Horsik



Каталог статей
Главная | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Литература.

Дрессировка лошади в цирке. Часть-4

При накладывании на молодую лошадь седла в первый раз нужно быть весьма осторож­ным, чтобы ее не напугать. Лучше всего седловку производить вдво­ем. Во время седловки для отвлечения внимания лошади ее следует подкармливать овсом, хлебом, морковью. Подпруги подтягивают лишь настолько, чтобы они слегка придерживали седло. Поводья пропускают под подбородный ремень, чтобы они не болтались и ло­шадь не могла на них наступить; стремена поднимают по путлищу вверх. Пристегнув лонжу к внутреннему кольцу трензеля и носово­му ремню капсуля (одновременно), дают указание помощнику об­вести лошадь шагом по писте один-два круга, а затем выпускают ее. Большинство молодых лошадей в первые минуты скачут «сломя голову» и, ничем не сдерживаемые, могут упасть и ушибиться. Для предотвращения этого следует укреплять лонжу на голове лошади по способу «лонжа-фикс». В этом случае конец лонжи пропускают через внутреннее кольцо трензеля, перекидывают через затылок на другую сторону и пристегивают к наружному кольцу трензеля. Пе­редние ноги молодой лошади для предохранения от травм бинтуют трикотажным или фланелевым бинтом на вату или ватник. Погоняв лошадь около пяти минут в одну сторону, оставляют шамбарьер, голосом успокаивают ее и, постепенно укорачивая лонжу, подходят к ней, оглаживают и, пристегнув лонжу за другое трензельное кольцо, пускают ее в обратную сторону. Можно перевести лошадь на другую сторону, не вводя ее в центр манежа (на капцунге). Если лошадь пойдет галопом (но не карьером), задерживать ее движение не следует.

Первые два-три урока можно предоставить лошади возможность ид­ти любым аллюром (кроме карьера), лишь бы ее движения были энергичными. Следующие уроки ведут рысью или шагом.

 

ОТРАБОТКА ПРАВИЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

 

Добиться ровной рыси довольно просто: уже на третьем или четвертом уроке всякая лошадь, выполнит это упраж­нение.

Допустим, что лошадь идет налево. Дрессировщик, находясь в цент­ре манежа, держится на уровне плеча лошади лицом к ней, как бы замыкая ее между лонжей, указывающей путь вперед от себя (в левой руке), и шамбарьером (в правой руке). Чтобы заставить ло­шадь тронуться рысью, по команде, можно прищелкнуть языком, слегка тронув шамберьером по задним ногам между скакательным суставом и путом или только перенести шамбарьер назад.

При дальнейшей работе этот прием приносит большую пользу. Часто лошадь бросается вперед галопом, тогда ее ход умеряют колебанием лонжи (легким натягиванием, если лонжа зафиксирована как лон­жа-фикс) и успокаивают голосом. Лонжа никогда не должна быть сильно натянута; лошадь должна чувствовать лишь ее тяжесть или же колебание, которое производит рука дрессировщика. Если каждый раз, когда колебанием лонжи желают умерить ход лошади (перевести с галопа на рысь), говорить коротко и громко: «Рысью!», лошадь скоро поймет, чего от нее хотят, и привыкнет по­виноваться даже одному голосу.

Когда добились спокойной рыси в продолжение целой репризы, переводят лошадь в шаг тем же лег­ким колебанием лонжи, говоря при этом более спокойно и протяж­но—«Шагом!». По команде «Галопом!» шамбарьер переносится назад. Если лошадь по этой команде поднялась в галоп не с той ноги, это называется «фальшь» (вынос вперед наружных ног). В этом случае необходимо лошадь приостановить, занести шамбарьер вперед и, придержав лонжу, когда лошадь изменила вынос ног и по­шла правильным галопом, шамбарьер перенести против гурты; лон­жа при этом слабо натянута. В продолжение урока на лон­же следует заставлять лошадь двигаться поочередно по первой, вто­рой и третьей листе. В дальнейшем можно оставить лонжу и руко­водить лошадью только шамбарьером и голосом.

