАСКАЧИВАЕТ ЗАДНЕЙ ЧАСТЬЮ КОРПУСА.

 

Желая уклониться от полного сгибания задних ног при исполнении пиаффе, лошадь прибегает к отступанию в стороны задними ногами. Такое отступание, если вместе с этим лошадь про­изводит раскачивание корпусом, подобно маятнику, еще в большей степени облегчает ее работу. Раскачивания корпусом у разных ло­шадей различны. Одна лошадь уклоняет свой корпус в сторону под­нятой задней ноги; к этому раскачивающему пиаффе склонны лоша­ди, имеющие слабые спину и круп. Исправлять этот недостаток сле­дует прежде всего продолжительной гимнастикой, укрепляющей мускулатуру, спокойной посадкой с одновременным посылом обоими шенкелями или шпорами.

Другой вид раскачивающегося в стороны пиаффе, при котором опу­скающаяся задняя нога ставится в сторону, составляет самую боль­шую ошибку в пиаффе. Тут не может быть и речи о настоящем сгиба­нии суставов задних ног, так как нога ступает не по центру, а в сто­рону. К такому неправильному пиаффе особенно предрасположены лошади, от природы отличающиеся волочащимся, шатким и вялым движением задних ног. Исправление этого недостатка часто бывает делом не только трудным, но и безрезультатным. Однако и здесь ра­зумная гимнастика может помочь делу. Основная задача в данном случае — препятствовать задним ногам ступать в стороны. Как под­готовительное упражнение для этого будет движение в два следа, производимое лучше «в руках», при котором дрессировщик, обращая все внимание на задние ноги лошади, следит за тем, чтобы правая задняя нога все время переступала через переднюю. Работу на пиаф­фе надо производить в непосредственной близости от барьера, чтобы он был препятствием для отставления ноги в сторону. Очевидно, эту работу надо производить поочередно на обе стороны. Работая у барьера, дрессировщик дает лошади легкое постановление внутрь манежа и, одновременно действуя левой шпорой и уклоном своего корпуса в эту же сторону, заставляет лошадь подать левую заднюю ногу ближе к правой ноге, движения которой в свою очередь огра­ничены барьером. Эта работа смягчает лошадь, вырабатывает гиб­кость в боках и суставах задних ног.

 

ЛОШАДЬ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ПИАФФЕ РАСКАЧИВАЕТ ПЕРЕДНЕЙ ЧАСТЬЮ КОРПУСА.

 

Если приходится иметь дело с лошадью, имеющей от природы тяжелую массивную переднюю часть с широкой грудью, то при работе такой лошади на пиаффе неминуемо раскачивание перед­ней частью. Это происходит потому, что лошадь с широко поставлен­ными передними ногами обычно тяжело держится на одной диаго­нали (основное условие пиаффе), и стремится перенести всю тяжесть своей головы и шеи на стоящие на земле ноги — это одна из причин раскачивания. Другая причина заключается в том, что для подъема предплечья и сгибания запястного сустава у такой лошади недостаточно работы только мышц плеча, и она усиливает их шейной мышцей той же стороны, что ей легче всего сделать, наклоняя голову и шею в противоположную поднятой ноге сторону. Очевидно, этот природный недостаток нельзя исправить, и наезднику остается толь­ко сгладить впечатление тяжеловесности, а не усиливать его, как это часто делается в цирке.

 

ЛОШАДЬ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ПИАФФЕ СТАВИТ НОГИ ОДНОЙ ДИАГОНАЛИ ВПЕРЕД, А НОГИ ДРУГОЙ – НЕМНОГО НАЗАД.

 

Причиной такого неправильного исполнения может быть или укоренившаяся привычка лошади, идущая от несогласован­ного воздействия шенкелей и поводьев всадника, или же болезнен­ное состояние ног лошади.

Привычка, как известно, очень легко укореняется в памяти ло­шади. Может быть, в начале обучения пиаффе лошадь сделала совер­шенно случайно два-три таких неправильных движения. Наездник мог не заметить этой ошибки и поощрить лошадь, и она вошла у нее в привычку. Несогласованность работы шенкелей и поводьев всадни­ка также может породить этот дефект, если на одной диагонали он ее больше задерживает или посылает, чем на другой. Если причиной неправильного движения является физический не­достаток, то какая-либо одна нога лошади (обычно задняя) недоста­точно сгибается, не может так далеко подступать под центр лошади и, следовательно, не может так далеко выдвигать противоположную ей переднюю ногу. В данном случае без лечения искоренить этот недостаток полностью невозможно, однако он может быть до некото­рой степени сглажен, если при пиаффировании требовать от лошади меньшего сбора, а само пиаффе сделать более частым.

