Horsik



Каталог статей
Главная | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Литература.

Дрессировка лошади в цирке. Часть-3

Рысь. В фазе опирания и переноса при этом аллюре по очереди нахо­дятся диагональные пары ног, причем опирающаяся пара при уско­рении рыси отрывается от земли раньше, чем опускаются ноги про­тивоположной диагонали, вследствие чего тело лошади какой-то мо­мент находится в воздухе (рис. 6). Чем быстрее рысь, тем продолжительнее время подвисания. На очень укороченной рыси мо­мента свободного подвисания нет. В этом случае отводимая вперед диагональная пара ступает несколько раньше, чем опирающиеся ноги оттолкнутся; тогда, наоборот, лошадь на одно мгновение опирается на все четыре ноги. Колебания позвоночника происходят в горизонталь­ной плоскости, но они выражены значительно меньше, чем на шаге.

В зависимости от скорости перестановки ног и захвата ими простран­ства рысь разделяют на обыкновенную, или среднюю, удлиненную, или прибавленную, сокращенную, или укороченную. Обыкновенная (средняя) рысь. На этой рыси лошадь должна энер­гично, но в то же время без видимых усилий, легко и четко двигать­ся вперед в естественном (среднем) равновесии. Ясно заметно сгиба­ние в суставах энергично работающих задних конечностей. Следы задних ног ложатся на границе передних и на одной линии с ними. Голова лошади слегка выходит вперед от линии вертикали. Для цир­ковой лошади желателен эффектный высокий подъем передних вытя­нутых конечностей, что в сочетании с плавностью и эластичностью движений передних ног создает эффектное впечатление парадности рыси.

Удлиненная (прибавленная) рысь характеризуется более широкими движениями при сохранении достаточной подвижности задних ко­нечностей, энергичная работа которых является одним из основных требований к этому аллюру.

На прибавленной рыси шея лошади вытягивается, плечи больше вы­носятся вперед, фаза подвисания тела лошади в воздухе заметно выражена. Сокращенная (укороченная) рысь. Длина шага лошади на этой рыси значительно укорачивается, движения становятся энергичнее, шея округляется, голова принимает положение, близкое к вертикальной линии. Следы задних ног ложатся позади следов передних. На очень сокращенной рыси отсутствует момент подвисания.


Рис.7

 


Галоп. На галопе наблюдается трехтактное опирание и подвисание. На очень сокращенном галопе подвисание отсутствует (рис. 7,8). Галоп бывает с правой и с левой ноги. При галопе с правой ноги ло­шадь в первый такт опирается на левую заднюю ногу, переносит на нее всю тяжесть корпуса и отталкивается ею вверх и вперед. Во вто­рой такт она подставляет одновременно левую переднюю и правую заднюю ноги, а в третий — принимает весь корпус на правую переднюю ногу. При галопе с левой ноги опирание ног происходит в следующей последовательности: правая задняя — правая диагональ (правая передняя и левая задняя) — левая передняя. Движение, при котором лошадь на галопе не выносит вперед одно­временно ноги одной и той же стороны, то есть передней ногой идет с одной стороны, например галопом с левой, а задней — с другой (с правой), является неправильным, в таких случаях говорят, что ло­шадь крестит.

Работа каждой диагонали лошади значительно отличается одна от другой. Считают, что при галопе с правой ноги наибольшее напряже­ние испытывает левая задняя нога и правая передняя, которые при­нимают на себя всю тяжесть падающего тела лошади. Особенно это наблюдается у цирковой лошади, бегущей по кругу манежа диамет­ром 13,5 м и преодолевающей центробежную силу, вследствие чего происходит значительное прогибание путовых суставов этих ног. При галопе с левой ноги происходит обратное и наибольшее утомление ис­пытывают правая задняя и левая передняя. При правильном галопе под всадником задние ноги лошади подводятся под ее корпус, опорная нога при этом находится в фазе сгибания. Во время галопа слышны три удара копыт о почву: первый удар соответствует опусканию на землю задней отталкивающейся ноги, второй происходит в момент соприкосновения с землей диагональной пары ног (он наиболее силь­ный) и третий происходит при наступании передней ведущей ноги. Пауза между вторым и третьим ударами более продолжительна, чем между первым и вторым.