Такая работа реко­мендуется как лучшее средство дать лошади успокоиться. Лошадь горячая или игривая теряет при этом излишнюю энергию и стано­вится более внимательной и послушной. Ленивую лошадь можно таким способом заставить энергичнее двигаться вперед. При этом у лошади сама собой вырабатывается привычка идти без посторонней Поддержки. Упряжная лошадь упирается в хомут, верховую поддерживает всадник, а на лонже она должна держаться сама. Это уп­ражнение очень полезно даже для старых лошадей, так как дейст­вует успокаивающе, к тому же вырабатывает у них гибкость, лов­кость и уверенность аллюров. При поддержке энергичной рыси в продолжение всей репризы (пять минут в одну сторону и пять минут в обратную) у лошади развивается дыхание. Наконец, лошадь получает необходимый моцион, которого она была бы лишена, так как первые уроки под седлом ведутся шагом. Затем обучают лошадь идти к дрессировщику по его зову. Для этого по команде «Ко мне!» дрессировщик приостанавливает ход лошади; плавно укорачивает лонжу, притягивает лошадь к себе, отступая в то же время назад настолько медленно, чтобы лошадь с каждым ша­гом приближалась к дрессировщику. Шамбарьер убирается за спи­ну. Когда лошадь подойдет на длину вытянутой руки, ее останавли­вают, оглаживают по шее, успокаивают голосом и дают морковку или кусочек хлеба. Следует избегать малейшего движения корпусом впе­ред, так как лошадь может броситься назад и сразу сделается недо­верчивой. Если лошадь не напугать в то время, когда она подходит к дрессировщику, то ласка, угощение и успокаивающий тон голоса покажут ей, что опасаться нечего. Она скоро станет доверчивее и охотно будет подходить к человеку не только вдоль барьера, но и к центру манежа. Однако лошадь должна это делать лишь по требова­нию дрессировщика.

После нескольких уроков на лонже следует перейти к работе с по­мощью развязки.

 

РАБОТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВЯЗКИ (АРНИРА), НА ЛОНЖЕ ИЛИ БЕЗ НЕЕ

 

Работа эта очень полезна, она развивает и совершенству­ет гибкость лошади и свободу ее движений, дисциплинирует, но тре­бует осторожности со стороны дрессировщика и главное — отсутствие поспешности. Неумелым, грубым применением развязки можно вко­нец испортить лошадь. Кроме того, не все молодые лошади могут ра­ботать с арниром. Однако из арсенала дрессировщика резиновый ар-пир исключить ни в коем случае нельзя. Огромное преимущество арнира заключается в том, что дрессировщик видит лошадь со стороны, может заметить малейшие погрешности аллюра, положения головы. Применение арнира полезно при работе не только с молодой лошадью, но и с лошадью, уже выезженной для исправления неправильных движений. Работу под развязным троком с помощью лонжи практикуют: для слабых лошадей, для излишне упирающихся в один из поводьев, для отказывающихся идти правильным галопом с одной из ног, для иду­щих за поводом и через повод и для лошадей излишне горячих. Исправление недостатков работой при помощи развязки: если ло­шадь ложится на один из поводьев, например на правый, то она обыкновенно поворачивает голову налево, сваливая затылок вправо, то есть избегает упора на левый повод. Причина — излишняя чув­ствительность десны с одной стороны челюсти. Избегая упора на удило этой десной, лошадь сильнее упирается на противоположную сторону.

Для исправления этого недостатка (убедившись в отсутствии на десне болезненного процесса) следует укоротить развязку не с той сто­роны, с какой лошадь ложится на повод, а с той, с которой она его избегает. Если лошадь возьмет с этой стороны повод, то возьмет и правильный упор на удило, обеспечивая правильный постав головы и шеи.

Лошадей, не берущих повод (идущих за поводом), надо развязать не­сколько больше и, двигаясь прибавленной рысью и галопом, добиться, чтобы лошадь взяла повод. Лошадь, избегающую идти галопом с ка­кой-либо ноги, например с левой, короче развязывают на ту сторону, с какой она не хочет идти, и посылают вперед.