Для исправления этого недостатка под седлом следует посылать лошадь в тот момент, когда ноги отстающей диагонали готовятся сту­пить на землю, и наоборот, осаживать поводьями в момент наступания ног опережающей диагонали. Теоретически это логично, но на практике очень трудно уловить такие моменты, так как промежутки между ними очень коротки и далеко не каждый дрессировщик может ощущать неправильное подступание задних ног лошади. Значитель­ную помощь тут может оказать зеркало. Гораздо легче учить лошадь правильному пиаффе без всадника. Для этого мундштучные поводья подтягиваются на шею лошади, а дрессировщик с помощником ста­новятся по бокам лошади, держа ее свободно на развязных поводьях. Лучше надеть поверх оголовья капцунг и держать за два пристегну­тых к нему повода. Наездник становится с той стороны лошади, с которой диагональ больше выступает вперед. Когда лошадь начнет в таком положении выполнять свое искаженное пиаффе, то наездни­ку будут видны все ошибки ее движений. Исправляя их, он туширу­ет хлыстом обращенную к барьеру отстающую заднюю ногу и, дей­ствуя поводом своей стороны, удерживает диагональ, которая выдви­гается вперед. Помощник же, стоя с другой стороны, туширует спереди другую заднюю ногу в тот момент, когда она хочет выдвинуться вперед. Следует сказать, что подобная работа требует боль­шой согласованности двух людей, терпения и спокойствия. Наездник должен поймать момент, когда лошадь сделает два-три правильных шага, прекратить работу, огладить и поощрить лошадь.

 

ЛОШАДЬ ОТ ДЕЙСТВИЯ ШПОРЫ ОТБИВАЕТ ЗАДНЕЙ НОГОЙ.

 

При внимательном наблюдении можно видеть, что от­бивать лошадь может двояко: вперед в направлении действующей шпоры или ударом назад отставляя ногу в сторону. В первом случае она злобно реагирует на шпору, во втором мы имеем дело с физиче­ским недостатком ноги, затрудняющим ее сгибание. Чтобы отучить лошадь отбивать, надо приучить ее к шпоре посте­пенно, и если к началу обучения пиаффе дефект не устранен, то это следует считать большим недостатком подготовки. Еще до пиаффе сбор лошади должен быть усовершенствован, что невозможно сде­лать, не приучив лошадь к шпоре. Если лошадь была «зашпорена», то на некоторое время лучше совсем снять шпоры. Однако чтобы убедиться в причине отбивания лошади, следует прак­тиковать работу на пиаффе «в руках» (как говорилось ранее). Если при работе в руках лошадь, работая нормально, не пытается отбить, значит, дело не в состоянии лошади, а в резкости действия шпорой. Если же ноги лошади вполне здоровы и отбивание ногой вошло в привычку, то бывает полезно, поставив позади лошади опытного по­мощника, сильным ударом хлыста не дать ей отбить. Это грубое воз­действие иногда приводит к результатам. Далеко не каждая лошадь способна исполнять медленное пиаффе. Наиболее способными к пиаффированию оказываются лошади, имею­щие высоко поставленную, не отягощенную переднюю часть, не длин­ные предплечья, высоко расположенные запястья, сильный подвиж­ный круп и поясницу, сильные бедра и скакательные суставы, кото­рые не должны быть очень раскрытыми.

 

Глава 5. ПАССАЖ

 

Пассаж заключается в равномерном коротком движе­нии с высоким подъемом и выдержкой диагональных ног в воздухе. При правильном пассаже лошадь так высоко поднимает диагонали, что передняя часть копыта поднятой передней ноги доходит до по­ловины пясти другой ноги, стоящей на земле, а копыто поднятой жадней ноги — до нижней трети высоты плюсны. Чем выше лошадь поднимает ноги при движении пассажем и чем ровнее промежутки времени между подъемами диагональных ног, тем эффектнее пассаж. Пассаж причисляется к естественным движениям лошади, и можно наблюдать, как на свободе полная сил лошадь, резвясь, идет пас­сажем. Лошадь, идущая пассажем, должна быть сильно собрана, но ее фигура не должна принимать от этого напряженного и укорочен­ного положения, а наоборот, каждым своим движением она как бы демонстрирует раскованность.