Шея лошади на галопе опускается в вертикальной плоскости в мо­мент опирания ведущей передней ноги и поднимается после того, как на землю опускается диагональная задняя нога. Эти чередующиеся движения шеи облегчают работу поясницы лошади, нагрузка на ко­торую при галопе особенно велика.

Горизонтальные колебания позвоночника на галопе, в отличие от ко­лебаний на шаге и рыси, несимметричны. После опирания ведущей передней ноги голова лошади отклоняется в сторону противополож­ной ноги, что способствует натяжению мышц, заставляющих дви­гаться вперед ведущую диагональ (тонические рефлексы). Затем го­лова лошади идет к средней линии, и шея принимает прямолинейное положение. При галопе налево позвоночник лошади принимает форму буквы «5», а при галопе направо — обратную форму. Следо­вательно, тело лошади на галопе всегда несколько изогнуто. По скорости движения и положению тела лошади различают сред­ний галоп, прибавленный (полевой), сокращенный (манежный) и скаковой (карьер).

Средний галоп. При движении средним галопом лошадь находится в среднем равновесии, двигаясь свободно и непринужденно. Голова несколько впереди линии вертикали. Прибавленный галоп характеризуется явно выраженным подвисанием тела лошади в свободном полете в воздухе между третьим и пер­вым тактами. Ширина шага увеличивается до 4,5 м, шея вытягива­ется, лицевая часть головы также несколько вытягивается вперед. Скорость движения увеличивается за счет увеличения амплитуды ша­га, а не за счет частоты перебора ногами. На сокращенном галопе уве­личивается сбор лошади: активизируются движения конечностей, задние ноги больше подводятся под туловище, заметно увеличивает­ся степень сгибания опорной задней ноги. Устойчивость лошади на движениях уменьшается. При максимально сокращенном галопе ло­шадь может перейти на четырехтактное опирание, при котором по­рядок постановки ног следующий: галоп справа — первый удар зад­ней левой, второй — задней правой, третий — передней левой, чет­вертый — передней правой. Чередование ударов довольно равномер­ное. Сокращенный галоп можно довести до галопа на месте и двига­ясь назад. При этом замедленном ритме лошадь отбивает такты галопа, совсем не продвигаясь вперед и даже подаваясь назад. Движение лошади таким галопом является верхом совершенства дрессировки цирковой лошади.

Иноходь — способ передвижения, при котором происходит односто­роннее опирание ног в два такта (рис. 9). Благодаря большой частоте шага иноходь по сравнению с рысью является более быстрым аллю­ром.

 

Часть III ОСНОВНАЯ ВЫЕЗДКА ВЕРХОВОЙ ЛОШАДИ

 

Главная цель основной выездки — подготовить лошадь к выполнению любых номеров конного цирка и особенно элементов высшей школы верховой езды или, другими словами, правильно уравновесить ее под тяжестью всадника, укрепить и развить ее мус­кулатуру, нервную систему, дыхание и сердце, сделать лошадь гиб­кой и подвижной, выработать у нее необходимые условные рефлек­сы и добиться полного повиновения ее человеку. В результате ос­новной выездки лошадь должна совершенна свободно ходить под всадником тремя основными аллюрами (шаг, рысь, галоп), плавно и мягко переходить из одного аллюра в другой с правильным поло­жением головы и подведенной задней частью корпуса, исполнять повороты, заезды, вольты, осаживания, преодолевать небольшие препятствия, спокойно и правильно стоять в стойке, хорошо дер­жать повод, спокойно относиться к освещению, оркестровой музыке различным посторонним звукам, зрителям.

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

ПРИУЧЕНИЕ МОЛОДОЙ ЛОШАДИ

 

В цирковые конюшни молодые лошади (трех-четырех лет) могут поступать непосредственно с конных заводов, не заез­женные (только оповоженные) или прошедшие заводской тренинг и с ипподромов после сезона скаковых испытаний. Не заезженные (табунные) молодые лошади поступают в цирк ред­ко, и в этом случае их следует прежде всего приучить к людям, ко­нюшенному содержанию, корму, уходу, манежу и т. д.

Каким должен быть тренер-дрессировщик. На одном из совещаний М. И. Калинин характеризовал труд животновода не как ремесло, а как искусство, что полностью можно отнести к работе дрессиров­щика.