 

РАБОТА ЛОШАДИ НА КЛАВИШАХ (ТРАББАРЬЕРЫ-КАВАЛЕТТИ)

 

Систематическая работа лошади на невысоких барьерах (кавалетти) имеет огромное значение при дрессировке. В основном она преследует развитие мускулатуры лошади. Ее заставляют выпол­нять определенные контролируемые и регулируемые по высоте и ши­рине движения; поднимать ноги выше, чем обычно, и тверже ставить их на землю. Одновременно такая работа полезна для всего организ­ма животного, она ведет к улучшению аллюров лошади, особенно рыси, придавая им красоту и легкость; совершенствуется ритм и со­размерность движений; помогает лошади расслабить мускулатуру и устранить скованность, в особенности у лошадей с неправильными, испорченными аллюрами; является также хорошим подготовитель­ным упражнением к пассажу и пиаффе. На клавишах лошадь можно тренировать на лонже, «на свободе» и под всадником. Вначале (после разминки) лошадь заставляют пере­шагивать через препятствия, то есть через лежащие на земле жерди (приблизительно 4—5, расстояние между ними 70—90 см). Затем че­рез три-четыре урока высоту жердей увеличивают до 15—20 см, вначале поднимают две средние жерди и в дальнейшем остальные. При переходе на рысь расстояние между жердями увеличивают до 130—140 см, а в конце периода занятий, особенно если применяют ра­боту на клавишах как подготовку к выполнению элементов высшей школы, сокращают до 100—110 см (в зависимости от габаритов лоша­ди и ее способностей). Высоту же можно постепенно доводить до 35 см.

Работая на клавишах с лошадью на свободе, надо, чтобы она была на свободном арнире (развязке), обеспечивающем низкое положение ее головы, для чего арнирные поводья прикрепляют как можно ниже, примерно на уровне пряжек подпруг. Спокойных лошадей можно сразу пускать на «свободе». Нервных и горячих — сначала на лонже.

При переходе к работе лошади на клавишах под всадником следует вначале вернуться к жердям, лежащим на земле, поднимая их в даль­нейшем.

Для всадника целесообразность работы на клавишах ничуть не мень­ше, чем для лошади, она ведет к снятию натянутости и напряжения в посадке всадника, делает ее гибкой и непринужденной, помогает всаднику «чувствовать» лошадь и следовать своим телом за се дви­жениями. Работая на клавишах, всаднику следует:

1. Расслабиться.

2. Удерживать лошадь в прямом направлении.

3. Держать руки с поводьями как можно ниже, не мешая лошади опустить голову.

4. Шенкелями побуждать лошадь к движению вперед.

5. Слегка уклонить свой корпус вперед.

6. Временами бросать стремена.

 

Глава 3. РАБОТА ЛОШАДИ «В РУКАХ» (БЕЗ ВСАДНИКА)

 

Сущность этой работы заключается в том, чтобы сгиба­нием позвоночника в вертикальной и горизонтальной плоскостях под­готовить лошадь к работе под всадником, научить элементарному по­ниманию основных приемов управления и приучить ее двигаться вперед с подведенными задними ногами и правильным положением шеи и головы. Работой в руках достигается:

1. Ознакомление лошади с действием поводьев и подготовка ее к по­ниманию действий шенкелей.

2. Приучение лошади двигаться от действия шенкелей (туширование хлыстом).

3. Развитие способности лошади двигаться вперед, не упираясь в че­люсти и в затылок при подведенной задней части корпуса и правиль­но поставленной шее.

4. Отработка мягкости движений затылка и челюсти.

5. Свобода движений передних ног лошади, гибкость ее в боках и в суставах задних конечностей.

Работа «в руках» ведется в следующей последовательности: сначала отрабатывают прямые сгибания шеи и головы в вертикальной плоско­сти (работа по прямому направлению на цирковом манеже носит не­сколько условный характер, так как, двигаясь вдоль барьера, лошадь чуть изгибается), затем боковые сгибания, также вдоль барьера «в руках». При работе в руках прямыми сгибаниями вырабатывают:

1. Чувствительность рта лошади (рот должен реагировать на требова­ния повода «сдаванием» нижней челюсти).

2. Развитие способности самоуравновешиваться с наименьшей затра­той сил.

ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД «В РУКАХ»

 

Лошадь ставят вдоль барьера, например для движения налево. Мундштучные поводья забрасывают лошади на шею, конец трензельных поводьев — в левой руке дрессировщика. В эту же руку берут и хлыст, опуская его концом вниз, вдоль левой ноги. Правой рукой держат трензельные поводья у подбородка лошади, пропуская указательный палец между поводьями (рис. 19). Затем делают не­сколько шагов вперед.

Если лошадь следует за дрессировщиком, ее оглаживают, если упи­рается, то, подав левую руку назад, осторожно тушируют ее хлыстом у подпруги. Если этого недостаточно, туше повторяют. Обыкновен­но туширования бывает вполне достаточно. Иногда лошадь оказы­вает сопротивление; для того чтобы заставить двигаться, дрессиров­щик вынужден слегка ударить ее по задним ногам. При этом необ­ходимо принять во внимание, что молодая лошадь не всегда понима­ет, чего от нее требуют, ей еще незнакомы средства наказания, кото­рыми располагает дрессировщик; она не боится наказания и плохо понимает ласку (поощрение). Вот почему в таких случаях дресси­ровщику надо быть терпеливым, добиваясь понимания лошадью ласки и наказания, так как вся дальнейшая работа основана именно на этих двух приемах: поощрение и наказание. Если лошадь спокойна и не очень «впечатлительная», она двигает­ся вперед довольно спокойно. Но часто лошадь на удар хлыста отве­чает резким движением и может даже подняться на дыбы, начать «козлить» или быстро осаживать. Если лошадь козлит, дрессировщик правой рукой с поводьями поднимает ей голову, чтобы передать центр тяжести к задним ногам. Держаться при этом дрессировщику следует у плеча лошади, избегая удара ее передней ноги. С подня­той головой лошадь не может «козлить». Поднятие на дыбы гораздо опаснее. Если это случилось, то правая рука немедленно бросает по­водья и дрессировщик должен, удерживая конец поводьев в левой руке, повернуться лицом к лошади, вытянув левую руку. При таком положении лошадь не может достать дрессировщика. Когда лошадь опустилась, к ней нужно осторожно подойти, стараясь скрыть хлыст.

При вторичном подъеме лошади на дыбы следует сильно натянуть поводья, но без «пука». После того как лошадь несколько раз поднимется, не достигнув цели, она может броситься в сторону, но положе­ние, в котором она находится, позволяет ей броситься только влево, то есть внутрь манежа. В этом случае удар хлыстом по боку и нажим повода быстро поставят ее на место. Любые занятия по дрессировке никогда нельзя заканчивать во время сопротивления лошади. Необходимо снова с помощью тех же средств настаивать на выполнении лошадью требования дрессировщика, в данном случае на движении лошади вперед, и не прекращать работу до тех пор, пока она не уступит окончательно. Если лошадь идет хорошо налево, повторяют то же и направо. Затем постепенно приучают лошадь двигаться вперед лишь по щелчку язы­ка. Без этого дальнейшая работа будет затруднительна. Достигается это так: щелкнув языком, дрессировщик делает несколько больших шагов вперед, если лошадь сразу же двинется вперед, он ее оглажи­вает. В противном случае лошадь следует послать вперед хлыстом, нанося им легкий удар по боку лошади у подпруг. Повторяя это уп­ражнение несколько раз в каждую, сторону, легко добиться желае­мого.

 

ПРИУЧЕНИЕ ЛОШАДИ К ШЕНКЕЛЮ

 

Начинать каждый урок следует с повторения пройден­ного, после чего можно постепенно предъявлять лошади и новые тре­бования.

Раз лошадь идет спокойно шагом и слегка сдает при этом на повод, необходимо ее приучать к повиновению шенкелю. Эту работу следует начинать в руках.

Встав перед лошадью, дрессировщик берет левой рукой трензельные поводья около рта лошади и слегка поднимает ей голову. Правой рукой с хлыстом туширует ее слегка с левой стороны у подпруг, где должен лежать шенкель, и одновременно подает голову лошади вле­во, чтобы облегчить ей откидывание задней части туловища впра­во. Здесь всадник применяет так называемое боковое воздействие, так как и повод и шенкель (хлыст) действуют с одной и той же сто­роны.