 

СПОСОБНОСТЬ ЛОШАДЕЙ К ПАССАЖУ

 

Обучить движению пассажем можно каждую лошадь, обладающую нормальными пропорциями и достаточной энергично­стью. Но есть лошади, которые от природы предрасположены к нему. Их строение наиболее благоприятно для пассажа: хороший выход шеи, свободная пристановка головы, косое плечо и лопатка, короткое предплечье с высоко расположенным запястьем, сильная поясница и круп, а самое главное — сильные бедра и скакательные суставы. Из наших отечественных пород наибольшей способностью обладают терские, арабские, буденновские и тракененские. Но встречаются экземпляры лошадей, предрасположенных к пассажу независимо от породы. В спортивных обществах можно встретить поставленных на пассаж лошадей самых различных пород, вплоть до орловского рыса­ка (некоторые экземпляры этой породы способны к очень высоким и эффектным движениям).

Трудно, а иногда и невозможно обучить хорошему пассажу лоша­дей с пристановкой головы, ограничивающей ее движения (сбор), короткой шеей и затылком, узким ганашом, а также прямым отвес­ным плечом, свислым крупом, раскрытыми углами скакательных суставов (прямая нога) и отставленными задними ногами. Кроме экстерьерных данных способность лошади к пассажу в большой мере зависит от ее характера и темперамента. Так лошадь, обладающая энергичным темпераментом, будет более приспособлена для обуче­ния пассажу, чем вялая и флегматичная.

 

О СПОСОБАХ ОБУЧЕНИЯ

 

В прошлые времена до обучения пассажу лошадей обу­чали пиаффе. Чтобы критически отнестись к этому способу обучения, нужно быть знакомым с ним и ясно представлять себе его принци­пы. К сожалению, большинство наших наездников, будучи знакомы­ми только с системой Джемса Филлиса, отрицательно относятся ко всему остальному.

В русской берейторской школе существовало даже правило: не да­вать идти пассажем, пока лошадь не будет в совершенстве пиаффировать. Такого же мнения придерживаются и зарубежные специали­сты в настоящее время.

Вполне понятно, что лошадь, уже обученная пиаффе, легко пойдет пассажем, так как каданс этого аллюра и равновесие уже выработаны на пиаффе. Следовательно, метод вполне реален. Наезднику остается только вызвать посылом движение вперед. При выработке пассажа с помощью лонжи лошадь выводилась в ма­неж на развязной уздечке под гуртой. Поверх развязной уздечки на­девался капцунг. К носовому кольцу капцунга пристегивалась лонжа. Дрессировщик двигался с лошадью вдоль барьера, держа в одной руке лонжу на метр от кольца капцунга, а в другой руке — фарпайч, ко­торым он побуждает лошадь двигаться вперед, а лонжей сдерживая излишек этого движения, не позволяя лошади броситься вперед. Ког­да таким образом достигнута ритмичность движения лошади сокра­щенной рысью, дрессировщик один или с помощью помощника туши­рует одну из поднятых ног, добиваясь более высокого подъема. Не привыкшая к тушированию лошадь вначале от прикосновения хлыста резким движением бросается вперед, но «цук» капцунга сдерживает ее, и свою стремительность она вынуждена употребить на высоту подъема конечностей, что в итоге создает красивую картину. Иногда вместо обыкновенной лонжи применялась лонжа-палка, что позволяло наезднику поворачивать голову лошади не только в свою сторону, но и от себя.

По существу, вся эта работа являлась прототипом работы «в ру­ках» и, несмотря на кажущуюся грубость, она требовала большой согласованности дрессировщика в работе лонжей и хлыстом. Применение лонжи, капцунга и развязок было вполне целесообраз­ным, так как наездникам того времени приходилось иметь дело с большими, грубыми и часто злыми жеребцами, с которыми рабо­тать было очень нелегко. Развязки сдерживали и собирали лошадь, капцунг умерял ее пыл, а хлыст побуждал к энергичным движе­ниям.

Пассаж, полученный при обучении этим способом, по описаниям и старым гравюрам представлял собой величественную и парадную картину.