Дрессировщик обязательно должен быть человеком сильного харак­тера, разумно настойчивым, терпеливым, наблюдательным, обладать спокойствием в самых сложных ситуациях работы с лошадьми. Иметь большую физическую силу дрессировщику не обязательно, так как борьба между дрессировщиком и лошадью не выгодна ни той, ни другой стороне. Однако некоторая физическая сила требует­ся для того, чтобы справиться со строгими от природы или испор­ченными предыдущей работой лошадьми. В конечном же счете ус­пех в дрессировке решается прежде всего мягким обращением, а не силой. Глубокие знания биологических особенностей лошади помо­гут дрессировщику правильно использовать в своей работе так на­зываемые анализаторы лошади: слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный; рационально организовать уход, содержа­ние, кормление порученной ему группы лошадей. Конечно, дрессировщик — это в первую очередь работник культуры, искусства, отсюда требование к нему — быть артистичным, иметь художественный кругозор и вкус, уметь компоновать и разнообра­зить номера своей программы, органически соединяя безупречную но чистоте классическую выездку лошадей с художественными сред­ствами цирковой выразительности, что при обязательном условии преданности и любви к лошадям, к конному жанру приведет к на­стоящему творческому успеху.

Первое знакомство с лошадью. Если молодая лошадь прибыла в цирковую конюшню по железной дороге и от места выгрузки до ко­нюшни прошла небольшое расстояние (не успела размяться), ее следует перед помещением в конюшню хорошо выводить. Желатель­но проводку летом организовать на открытом воздухе. Водить нуж­но около часа, затем в конюшне зачистить ее, растереть ноги, забинтовать сухим трикотажным бинтом, накрыть попоной и дать сена, а через час напоить и дать овес или, лучше, кашу маш.

На следующий день надеть на нее уздечку и вывести в манеж. Во­дить следует, если позволяет загруженность манежа, около часа в течение двух-трех дней. Во время проводок тренер-дрессировщик может многое подметить как в сложении лошади, в ее движениях, так и некоторые стороны ее характера и темперамента. Однако впечат­ление, вынесенное из этих наблюдений, не должно быть решающим, тут легко можно впасть в ошибку: игривость можно принять за каприз, доброту — за леность, неловкость движений — за слабость и т. д.

Одним словом, надо наблюдать, изучать лошадь эти три дня, но не спешить произносить свое решающее слово. Не следует забывать, что приведенная молодая лошадь — сырой материал, из которого тренеру-дрессировщику самому предстоит создать своего партне­ра-друга.

Рекомендуется тренеру-дрессировщику по несколько раз в день за­ходить в денник к лошади, оглаживать ее, похлопывать по шее и крупу. Говорить ей слова мягкие по интонации, приучать брать с руки кусочки хлеба, моркови. Сахар давать не рекомендуется, так как лошадь после него лижет стенки и выступы в деннике, что ино­гда приводит к прикуске. Расчесывать ей прядями гриву, почесывать за ухом, одним словом, делать все то, что приятно лошади. Глаза у нее становятся добрыми, уши «сторожат», она как бы вслушива­ется и внюхивается в человека.

 

ПРАВИЛА ВЫЕЗДКИ

 

Выездка молодой лошади состоит из работы на лонже (корде), с арниром и без него, работы в руках (без всадника) и ра­боты под всадником. Большое значение имеет систематичность за­нятий. Ежедневная работа молодой лошади не должна быть слиш­ком утомительна (в первое время не более полутора-двух часов). Лошадь продолжает расти и крепнуть, поэтому ни в коем случае нельзя предъявлять к ней непосильных требований. Если лошадь в работе становится вялой, следует сейчас же прекратить или уменьшить работу, а если лошадь продолжает оставаться вялой и отказывается от корма, то необходимо срочно обратиться к ветери­нарному врачу.