Дальнейшая выездка производится диагональными средствами управления, то есть повод действует с противоположной стороны той, с ко­торой действует шенкель. Это основной принцип правильной выезд­ки. Если лошадь при этом сделала задними ногами два или три шага вправо (влево), значит она уступила дрессировщику, ее следует ог­ладить; если же она на туширование отвечает ударом задней ноги, нужно поднять ей голову и тем самым перенести ее центр тяжести назад и потребовать от нее выполнения вторично. Проделав это уп­ражнение пять-шесть раз направо и налево, лошадь будет легко уступать в обе стороны на несколько шагов. Нужно довольствоваться лишь несколькими шагами, но чаще возобновлять упражнение, огла­живая каждый раз за послушание. Вновь подчеркиваем, что одобре­ние (сглаживание или дача лакомства) должно следовать немедлен­но за выполнением лошадью требования дрессировщика, точно так же как наказание — за сопротивление (но не за непонимание). Когда лошадь легко уступает тушированию на обе стороны, голову ее можно удерживать прямо, чтобы она повиновалась лишь действию хлыста. Эта работа приучает лошадь переносить и припоминать дей­ствие шенкелей. Кроме того, это упражнение необходимо для перехо­да к боковым сгибаниям.

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ К ПРЯМЫМ СГИБАНИЯМ ШЕИ И ГОЛОВЫ ЛОШАДИ

 

Находясь у левого плеча лошади, стоящей налево по барьеру, правой рукой берут оба мундштучных повода на расстоя­нии 15—20 см от удил, а левой — оба трензельных повода впереди головы лошади (рис. 20). Конец трензельных поводьев и хлыст удерживают в левой руке. Затем левой же рукой подымают вперед голо­ву и шею лошади, а правой, действуя на мундштук, заставляют шею согнуться в затылке, а рот уступить (то есть разжаться и отже­вать). Обе руки действуют с одинаковой силой. Левая рука действует не только вперед, но и снизу вверх. Ее задача— не только не давать лошади оттягиваться, но и заставлять лошадь подымать голову и шею, в то время как мундштук производит сгиба­ние. Если трензельными поводьями действовать только вперед, то в тот момент, когда мундштук произведет сгибание, лошадь сможет опустить голову и тогда произойдет понижение шеи, чего следует из­бегать во все время работы в руках. Если лошадь оттягивается назад или осаживает, усильте действие трензельных поводьев; если лошадь упирается в затылке и не хочет сдать на повод, усильте действие мундштучных поводьев. Ни в коем случае не следует тянуть мундштучные поводья безостановочно, а лучше производить ряд легких и коротких нажимов. Нажимы долж­ны быть настолько короткие, чтобы они не производили на рот лоша­ди впечатление «пуков», и не настолько продолжительные, чтобы у нее могло появиться желание упереться на повод. Как только ло­шадь хоть немного уступила дрессировщику, следует отдать поводья и огладить лошадь, затем снова возобновить работу, но уже настаи­вая на большей уступке, затем снова отдать повод, огладить и т. д. Нельзя при этой работе быть чрезмерно требовательным. Успех бу­дет несомненный и быстрый только при осторожном и ограниченном предъявлении требований. Требования должны возрастать лишь по мере достижения определенного успеха, а не для преодоления со­противления лошади. Необходимо требовать, чтобы лошадь сдала (согнула) не только в шее, но и уступила ртом, то есть отжевала удило. Без этого работа не может считаться оконченной.

-----------------------------7d72f843c01f0 Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename="" Content-Type: application/octet-stream
Категория: Литература. | Добавил: Lany (24.12.2007)
Просмотров: 1355 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Большой конный мир. [12]
Ветеринария. [6]
Полезное. [11]
Литература. [116]
Подсказки начинающим. [3]
Разное. [0]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
www.filly.msk.ru Сайт посвящённый НХ
www.raiter.flyboard.ru Конно-тематический форум Raiter
www.prokoni.ru Сайт любителей лошадей
Лошади и конный спортRambler's Top100
Эквихелп - общество помощи лошадямGoGo.ru 
 
 
 
  
Gogo.Ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
500
Наш опрос
Чем вы занимаетесь с лошадью?
Всего ответов: 304
Copyright MyCorp © 2024