Подготовку лошади к пассажу лучше начинать «в руках». Повод при этом следует разбирать, как при боковых движениях. Это позволяет дрессировщику видеть движения лошади и улавливать каждый мо­мент воздействия на нее, согласуясь с ее движениями. Работу следует вести на вольте с помощником. Помощник все время слегка туширу­ет задние ноги лошади концом хлыста, а дрессировщик одной рукой удерживает ее голову прямо и в сборе, легко прикладывает хлыст к боку в момент поднятия односторонней задней ноги или в момент опускания односторонней передней. Если при этом дрессировщик будет все время следить за сохранением ровного темпа движения и хлыст будет прикладываться к боку лошади точно в указанные мо­менты, то лошадь очень скоро от хлыста будет выдерживать при­поднятую заднюю ногу, а от выдерживания повода сделает более высокие движения передними ногами. За удачное исполнение следует ее сейчас же обласкать и прекратить на время работу. Снова начи­нать упражнение надо теми же приемами, действуя хлыстом очень осторожно, выжидая, когда от усиления его действия (туширования) лошадь снова сделает требуемое движение. Через три-четыре урока лошадь будет исполнять уже более или менее связно два-три высоких темпа. Это и есть начало пассажа. Очень постепенно дрессировщик заставляет свою лошадь делать все большее и большее количество таких темпов. Здесь необходимо помнить, что не только количество, но и качество решают дело. Постепенно лошадь будет привыкать и исполнять эти начальные темпы по первому тре­бованию дрессировщика. С самого начала эту работу лучше производить на обе стороны. Очень часто на первых порах лошадь на одну сторону идет лучше, чем на другую. Работу по кругу (вольту) полез­но чередовать с работой по прямой, чаще меняя направление. Лошадь должна усвоить, что от нее требуется. Поэтому следует немедленно прекращать работу, как только она сделает высокое и энергичное дви­жение.

Хотя выше и говорилось, что лошадь, обученная пиаффе, легко пой­дет пассажем, этого можно добиться совершенствованием рыси, а затем уже, сокращая пассаж, довести его до пиаффе. Начинать пас­саж следует в том случае, если рысь доведена до совершенства, то есть до полного сбора. Двигаясь в сборе, лошадь становится легкой и послушной. Это возможно только тогда, когда сбор основывается на прочном стремлении лошади вперед, иначе — на ее импульсивности. Это правило в основном относится к пассажу, и тот дрессировщик, который игнорирует эти советы, никогда не добьется от лошади хоро­шего пассажа.

Можно утверждать, что лошадь, которая добросовестно была прове­дена через все стадии рыси, может идти пассажем, а лошадь, пассаж которой доведен до возможного совершенства, умеет пиаффировать. Итак, пассаж и пиаффе — это два аллюра, которые своим совершен­ствованием помогают друг другу.

Выслав лошадь на рысь и хорошо собрав ее, дрессировщик усилива­ет шенкеля и слегка удерживает ее поводом. От этого воздействия шаги лошади сразу же делаются выше и реже. Если в это же время дрессировщик будет прикладывать Шпоры в такт движения диаго­нальных ног, то лошадь начнет как бы подскакивать. Это будет пер­вый намек на пассаж под всадником. Будучи поощрена за это, ло­шадь при переходе с рыси в шаг будет брать этот темп и охотно от­бивать его.

С тех пор как дрессировщику удалось получить от своей лошади не­сколько шагов пассажа, он должен быть особенно осторожным в дальнейшей работе и с этого времени резко разграничивать движения обыкновенной, хотя бы и очень собранной рыси, с движением пас­сажа, предъявляя к рыси и пассажу совершенно различные требова­ния, иначе рысь сольется с пассажем, а пассаж будет похож на рысь и с самого начала своего возникновения утратит присущую ему гра­циозность.

Дело в том, что, усвоив первые темпы пассажа и будучи поощрена за них, лошадь, желая угодить, будет предлагать их и при исполнении рыси. Неопытному дрессировщику это может льстить, и позволяя лошади э

Категория: Литература. | Добавил: Lany (24.12.2007)
Просмотров: 2448 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Большой конный мир. [12]
Ветеринария. [6]
Полезное. [11]
Литература. [116]
Подсказки начинающим. [3]
Разное. [0]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
www.filly.msk.ru Сайт посвящённый НХ
www.raiter.flyboard.ru Конно-тематический форум Raiter
www.prokoni.ru Сайт любителей лошадей
Лошади и конный спортRambler's Top100
Эквихелп - общество помощи лошадямGoGo.ru 
 
 
 
  
Gogo.Ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
500
Наш опрос
Чем вы занимаетесь с лошадью?
Всего ответов: 304
Copyright MyCorp © 2024