Не следует сразу выезжать не бывшую под седлом молодую лошадь под всадником без предварительной подготовки, то есть требовать от нее двойную работу, обременяя ее тяжестью всадника, и не научив ее предварительно способам, при помощи которых она могла бы со­хранить свое естественное равновесие, и, не ознакомив ее с услов­ными знаками (средствами управления—раздражителями), с кото­рыми всадник выражает ей свои требования. Лошадь даже «поняв» (выработав условные рефлексы) эти условные знаки (раздражители), но не будучи предварительно подготовлена соответствующей тренировкой, не в состоянии легко исполнить тре­бование всадника и при малейшей неосторожности или форсирова­нии выездки сопротивляется всеми силами и становится нервной. Большинство молодых лошадей под всадником даже на шагу идут с перенесением значительной части своего веса на передние ноги. Движение более быстрыми аллюрами, без предварительного поня­тия о равновесии, еще более заставляет молодых лошадей перено­сить тяжесть своего тела на передние ноги и этим преждевременно их разрушает.

Нельзя одними переходами в прибавленный аллюр или увеличением реприз уравновесить лошадь. Побуждение вперед, конечно, необхо­димо, так как получаемый размах, инерция движения наполовину облегчают работу, но только в том случае, если лошадь уже умеет до известной степени распределить свою тяжесть сообразно выпол­няемому упражнению. Таким образом, можно рекомендовать следующее:

1. Не садиться на лошадь, не дав ей понятия о равновесии рабо­той с помощью лонжи, с развязкой и без нее и на клавишах (траб-барьеры, кавалетти).

2. Добиваться равновесия в постоянном побуждении лошади дви­гаться вперед.

3. Не требовать вначале от лошади под всадником упражнений, с которыми она не будет ознакомлена предварительно без всадника (работой в руках).

Ниже дано описание работы при помощи лонжи, с развязкой (арниром) и под всадником, применительно к молодой лошади, не бывшей под седлом. Естественно, что с лошадьми, прошедшими заводской тренинг или скакавшими, нет нужды длительное время работать при помощи лонжи и развязки. Эту работу можно сократить, но исключать из выездки не следует ни в коем случае (особенно при работе скакав­ших на ипподроме лошадей).

 

 

Глава 2. РАБОТА С ПОМОЩЬЮ ЛОНЖИ

 

ПРИЕМЫ РАБОТЫ

 

При подготовке молодой лошади большое значение имеет работа с помощью лонжи и развязки. Ее основные приемы следующие:

1. Движение руки вперед в направлении движения лошади побуж­дает ее прибавить ход.

2. Легкое колебание лонжи убавляет или останавливает ход лошади.

3. Движение руки от себя, снизу вверх, заставляет лошадь расши­рить круг, а движение к себе уменьшить его и идти передней частью корпуса более или менее внутрь круга.

4. Легкое движение вперед и вверх употребляют тогда, когда за­мечают, что лошадь начинает сильно ложиться на удило. Не следует вначале чрезмерно укорачивать развязные поводья, а нужно подбирать лошадь, насколько допускает естественная пристановка ее головы и насколько это необходимо, чтобы лошадь с наименьшим напряжением уступила (в затылке) действию повода на ее рот.

Когда лошадь равномерно, послушно ходит на развязке шагом и средней рысью, можно начать работать с ней на прибавленной ры­си. Все переходы лошадь должна производить спокойно и плавно. Нужно знать следующее:

1. Все уроки под развязным троком производить с частыми оста­новками, не утомляя лошадь.

2. Не торопиться переходить от одного упражнения к другому, бо­лее сложному.

3. Не добиваться абсолютного совершенства при исполнении каждо­го требуемого от лошади движения, а довольствоваться тем, что она в силах сделать в данное время.

 

ПЕРВЫЕ УРОКИ

 

Работу молодой лошади при помощи лонжи обычно на­чинают через три-четыре дня после ее прибытия. Для этого на ло­шадь надевают уздечку или легкий капцунг (рис. 18), к носовому кольцу которого пристегивают лонжу, и седлают.

 


 

Категория: Литература. | Добавил: Lany (24.12.2007)
Просмотров: 2184 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Большой конный мир. [12]
Ветеринария. [6]
Полезное. [11]
Литература. [116]
Подсказки начинающим. [3]
Разное. [0]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
www.filly.msk.ru Сайт посвящённый НХ
www.raiter.flyboard.ru Конно-тематический форум Raiter
www.prokoni.ru Сайт любителей лошадей
Лошади и конный спортRambler's Top100
Эквихелп - общество помощи лошадямGoGo.ru 
 
 
 
  
Gogo.Ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
500
Наш опрос
Чем вы занимаетесь с лошадью?
Всего ответов: 304
Copyright MyCorp © 2024